Общие теоретические сведения




Практическое занятие

Справочно- информационнАЯ правовАЯ системА

«КонсультантПлюс»

 

Время выполнения работы: 2 часа

Цель работы: приобретение практических навыков работы с информационной правовой системой «КонсультантПлюс»

 

Общие теоретические сведения

Обеспечение работников правоохранительных органов, юристов, экономистов, бухгалтеров актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является очень важной задачей.

Необходимость обращения к законодательной информации может возникнуть у человека любой профессии (например, для того чтобы выяснить и отстаивать свои права потребителя, права на получение льгот и т.д.) Ежедневно только органами высшей государственной власти России принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Если учесть, что для эффективной работы часто требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов, то трудности становятся очевидными. Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, основными из которых являются следующие:

• как поддерживать актуальность информационной базы;

• как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, особенно, если нет полной информации о нем;

• как хранить и каким образом систематизировать огромный объем необходимой документации.

Наиболее трудным моментом является пополнение и изменение базы, т.к. далеко не все документы публикуются. Более того, публикуется обычно изменившаяся часть документа, поэтому при работе с документом приходится одновременно просматривать несколько текстов: исходный и все изменения и дополнения.

Традиционные методы получения информации, такие, как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии адекватно решить поставленную задачу. Практика показывает, что наилучшее решение как указанных выше вопросов, так и ряда других, находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем (СПС). Такие системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:

• Возможность работы с огромными массивами текстовой информации. Объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов.

• Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

• Возможность применения сети Internet для оперативного обновления информационной базы.

Уникальные свойства компьютерных технологий дают возможность реализовывать поиск документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами. Система предоставляет пользователю довольно большой объем материалов (нормативные акты, мнения экспертов компании-разработчика), что весьма помогает в принятии профессиональных решений.

Вместе с тем, использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои ограничения. Нельзя не упомянуть об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана, а также о традиции и привычке значительной части специалистов работать, в основном, с бумажными носителями, даже при наличии электронной версии тех же документов.

Следует учитывать, что ни одна компьютерная правовая система не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы хотя и дают возможность получать и использовать полную достоверную информацию по правовым проблемам, однако имеют статус именно справочных. Так, при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работают довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

• «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

• «Гарант» (Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»);

• «Кодекс» («Центр компьютерных разработок»);

• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

Справочная правовая система (СПС) КонсультантПлюс включает все законодательство РФ: от основополагающих документов до узкоотраслевых актов. Для удобства поиска информации все документы содержатся в Едином информационном массиве. Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие Разделы информационного массива (рис. 4.1). Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно было легко ориентироваться, какие документы в каком разделе находятся. Каждый из разделов Единого информационного массива, в свою очередь, состоит из близких по содержанию Информационных банков.

Рис. 4. 1. Стартовое окно СПС «КонсультантПлюс»

Структурной единицей Информационного банка системы является документ. Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные реквизиты (дата принятия, название, вид документа), которые отличают данный документ от других. Поэтому, чтобы найти необходимые документы из системы, нужно заполнить Карточку поиска.

Карточка поиска – основное средство поиска документов в Информационном банке системы. Она представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Система ищет документы, одновременно удовлетворяющие всем заполненным полям Карточки поиска. Однако не обязательно заполнять все поисковые поля. Для поиска любого документа достаточно правильно заполнить лишь два-три поля. При заполнении полей следует обращать внимание на информационную строку внизу Карточки поиска. В ней содержится информация о количестве документов, удовлетворяющих запросу. Если сформированный таким образом список документов будет слишком большим, следует уточнить запрос. Желательно, чтобы количество найденных документов не превышало 30 – 50. Если же при поиске документа реквизиты его неизвестны или известны приблизительно, то основным средством поиска по конкретному правовому вопросу является поле «Текст документа», где следует задать слова или фразы, которые должны встречаться в тексте этого документа (рис.4.2). Если запросу с использованием только данного поля удовлетворяет много документов, то следует его уточнить, используя, в зависимости от имеющейся информации, другие поля Карточки поиска. В системе КонсультантПлюс предусмотрена возможность уточнять полученные списки несколько раз по разным полям.

 

Рис. 4.2. Окно поиска документа по конкретному правовому вопросу в системе «КонсультантПлюс»

Работа со справочно-правовой системой КонсультантПлюс сводится к следующему:

• составление запроса на поиск документа или группы документов и их поиск;

• использование процедур обработки (например, сортировки, фильтрации и т.д.) найденных документов;

• применение механизма гиперссылок, поиска и создания папок и закладок при работе с текстом документа;

чтение, редактирование, печать, сохранение текста документа в файл или экспорт данных в текстовый редактор MS Word или табличный редактор MS Excel.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: