Принципы российского федерализма.




Разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами при реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Заключение

Список использованных источников и литературы…………..27

 

Введение.

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, т.к. практически все крупные государства представляют собой федерации, поскольку управлять обширной по территории поликультурной страной с весьма разнообразными условиями жизни и экономической деятельности можно только при опоре на федеративные принципы.

Проблемы федерализма в условиях России являются важнейшим вопросом в современной юридической науке, что связано с решением комплекса стратегических задач укрепления и совершенствования Российского государства.

В современный период с учетом противоречивости политико-правовых процессов на постсоветском пространстве теория федерализма остаётся недостаточно научно разработанной, несмотря на наличие множества подходов к данной проблематике. Среди важнейших причин и предпосылок данной проблемы первичным выступает незавершенность процесса формирования организационных основ федерализма, адекватного целям и задачам современного общества.

Теорию федерализма следует отнести к числу государственно-правовых концепций, которые развивают практику государственного строительства не только в России, но и в любом другом государстве. Исследование особенностей государственно-правового строительства в России обусловлено рядом фундаментальных теоретических и методологических проблем, связанных с необходимостью разработки категорий, формирующих устойчивую и постоянно развивающуюся систему права, систему государственности и социальную систему.

Данный вопрос актуален не только для России, но и для всего мира в целом. Подобная практическая потребность обуславливает сложную научную задачу, связанную с необходимостью разработки, уточнения и формулирования многих понятий. К таковым, в первую очередь, необходимо отнести понятие «федерализм».

На современном этапе федерализм развивается в достаточно сложных правовых и политических условиях. Пересмотр, переоценка и трансформация большинства нравственно-идеологических и правовых ценностей после распада Советского Союза вызывают потребность консолидации правосознания и правовой культуры общества. Поэтому, по мнению диссертанта, федерализм может и должен выступить в данный исторический момент той ценностной и ориентирующей концепцией, которая объединит и аккумулирует цели и интересы развивающегося общества, станет идейной основой формирующейся российской государственности.

Постоянная актуализация проблем федерализма вызвана фундаментальными процессами развития правовой формы и содержания, серьёзными изменениями, происходящими в современной России, среди которых следует отметить:

- возникший опыт государственно-правового строительства, накопленный с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, увеличения ее роли в осуществлении правовых, экономических и

социальных преобразований;

- достижение высокого уровня государственно-правового развития, для
которого характерно эффективное действие важнейших для России институтов
таких как, например, институт законодательной власти (Федеральное Собрани
и региональные легислатуры), исполнительной (Министерство регионального
развития) и судебной власти (Конституционные и Уставные суды субъектной
Российской Федерации), институт федерализма (в целом) и др.;

активизация теоретической мысли в сфере регулирования федеративного устройства, приток новых идей, выработанных на современном отечественном опыте;

активизация России в процессах обмена общемировыми федеративными идеями и ценностями, осознаваемая необходимость трансформации правовых основ государственности, их совершенствование в условиях вливания в русло общедемократического федеративного развития и др.

Серьёзной российской проблемой, требующей анализа и объяснения, является практика унитаризации и централизации, начатая в 2000-2002 гг. В современный период, в условиях трансформации государственно-правовой системы, на российское общество ложится сложная задача консолидации демократически мыслящих социальных сил и целенаправленного воплощения принципов федерализма в государственно-правовую действительность, построения реального федерализма и его развитие.

В этом процессе важную роль играет юридическая наука. И именно поэтому направлением развития России должны стать не политическая целесообразность, а социальная справедливость, признаки которой вырабатываются юриспруденцией. Её разработки планомерно ложатся на государственно-правовую материю, направляя процессы построения федерализма в нужное обществу русло.

 

Тема диссертационного исследования актуальна ещё и тем, что проводимые на данном этапе в России реформы государственного устройства осуществляются с учетом опыта и традиций прошлого. Важнейшей задачей, стоящей перед современными государственными деятелями, является необходимость избежать тех исторических ошибок, которые были допущены на прошлых этапах строительства Российского государства. Другой задачей является необходимость учёта результатов строительства дореволюционного федерализма, практики построения Советской федерации и анализ правовых последствий данных процессов. Современность ставит вопрос о необходимости обобщения теоретических воззрений о должном федерализме с целью отражения его наиболее адекватных форм в сущем государственно-правовом устройстве. Именно эти задачи и решает юридическая наука в целом и теория федерализма в частности.

Федерализм как государственно-правовая теория в результате эволюционного развития выходит за пределы государственного устройства и перерастает в форму социального устройства, вбирая всю палитру общественных отношений, включая муниципальные правоотношения, а также деятельность различных общественных движений, в том числе и национально-культурные автономии.

В условиях построения правового демократического государства федерализм как один из его основных принципов (так как федерализм - это и вертикальное направление разделения государственной власти) является своеобразным плацдармом для внедрения данной идеи в политико-правовую жизнь и общественные отношения.

Актуальность темы исследования характеризуется также и тем, что перманентно осуществляемый в России, как и в любом федеративном государстве, процесс разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий является важнейшим показателем эффективности функционирования федерализма. В то же время одной из главных целей законодателя должно быть такое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, в соответствии с которым необходимые властные полномочия должны оставаться у того субъекта государственной власти, федеративных правоотношений, который наиболее эффективно способен реализовать их, исходя из принципа субсидиарности.

Глава I. Понятие, принципы и история федерализма в России

1.1. теория развития федерализма в России

ФЕДЕРАЛИЗМ — теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей (квази-государств) на основе общих интересов, исторических судеб, договорных конституционных отношений. Управление единым государственным целым может осуществляться по принципу федерации, предполагающему тесную взаимозависимость входящих в него субъектов, или по принципу конфедерации, предполагающему автономию субъектов союза.

Федерализм как теория и практика в мире существуют разные формы государства: монархии, конституционные монархии, республики, исламские страны, авторитарные или демократические режимы. Порой государства объединяются, образуя союзы или конфедерации. Среди этого разнообразия государственных форм федерации занимают свое вполне определенное место. Из 192 стран, входящих в ООН, 28 являются федеративными, причем среди них такие развитые государства, как США, Канада, Германия, Австралия, Австрия и т.д. «Сегодня более 70% мирового населения так или иначе живет в рамках федеральных установлений. Треть живет в формально федеральных системах и приблизительно 40% в системах, которые не называют себя федеральными, но вынуждены использовать федеральные меры для разрешения внутренних противоречий», – утверждает Даниель Элазар1. Федерализация становится универсальной чертой развитых стран.

Принципы российского федерализма.

Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.

В составе Российской Федерации в соответствии со ст. 65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам.

Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

4. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Однако Конституция РФ, закрепляя принцип самоопределения народов в Российской Федерации, имеет в виду не самоопределение их в виде государственности, то есть отделения от Российской Федерации с созданием собственного государства. Данный принцип закрепляется Конституцией РФ как принцип федерализма и относится к народам (населению) субъектов Российской Федерации как территориально-политическим общностям. Право самоопределения народов как принцип российского федерализма следует отграничивать от права наций на самоопределение как принцип международного права.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: