Семинарское занятие № 10




 

Тема: Основы теории поведения потребителя

 

1 Суверенитет и рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

2 Равновесие потребителя в теории кардиналистов, принцип максимизации полезности.

3 Ординалистская теория предельной полезности.

4 Потребительский выбор в условиях риска (неопределенности результата). Отношение к риску, категории потребителей.

 

Рекомендуемая литература:

 

Учебная:

1 Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.2, 1996.

2 Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. М., 1994.

3 Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М., 1997

4 Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М.: ДЕЛО, 2001. – гл. 6.

5 Курс экономической теории / Московский гос. Институт международных отношений МИД РФ/ Под общ. ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Киселевой. Киров: АСА, 2000, с. 104 – 111.

6 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 23.

7 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 1999

8 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М., 1992. – гл. 3.

9 Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – гл. 4.

10 Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997, с. 138 – 149.

11 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000. – гл. 22.

 

Дополнительная:

Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России.//Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 2.

 

Основные категории: рациональное потребительское поведение, полезность, количественный подход к анализу полезности, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности, порядковый подход к анализу полезности, кривая безразличия, бюджетная линия, предельная норма замещения, равновесие потребителя.

Темы рефератов:

 

Рациональное поведение и личный интерес.

Задачи и упражнения:

 

1) Когда совокупная полезность товара максимальна, предельная полезность последней потребленной единицы товара:

а) также максимальна;

б) равна нулю;

в) отрицательная;

г) растущая.

2) На какой аксиоме основано доказательство невозможности пересечения кривых безразличия:

а) транзитивности;

б) ненасыщения;

в) независимости потребителя;

г) полной упорядоченности?

3) Определите неверные утверждения:

а) Когда соблюдается условие MUa = MUb, потребитель находится в

Pa Pb

состоянии равновесия;

б) Предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное потребление дополнительной единицы блага.

в) В положении потребительского равновесия общая полезность товара А равна общей полезности товара В.

г) Когда вы приобретаете больше единиц какого-либо товара, то приобретаемая вами предельная полезность растет.

4) Что общего между законом убывающей предельной полезности и законом спроса?

5) Убывает ли предельная полезность при потреблении духовных благ (книг, театра, музыки, кино)?

6) Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3Х, где Х – количество яблок в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5У, где У – количество апельсинов в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина – 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

7) Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения - на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) – 50 центов за единицу, цена развлечений (РH) – 50 центов за единицу;

б) РF = 50 центам, РH = 1 долл.;

в) РF= 1 долл., РH = 50 центам;

г) РF = 40 центам, РH = 40 центам;

д) РF = 50 центам, РH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

8) Построить линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 ден. ед. в месяц с учетом цен: яблоки – 2 ден. ед. за 1 кг, а мясо – 10 ден. ед. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 ден. ед. и при росте цены мяса на 25%? Напишите уравнения обеих бюджетных прямых.

9) Студент читает газеты и слушает музыку, записанную на CD. Цена 1 газеты 1,5 ден.ед., цена 1 CD – 7,5 ден.ед. Предположим, что обычно студент покупает 2 CD и 10 газет. Исходя из представленных в таблице 8 данных, ответьте на вопросы:

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и CD?

б) Какую общую полезность он получает от такой комбинации покупок?

в) При какой комбинации двух товаров студент окажется в равновесии?

 

Таблица 8 – Данные для расчета

 

Количество Общая полезность, ютилы
Газеты CD
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

10) Составьте задачи на определение равновесия потребителя:

а) с позиций кардиналистов;

б) с точки зрения ординалистов.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: