Основная цель детского сада: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Цель педагога-психолога: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи педагога – психолога:
Ø Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
Ø Создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ.
Ø Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основные направления работы педагога-психолога:
Ø Психодиагностическое.
Ø Коррекционно - развивающее.
Ø Консультативное.
Ø Психологическое просвещение.
Ø Профилактическое.
Ø Организационно-методическое.
I. Психодиагностическое | |||
Категории | Содержание работы | Группы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | Диагностика нервно-психического развития | 1-я младшая | Сентябрь, октябрь |
Диагностика интеллектуального развития (методика С.Д.Забрамная) | Подготовительная, старшая, средняя, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2 | Сентябрь, декабрь | |
Диагностика личностных интересов особенностей детей (самооценка О.В.Хухлаева) | Подготовительная, старшая | Май, январь | |
Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | Октябрь, май | |
Диагностика эмоциональной сферы (методика Л.П.Стрелковой) | Старшая, подготовительная (по запросу родителей, педагогов) | Октябрь, апрель | |
Изучение детской тревожности (тест «Несуществующее животное») | Старшая, подготовительная, разновозрастная № 2 | Октябрь | |
Изучение детско-родительских отношений (тест «Моя семья») | Старшая | Декабрь | |
Изучение психологических особенностей детей, при использовании психолого-диагностических методик: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, беседа | Все группы | В течение года | |
Работа с педагогами | Лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя | Педагогический состав | Сентябрь |
Анкета «Психологический климат в коллективе» | Все сотрудники | Октябрь | |
Психодиагностика личности педагога | По запросу | В течение года | |
Психодиагностика педагогического коллектива | По запросу администрации | В течение года | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей детей групп раннего возраста | 1-я младшая | Сентябрь |
Анкетирование «Как прошла адаптация детей к ДОУ» | Ноябрь | ||
Анкета «Ваш ребенок скоро станет школьником» или «Личностная готовность ребенка к школе» | Подготовительная | Февраль | |
Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ» | Все группы | Май | |
II. Коррекционно-развивающее | |||
Работа с детьми | Психологическое сопровождение процесса адаптации (А.С.Роньжина) | 1-я младшая | В течение года |
Психогимнастика (Е.А.Алябьева, М.И.Чистякова) | 2-я младшая, средняя | В течение года | |
Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л.Шарохина, Л.И.Катаева) | 2-я младшая, средняя, старшая, подготовительная | Октябрь-апрель | |
Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере (авторизированная программа «В стране эмоций») | Старшая, подготовительная | 1 раз в неделю | |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (индивидуально) | 2-я младшая, средняя, подготовительная, разновозрастная № 1, разновозрастная № 2 | Сентябрь-май | |
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска» (С.И.Семенака) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | В течение года | |
Фронтальные коррекционно-развивающие занятия (А.И.Аксенова) | Подготовительная, разновозрастная № 2 | В течение года | |
Авторизированный дополнительный образовательный кружок «Азбука общения» направленный на развитие коммуникативных навыков | Подготовительная, разновозрастная № 2, старшая | Сентябрь-май (1 раз в неделю) | |
Индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия с детьми (пр-мы Арцишевской, Останковой) | По запросу родителей, педагогов | В течение года | |
Работа с педагогами | Занятия по развитию рефлексии | Все сотрудники | В течение года |
III. Консультативное | |||
Работа с педагогами | Консультации по вопросам адаптации детей к детскому саду | По запросу | В течение года |
Консультации по результатам психодиагностики | Все сотрудники | В течение года | |
Психолого-медико-педагогический консилиум по результатам освоения уровней программы «Детство», детей с нарушением речи, задержкой психического развития | Все специалисты | Сентябрь, декабрь, май | |
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» | Все сотрудники | Ноябрь | |
Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам | Индивидуально | В течение года | |
Работа с родителями | Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей | Индивидуально | Сентябрь |
Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации» | 1-я младшая | Сентябрь | |
Консультация «Основные направления деятельности взрослых в семье» (познавательное развитие) | Информационный стенд | Декабрь | |
Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания | Индивидуально | В течение года | |
Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы | Индивидуально | В течение года | |
IV. Психопрофилактическое | |||
Работа с педагогами | Дискуссия «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ» | Все педагоги | Сентябрь |
Коммуникативный тренинг | Все педагоги | Ноябрь | |
Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей» | Все педагоги | Декабрь | |
Тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения у педагогов | Все педагоги | Март | |
Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ. | Согласно годовому плану ДОУ | ||
Работа с родителями | РОДИТЕЛЬСКИЕ ЛЕКТОРИИ: | ||
«Психологические особенности детей дошкольного возраста» | Во всех возрастных группах | Сентябрь, октябрь | |
«Маленький человек в новой среде» (проблема адаптации) | 1-я младшая | Октябрь | |
«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» | 2-я младшая | Ноябрь | |
«Готовность к школе» | Подготовительная | Май | |
V. Психологическое просвещение | |||
Работа с педагогами | Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп «Страничка психолога» | Все сотрудники | В течение года |
Выдача книг психологической библиотеки (по запросу) | Индивидуально | В течение года | |
Работа с родителями | Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам: | ||
«Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?» | 1-я младшая | Сентябрь | |
«Как бороться с детской истерикой?» «Как правильно хвалить ребенка». «Ребенок у экрана». «Как родителям помочь застенчивому ребенку?» «Ребенок с синдромом гиперактивности». «Агрессивный ребенок». «Возрастные кризисы 3-х и 7-и лет». «Скоро в школу». | Все группы | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
Составление и распространение памяток «Адаптация к садику на отлично!»; «Кнутом или пряником?» и рекомендаций | По запросу | В течение года | |
VI. Организационно-методическое | |||
Участие в конкурсах, семинарах ДОУ, города и края | В течение года | ||
Проведение недели психологии | Во всех возрастных группах | Согласно годового плана ДОУ | |
Планирование деятельности, ведение рабочей документации | Ежедневно | ||
Посещение и выступление на ГМО | Согласно годового плана УО | ||
Выступление на педсоветах | Согласно годового плана ДОУ | ||
Выступление на родительских собраниях | В течение года | ||
Заключение соглашений с родителями о разрешении на работу с воспитанниками ДОУ | Сентябрь | ||
Подготовка материалов на информационные стенды | В течение года | ||
Разработка рекомендаций, памяток и буклетов | В течение года | ||
Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков | В течение года | ||
Подготовка и размещение материалов на официальном сайте детского сада | В течение года | ||
Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (опираясь на результаты диагностики) | В течение года |
Педагог-психолог: _____________________/Петровская В.П./