Искусство III Династии Ура




Оглавление

 

Введение. 3

1. Искусство Шумеров. 4

2. Искусство Аккада. 7

3. Искусство третьей династии Ура. 11

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 15

 

 

 

Введение

 

Наивысшего расцвета культура новой эпохи достигает к концу IV – началу III тыс. до н. э. К её главным достижениям относят расцвет храмового строительства, искусства глиптики, новые формы пластики, новые принципы изобразительности.

В IV тыс. до н. э. на территории Месопотамии на юге появился загадочный народ – Шумеры, позже на севере появились Аккадцы. Они проживали на территории двуречья, долины рек Тигра и Евфрата. Точно не известно о происхождение этих народов доподлинно не известно, однако этот народ было хорошо развит: они создали клинопись, колёса для повозки, гончарный круг, впервые получили бронзовый сплав. Именно их разработки получили дальнейшее развитие на Древнем Востоке. Также, до нас дошли изделия из камня и глины, сосуды с характерными способами орнаментации, орудия труда, охотничье ружье, украшения, фигурки и статуэтки.

История Шумерского государства подразделяется на следующие периоды:

1. Периоды Урук и Джемт-Наер (2ая половина4го – начало 3го тыс.)

2. Шумер раннединастического периода (2850 – 2400 гг. до н. э.)

3. Период Аккада (24 – 22 вв. до н. э.)

4. Позднешумерский период (2200 – 1997 гг. до н. э.)

5. Старовавилонский период (20 – 17 вв. до н. э.)

Цель работы: изучить искусство Шумеров, Акадцев и народов третей династии Ура, а также проанализировать характерные черты искусства этих народов и предоставить сравнительную характеристику.

 

 

Искусство Шумеров

 

Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п. Именно приведённые мотивы находят воплощение в искусстве шумеров раннединастического периода. Так, этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи.

Основу искусства раннединастического периода представляла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами. Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Ещё одной характерной чертой была ломаная линия стены, образуемая выступами. Примером воспроизведения данной тенденции к постройкам развалины храма в Эль-Обейде, датируемый 2600 г. до н.э. Храм посвящён богине плодородия Нин-Хурсаг. Эта постройка стояла на высокой платформе, сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, также подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.


Рис. 1 Храм в Эль-Обейде.Реконструкция [1]

 

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик. Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.


Рис. 2 Статуэтка быка из Эль-0бейда. Медь. Около 2600 г. до н. э. [1]

 


Рис. 3 Часть фриза храма из Эль-Обейда со сценами сельской жизни. [1]

Над входом в святилище был помещён медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н. э. на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.) была эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.


Рис. 4 Орел, когтящий оленей. Рельеф из Эль-Обейда.. [1]

Шумерийцами был создан зиккурат — своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца, а на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, - «жилище бога».

Одной их подобного вида построек был зиккурат в Урет воздвигнутый в 22 - 21 веках до н.э. Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65x43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 метр. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя — белая. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Таким образом, элементы раннего шумерского храма – лестницы, ведущие к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храме и членение наружных объёмов чередующимися нишами и выступами.


Рис. 5 Зиккурат в Уре (реконструкция) [1]

Для шумерской скульптуры характерен глубокий рельеф. Одним из примеров является голова Урука. Она плоско срезана сзади и имела отверстия для крепления на стену. У данной скульптуры утрачен головной убор, потеряны инкрустации глаз и бровей, а также частично отбит нос. Несмотря на это видно чёткую геометрию глаз, носа характерную для шумеров. Мягкой моделировкой подчеркнуты складочки, идущие вниз от крыльев носа и придающие всему облику богини выражение надменное и несколько мрачное.

Рис. 6 Зиккурат в Уре (реконструкция) [2]

 

Шумерийская скульптура имеет свои специфические черты. У этого народа было принято ставить статуэтки в храм, чтобы молиться за поставившего их туда человека. Таким примером в искусстве шумеров являются статуэтки адорантов.

Рис. 7 статуэтки адорантов [2]

У этих статуэток руки сведены на грудь или на живот, то есть в молитвенную позу. По статуэтками можно проанализировать, что шумеры были разного роста, разного телосложения, разного роста. Однако, нужно сказать, что их искусство условно, оно не передаёт истинного облика людей. Для шумерской скульптуры характерны большие глаз, олицетворение мудрости, бороды как символ старшинства и мудрого человека.

Развивается у шумеров и металопластика. Погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре, свидетельствует о культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый.Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки.

Хороши шумеры и в изображении животных. Бык изображён в характере шумерских статуэток, с большими ушами и широко открытыми глазами. Изображение связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».


Рис. 8 Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре [2]

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры изображены одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Рис. 9 Стела Эаннатума [2]

Распространены у шумеров печати – цилиндры. Сюжеты основаны на мифологии. В Передней Азии эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

Рис 10. Голова статуи Гудеа из Лагаша [2]

Особенно замечательны головы статуй Гудеа. В трактовке лица появляется стремление к передаче портретных черт. Подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, четырехугольный подбородок с ямочкой посередине. Однако в целом облик сильного и волевого лица молодого Гудеа передан обобщенно.

Ещё одним великолепным примером скульптуры являются статуи Гудеа, изображающие его сидящим. В этой скульптуре очень ярко проявляется сочетание обычной для шумеро-аккадского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью - тонкой моделировкой обнаженного тела и первой, хотя и робкой попыткой наметить складки одежды. Нижняя часть фигуры образует с сиденьем единый каменный блок, и одежда, напоминающая гладкий футляр, под которым совершенно не чувствуется тела, является лишь хорошим полем для надписей. Совершенно отлична трактовка верхней части статуи. Хорошо моделированы крепкие плечи, грудь и руки Гудеа. Мягкая ткань, переброшенная через плечо, чуть намечающимися складками ложится у локтя и у кисти руки, которая чувствуется под тканью. Передача обнаженного тела и складок одежды свидетельствует о гораздо более развитом пластическом чувстве, чем то было раньше, и о значительном мастерстве скульпторов.

 

Рис 11. Сидячая статуя Гудеа [2]

Искусство Аккада

 

В 24 в. до н.э. в результате объединения царём Саргоном нескольких городов появился Аккад.

В этот период скульптура приобретает реалистические черты. Важнейшим произведением этого периода стала победная стела царя Нарамсина. Стела Нарамсина. Её высота составляет 2 м, она выполнена из красного песчаника. Главный сюжет – победа Нарамсина над горными племенами. Художник использует прием диагонального построения, показывая восхождение войск на гору. Волнообразными линиями показаны скалы, несколько деревьев дают представление о лесистой местности, виднеется общая картина пейзажа.

 

Рис. 12 Победная стела Нарамсина из Суз [2]

 

В верхней части величественно изображён Нарамсин. Его тело показано сильным и строгим. Противопоставление в композиции - молящее о пощаде спускающееся с горы разбитое войско неприятеля и полные энергии воины Нарамсина, поднимающиеся на гору. Передана поза смертельно раненного воина, опрокинувшегося навзничь от удара копья, пронзившего ему шею.

Новые черты приобретает и круглая скульптура, примером которой является найденная в Ниневии скульптурная голова из меди, называемая головой Саргона I - основателя аккадской династии. Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, напоминающий «парик» Мескаламдуга, смелость и вместе с тем тонкость исполнения сближают это произведение с творчеством аккадских мастеров, создавших стелу Нарамсина.

Рис. 13 Голова Саргона I [2]

 

 

Рис. 14 Водопой. Цилиндрическая печать из Аккада [2]

 

Продолжают развиваться печати. По-прежнему основным сюжетом остается Гильгамеш и его подвиги. В центре композиции примитивная письменность. Люди изображена наполовину в профиль, в то время голова обращена к нам. Изображена сцена водопоя животных.

Искусство III Династии Ура

 

Искусство III Династии Ура – выраженное официальное искусство, обслуживающее интересы царского двора и царской бюрократии. Фантазия мастера в этот период не выходит за пределы допустимого царём. Был установлен культ царя – бога. Сооружали соответствующие строения, где объектом поклонения служил царь. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, Дворца и усыпальниц царей в Уре.

Вероятно, на рубеже правления Гудеа и времени правления III династии Ура было создано скульптурное изображение женской головы из белого мрамора с глазами, инкрустированными ляпис-лазурью, где видно стремление скульптора к изяществу, к пластичной и мягкой передаче форм, а также налицо и несомненные черты реализма в трактовке глаз. Данная скульптура инкрустирована таким веществом, как ляпис-лазурь. Благодаря всему этому, умелец смог изобразить пластичность, мягкость форм, изящество в женской статуэтке. Глаза описывались большими и выразительными, яркого голубого цвета.

Рис. 15 Женская голова из Ура. Мрамор. Время III династии Ура [4]

 

Также одними из самых главных монументов культуры того времени были и остались печати-цилиндры. Власть царя в тот час ассоциировалась с божественными явлениями. В связи с данным скульптурные изделия творились только на данную тематику. Изображали различные ситуации, соединенные с божественными явлениями – это и жертвоприношения, культ богам, церемонии разнообразного рода.

Рис.15 Оттиски резных печатей из Ура. III тысячелетие до н. э. [4]

Цилиндрические печати предназначались для обозначения господства управляющей династии. С возникновением такого рода увеличения деспотии, начинает активно формироваться иерархия, определяется жесткий пантеон божеств, возникают каноны, которые делаются общеобязательными в искусстве разнообразного течения. После всего данного начинается конкретное сужение тематики создания произведений в искусстве..

В период управления III династии Ура, в особенности при Ур-Намму, обширный размах приобрело постройка храмов. Лучше иных сберегся большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата, о котором подробно рассказывалось в первой главе.

Заключение

 

Этот загадочный народ оставил немало вопросов к своему искусству, однако гениальность шумеров поражает исследователей до сих пор.

Отличительной чертой произведений шумерской скульптуры являются большие открытие глаза, отсутствие выраженных скул, узкий подбородок и губы, большие уши, ярко выраженные дугообразные брови. В архитектуре главной постройкой стал зиккурат в Уре в честь лунного божества Нанна.

В отличии от акадских мастеров в искусстве III Династии Ура не встретишь внутренней экспрессии и динамичности. В этот период большое внимание уделяется деталям, скульптура кажутся более сухими и безжизненными. У аккадцев появляются черты реализма, элементы пейзажа. Именно в Победной стеле Нарамсина из Суз показана эта тенденция. Важным произведение III династии Ура становится изображение женской головы, ведь ранее каралось наказанием изображение женщины. Таким образом, искусства этого народа сыграла важную роль культуре Древнего Востока.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Всеобщая история искусств в шести томах. Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев. М., 1956. – 59 с.

2. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. М.: Искусство, 1976. – 52 с.

3. Матье, М.Э. История искусства древнего Востока. Том 1. Выпуск II. Искусство Древнего Египта. Среднее царство / М.Э. Матье. - М.: Государственный Эрмитаж, 2017. – 45 c.

4. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 67 – 76

5. Н.Д. Флиттнер. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958. Переиздание – Л., 2008. С. 110 –185



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: