Народная традиционная культура в системе образования




Захарченко М.В.

Цель сообщения - заострить внимание на тех ключевых проблемах, которые встают на пути претворения принципа народности образования, сформулированного еще на начальном этапе становления педагогической мысли в России.

Понятие "народности в общественном воспитании" введено и осмыслено К.Д.Ушинским на том этапе развития отечественной педагогической культуры, который в периодизации П.Ф. Каптерева получил название "период общественной педагогии": вопросы образования тогда могли обсуждаться и обсуждались на страницах общественной периодики широко и свободно, независимо от тех или иных официальных идеологических установлений. Главное устремление общественной педагогической мысли 60-70-х гг. XIX в. было связано с разысканием важнейших компонентов деятельности воспитания, собственно и сообщающих ей направленность на "всестороннее развитие богодарованных сил человеческой природы до возможной степени их совершенства", то есть, в первую очередь, на сохранение и приумножение Человеческого в человеке. Важнейшие педагогические идеи - идеи развивающего обучения, свободы, дисциплины, метода - все одушевлены этим устремлением, образующим сферы предметного и автономного педагогического знания.

Напомним некоторые ключевые позиции разработанной К.Д.Ушинским национальной теории воспитания, основанного на народности, православии и научном знании:

- народность коренится в характере народа и сказывается главным образом в чувстве любви к отечеству, которое так прочно в сердце человека, что "при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним";

- задача всякого народа - сознать свою народность, т.е. понять свой идеал человека и осуществить его на деле; идеал человека у всякого народа соответствует его характеру и развивается вместе с духовным развитием нации;

- как источник всякого добра в народе и его представителях, народность есть главная причина развития народа, существенный фактор той роли, какую ему суждено играть на исторической сцене.

В последующих интерпретациях педагогический смысл идеи народности был утрачен: народность декларировалась как пустая идеологическая форма, которая может быть наполнена любым содержанием, например, содержанием идеи советского патриотизма. В педагогической программе К.Д.Ушинского был заложен, однако, совсем другой смысл: она ориентировала на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов её преемственности, охватываемых в понятии "традиция", и на выстраивание такого содержания образования и таких форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизводство основ национальной культуры.

Задача, поставленная К.Д.Ушинским более чем 100 лет назад, - построение теории общественного воспитания на началах русской народности - не получила полноценного воплощения, и в настоящее время мы чувствуем острую потребность в осуществлении этой идеи. В современном мире наблюдаются процессы "духовной мутации" общества, отчужденного от корневых основ культуры своего народа и, в результате, потерявшего "иммунитет" к антисистемному воздействию идеалов и практики "общества потребления", ведущих к искажению самой природы культуры, ее духовно-созидательных начал. В условиях директивного управления общественной жизнью оказались нарушены принципы традиционной культуры, естественным путем обеспечивавшие последовательное и творческое развитие "человеческого в человеке". В связи с этим, на всех уровнях государственного регулирования социокультурными процессами сегодня должны быть предусмотрены программные меры по защите и передаче новым поколениям духовного богатства, накопленного народной культурой.

Следует отметить, что вопрос о программе включения народной традиционной культуры в образовательный процесс начального и основного образования до сих пор не поставлен на том концептуальном уровне, который бы способствовал принятию ряда государственных решений и практических шагов в реализации данной программы. Нормативные решения в то же время принимаются, как будто характер проблемы уже осознан и по основным позициям уже достигнуто общественное согласие. Национальная политика в образовании - это часть общей национальной политики, и вместе с тем она относительно самостоятельна и имеет свое собственное основание, которое должно получить институциализированное выражение в виде специальной государственной программы.

Критическое состояние проблемы восстановления народных культурных традиций, их преемственности во многом обусловлено различием методологических оснований, на которых базируется управленческое, научное и практическое знание о предмете. Необходимо иметь в виду, что на этом уровне серьезный след оставило наследие тоталитарной идеологии советского периода, ведь именно в ее русле последовательно и целенаправленно воспитывалось как минимум три поколения, ныне составляющих основную часть работоспособного населения страны.

Рассмотрим некоторые из унаследованных и укоренившихся в общественном сознании ложных позиций, противостоящих основным принципам и положениям программы включения народной традиционной культуры в образовательный процесс:

• идея о замкнутости национальной культуры;

• идея о несовременности традиций народной культуры и фольклора, их несоответствия изменившимся мироощущению и духовным запросам;

• оценка фольклорных традиций как наследия непросвященных, неграмотных и угнетенных слоев общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: