НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ЧИСЛОВЫЕ ЭТНОРЕБУСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Савченко Владимир Владимирович,

учитель начальных классов

НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫИ ЧИСЛОВЫЕ ЭТНОРЕБУСЫКАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

В современных сложных геополитических условиях, в контексте многополярности мира, обострения идеологических противостояний, возрастания экстремистских проявлений в разных областях общественной жизни, встает вопрос о роли различных институтов в разрешении острых насущных проблем. Может ли семья и в каком объеме внести свой вклад в формирование гражданской активности, этнотолерантности и духовно-нравственных ценностей личности, которая сможет дать созидательный ответ на вызов времени?

В последнее десятилетие особенно часто наблюдаем проявления ксенофобии, разных форм нетерпимости: религиозно-конфессиональная, национальная, расовая. В средствах массовой коммуникации можно встретить утверждения о том, что 10 % людей – ксенофобы, и это объективная закономерность, вне зависимости от образования, уровня культуры человека. Нельзя не заметить попытки героизация насилия в кино, мультфильмах, телесериалах, комиксах и т.д. Молодежь вовлекается в различные секты, а также псевдополитические движения, направленные против представителей другой культуры. Определенные силы в этом направлении пытаются использовать рок-музыку и другие виды современной молодежной музыки.

Семья всегда выполняла важную роль в формировании личности человека. В рамках данной статьи из всех функций семьи для нас на первое место выходит функция социального контроля: ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Для хакасского народа, пытающегося сохранить свою этническую целостность, язык, культуру, традиции, актуальным является поиск механизмов, средств выживания. В этом контексте, как указывает Л.В. Анжиганова, «гарантом сохранения и развития народа, главной ценностью стали большая крепкая семья, здоровые дети» [1, с. 170]. Ю.Г. Кустова в своей книге целую главу «Ребенок в традиционной семье» посвящает вопросам воспитания детей у хакасов, процессу их социализации [2].

Много хакасских семей проживает в селах, аалах Аскизского и Таштыпского районов. Для них также характерна современная российская тенденция: «Во многих современных сельских семьях динамика детско-родительских отношений обусловлена заметным вытеснением традиционного уклада жизни» [2, с. 49].

Как нам представляется, учителя начальных классов школ региона Саяно-Алтая при формировании у младших школьников этнотолерантности через семейные ценности могут использовать элементы устного творчества хакасского, русского, тувинского народов. В педагогической литературе достаточно подробно описана методика работы с пословицами, поговорками и т. д. Поэтому не останавливаясь на этих вопросах приведем лишь примеры пословиц.

Хакасские пословицы:

Не бывает человека, не имеющего рода; не бывает обуви, не имеющей выкройки.

Глупому сыну отцовский капитал пользы не принесет.

Когда нет отца, сын - глава; когда нет матери, дочь - глава.

Дом матери уютен, дом отца - ласков.

Достоинство матери в детях.  
Ребенок без отца - полусирота, Ребенок без матери - круглая сирота.  
Сердце матери - сердобольно. Сердце отца - безжалостно.
     

И у умных родителей могут родиться глупые дети.

Дочь - это чужое богатство.  
Не бери дочь плохой матери. Не проходи в дом с плохой дверью.
Мачеха должна. Отчим обязан.  
Дороже бедный, добрый брат, Чем брат, что жаден, но богат.  
Брат брата никогда не бросит, Сестра сестре всегда поможет. Тувинские пословицы: Оперится орлёнок – всюду полетает. Подрастёт ребёнок – всюду побывает. Чего мать не видела – дочь увидит. Чего отец не видел – сын увидит. Вырастает конь из жеребёнка, Человек – из малого ребёнка. Из облаков луч солнца нежно светит. Взор матери милей всего на свете. Мать о детях заботится, Дети – в степи торопятся. Птица гнездо стережёт, Детей человек бережёт. Человек в беде тянется к родне. Имеет сыновей – всю правду сразу скажет. Имеет дочерей – намёками привяжет. Воронята черны, Да вороне родны. Русские пословицы: На что и клад, коли в семье лад. Любовь да совет — так и горя нет. Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрая семья прибавит разума-ума. Вся семья вместе, так и душа на месте. В родной семье и каша гуще. За общим семейным столом еда вкуснее На что и клад, когда у мужа с женой лад. Дочь — чужое сокровище. Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.   Детям будут интересны и числовые ребусы.   К числовым ребусам относятся прежде всего равенства, в которых все или некоторые цифры числовых выражений заменяются определенными символами (буквами, звездочками, кружками и т.д.). В такой математической задаче путем цепочки логических рассуждений расшифровывается значение каждого символа и восстанавливается числовая запись равенства. Ниже представлены числовые ребусы, связанные с семьей. Справа от ребуса предлагается один из вариантов ответа.  
     

НАТАША 497919

+ ТОНЯ + 7843

СЕСТРЫ505762

 

ЯС=СЕМЬЯ 57=78125

 

 

АВАЙ 1813

+АЧАЙ + 1013

ОГЛУ 2826

Данный числовой ребус на тувинском языке, в нем АВАЙ - мама, АЧАЙ -отец, ОГЛУ - сын. При решении надо обратить внимание на то, что буквам «о» и «л» соответствует одна и та же цифра.

ДОЧЬ 8216

+ СЫН + 734

ДЕТИ 8950

 

ДОМ 236

+МИР + 651

УЮТ 897

Думается, что использование занимательного материала о семье в форме народных пословиц и числовых ребусов сделает учебно-воспитательный процесс, в частности, формирование этнотолерантности у школьников, более интересным и успешным.

 

Библиографический список;

1. Анжиганова Л.В. Актуальные проблемы исследования мировоззрения хакасов конца ХХ века // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. – С. 167-176.

2. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. – СПб.:Петербургское востоковедение, 2000. – 160 с.

3. Репринцева Г.И. Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье // Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 48-52.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: