Великая Отечественная война. Конец 19 века




Введение

«У каждого из нас, кроме общей великой Родины, есть родина малая, где проходят годы детства и юности, где мы впервые узнаем о близких и чужих людях, о жизни. Для меня таким местом является село Татарское Маклаково Спасского района Нижегородской области, раскинувшееся по берегам двух рек - Маклак и Черноречье. Как появилось наше село, какие люди здесь жили многие века назад? Летопись села насчитывает более четырехсот столетий. Возникло оно в один из самых сложных периодов в жизни многонационального Российского государства - Смутное время начала 17 века, когда в Курмышском уезде на пустошах по берегам речек Маклак и Черноречье поселились первые семьи служилых татар – мишарей. В низине у речки климат был влажный и росло много мха (по татарски мох - это мук, муклек, муклекка). Жители скрывая от других свое поселение называли его “муклек”, (муклекта, пошли муклукка). Впоследствии отдельные татарские семьи слились в одну большую деревню, которая стала называться Маклаково. Предположительно, отсюда и начинаются корни моей родословной. Значит, я могу себя считать потомком татар – мишарей.

Народная мудрость гласит – «Без корня и полынь не растет». А чтобы знать свои корни, человек должен знать историю своей семьи.

Через историю родов вживую постигаются история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно. В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Ведь современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

По мусульманским традициям, каждый человек должен знать своих предков до седьмого колена. Ислам учит: память о давших тебе жизнь не должна быть предана забвению.

Я, Салимжанова Галия, являюсь представителем рода Салимжановых. Наш род зародился несколько веков назад, а какое представление мы имеем о наших предках с 19 века?

О прошлом своего рода я узнала благодаря рассказам своих бабушек и некоторым историческим сведениям, которые смогла найти, посмотреть, прочитать в различных источниках.

Мы с семьей составили родословную нашей семьи, наше генеалогическое древо, нам удалось изучить пять ветвей, то есть пять поколений. В ходе своей исследовательской работы мне удалось собрать больше информации по материнской линии. Среди представителей нашего рода были и есть люди разных профессий: учителя, крестьяне, рабочие, колхозники, строители, врачи.

История нашего рода неразрывно связана с историческими событиями, происходившими в стране за два века. Я хочу показать основные вехи нашего рода.

Конец 19 века

Начинает материнскую линию мой прапрадедушка Юнис, 1886 года рождения. Это конец 19 начало 20 веков. Тогда в Татарском Маклакове проживало 3760 человек. Число дворов около одной тысячи. В административном отношении село составляло отдельную Татаромаклаковскую волость Васильсурского уезда. По сведениям за 1890 год, право на земельный надел в волости имели только 1245 душ мужского пола. В итоге же каждой душе из общего количества 2995 десятин пашни приходилось в среднем по 2,4 десятины. Поэтому огромное село жило в основном за счет отходных заработков. Причем некоторые работали на стороне круглый год. Маклаковцев можно было встретить среди сторожей, грузчиков и других работников на Нижегородской ярмарке, пристанях в Нижнем Новгороде, Ярославле и в других поволжских городах. И мой прапрадедушка Юнис, юноша крепкого телосложения, работал грузчиком на одной из пристаней Нижнего Новгорода.

 

Век

Установление советской власти

В начале 20 века (1906 году) рождается новая семья Юниса и Хабиби. У них появляется на свет сын Абдулдиан (1908 года рождения). Это мой прадедушка. Его детство совпало с новым периодом в истории России. Это свержение самодержавия и установления советской власти в 1917 году.

29 ноября 1929 года в Татарском Маклакове впервые 16 крестьянских дворов создали сельскохозяйственную артель (колхоз) «Житякче» («Путеводитель»). В 1933 году в ней значилось 400 дворов. Среди которых была и семья моего прадедушки Абдулдиана. В первые годы в колхозе техники не было, работали на лошадях.

Великая Отечественная война

Жизнь налаживалась, но размеренность трудовых будней прервала Великая Отечественная война. Она прошла тяжелым отпечатком по жизни всего народа, по всей России, и по нашей малой родине. Во время войны на фронт ушло 10730 жителей Спасского района. Из них на полях сражений полегло около 5 тысяч человек. Вечная память героям!

Война не прошла и мимо моей семьи.

В первые же дни моего прадедушку Абдулдиана призвали в действующую армию. Он участвовал в боях на Курской дуге пулеметчиком. В этих боях получил пулевое ранение и после лечения в госпитале был комиссован из рядов Красной Армии. С прабабушкой Айшой у них было пятеро детей - Хасян (умер в детстве), Али (1956г.р.), Хусяин (1947г.р.), Сайдя (1943г.р.) и моя бабушка Амина (1950г.р.). Скончался прадед в 1983 году.

Мой второй прадедушка, Хасянов Фатех Хасянович, ушел добровольцем на фронт.

В суровые годы войны, мой прадедушка честно выполнил свой патриотический долг - достойно нес службу в доблестных войсках Первого Украинского фронта.

Во всех боях прадед отличался выдержкой, смелостью и огромным желанием постоять за родную землю.

Он был представлен к награде уже 5 июля 1941года. Но награда нашла своего героя спустя 60 лет, в 2005 году. Это медаль «За отвагу». Вернулся с войны в 1945 году с двумя ранениями. Растил и воспитывал пятерых детей.

Низкий поклон моим прадедам и всем героям Великой Победы.

Даже в глубоком тылу война давала себя чувствовать в каждом шагу. Ежедневно лились слезы то в одной семье, то в другой. Плакали, когда провожали родных на фронт, плакали, когда получали страшную весть о гибели близкого человека. Но слезы слезами, горе горем, а работать надо было. Ведь на полях остались работать женщины, подростки да старики.

Одними из которых были мои прабабушки со стороны отца и матери. Их звали одинаково - Айша. По рассказам дочери одной из прабабушек, моей бабушки Амини (мать моего отца), которой было тогда 11 лет, я узнала, о том тяжелом времени, которое пришлось пережить моим прабабушкам и бабушке.

Все четыре года войны трудовая дисциплина в колхозе была строгая. Трудились, не зная усталости, лишь бы посеять да вырастить урожай. Оставшиеся лошади еле-еле волочили ноги. Работали на быках: пахали, боронили, свозили снопы, обмолачивали их и отвозили зерно на ссыпной пункт. Быки и коровы – животные упрямые. Они требовали от погонщика терпения и выдержки. Бывало дело доходило до того, что женщины, подростки впрягались вместо животных в плуг, борону, на себе носили неприподъемные мешки с зерном за несколько километров.

Несмотря на непосильный труд, выдача продуктов на заработанные трудодни была небольшая, так как почти все выращенное отправляли для фронта. Поэтому им пришлось испытать и голод и холод. Зимой у каждого хозяйства остро ощущалась нехватка топлива. Леса считались собственностью государства и строго охранялись. Самовольная вырубка леса на личные нужды являлась серьезным преступлением. Они, от безысходности, украдкой, рискуя жизнью все-таки ходили в лес за вязанкой дров.

Обе прабабушки участвовали в сооружении оборонительных рубежей вокруг городов Горького и Кинешмы, в лесозаготовках. Их героический труд был большим вкладом в разгром ненавистного врага.

 

После войны

Закончилась война, и снова надо было работать не покладая рук. Это оказалось не легко, так как экономика была сильно подорвана. Техники осталось крайне мало. Люди, перенесшие во время войны сильное перенапряжение и душевное потрясение, нуждались в отдыхе.

Шли годы… Жизнь ставила все новые и новые задачи. Настало время вместо мелких колхозов иметь крупные механизированные коллективные хозяйства. В 1950 году татаромаклаковские сельхозартели вновь объединяются в один колхоз имени известного героя гражданской войны В. И. Чапаева. В этом колхозе до пенсионного возраста и проработали обе мои прабабушки Айши, прадедушка Абдулдиан, бабушка Аминя. За их добросовестный и многолетний труд они не раз были награждены медалями и грамотами».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: