Глава 1 История музыкальной культуры Оренбурга




 

Развитие музыкальной культуры Оренбуржья охватывает достаточно большой исторический период. Два с половиной века художественного движения края разместились в трех столетиях культурной жизни России.

XVIII - XIX века могут быть охарактеризованы как исток, отразивший зарождение многоканальных очагов музыкальной культуры Оренбуржья. Приоритетную роль играли массовые и прикладные жанры: фольклор, бытовая и бальная музыка. Свой вклад внесли церковные хоры, военные оркестры.

В первой половине XIX века в Оренбурге усилиями передовой интеллигенции развивается музыкальная культура. Участниками концертов были известные в губернии и России исполнители: виолончелист К. И. Агапьев (самобытный музыкант, дирижер и композитор), скрипач В. Н. Верстовский (брат известного композитора), композитор А. А. Алябьев (Прил.1), который в чине инженера-поручика был направлен в Оренбург. В. Н. Верстовский - руководитель струнного квартета, скрипач, пианист, служивший адъютантом при штабе Отдельного Оренбургского корпуса. Руководимый им квартет был известен во многих городах России. По воспоминаниям очевидцев, В. Н. Верстовский был душою оренбургского светского общества и принимал самое активное участие в домашних концертах.

В 1833 году в Оренбург по ложному обвинению был сослан композитор А. А. Алябьев, автор музыки к 150 романсам, в том числе знаменитого романса «Соловей» на слова поэта А. А. Дельвига, друга А. С. Пушкина. Он развернул активную музыкальную деятельность: создал симфонический оркестр, организовывал концерты, дирижировал, занимался композицией. Среди монументальных произведений, сочиненных композитором и впервые исполненных в Оренбурге, особое место занимает авторский вариант государственного гимна России «Боже, царя храни» на слова В. А. Жуковского, посвященный В. А. Перовскому (Прил.1).

Важными очагами культуры обозначились крепостные оркестры и впервые открывшиеся музыкальные салоны (деятельность семей Стеллих, Жемчужниковых, Тимашевых, Дурасовых, музыкантов В. Верстовского, К. Агапьева, Д. Севастьянова). Создаются театры, хоры, оркестры, активно развивается гастрольная, музыкально-просветительская деятельность, учреждается музыкально-драматическое общество. Серьезную роль играет бытовое музицирование.

Начинает свой путь музыкальное образование. Здесь огромное значение имеет подвижническая деятельность династии Федотовых. Зародившись в домашней сфере и будучи привилегией узкого аристократического круга, музыкальное образование в Оренбургском регионе со временем станет достоянием масс.

XIX - XX века характеризуются расширением функционирования всех звеньев музыкальной культуры, прежде всего образовательного. Параллельно с музыкальными классами Федотовых создаются частные музыкальные школы Г. Добер и С. Рубинштейн.

Открытие новых музыкальных учебных заведений сочетается с активным развитием концертно-просветительской работы. Одним из стимулов в развитии музыки стал приезд на гастроли известных оперных трупп (Г. Деркача, Н. Унковского, Э. Эйхенвальда, М. Бородая, Д. Южина) и исполнителей - Ф. Шаляпина, А. Пасхаловой, А. Зилоти, А. Вержбиловича (Прил.1).

XX век входит в историю развития края как этап модернизирования и достраивания инфраструктуры: профессиональных зрелищных учреждений (театры, концертно-эстрадное бюро); специализированных учебных заведений (музыкальные школы и школы искусств, студии, училища).

В сфере нового культурного строительства создаются такие учреждения, как филармония, театры музыкальной комедии и кукол, музеи, библиотеки, дома культуры, клубы.

Определяющую роль в становлении и развитии музыкальной культуры ХХ столетия сыграло образование. Изначально к педагогической работе в процессе подготовки местных кадров привлекались видные деятели отечественной культуры (А. Ладухин, С. Козолупов, Л. Ростропович), заложившие в крае фундамент профессионального художественного образования, основы исполнительства и музыкальной педагогики. Результатом их деятельности стало создание крупных учебных заведений Оренбуржья, где могли обучаться и обучать такие выдающиеся деятели, как Мстислав Ростропович, композитор Иван Дзержинский, исполнители Ирина и Галина Козолуповы, музыковед Раиса Глезер. Изначальная опора на высокий профессиональный уровень выпускников столичных вузов (Г. Добер, В. Федотова-Малиновская, С. Рубинштейн) впоследствии привела к формированию местных музыкальных исполнительских и педагогических очагов образования (Э.Любинская-Островская, Е. Губер, А. Кушнер, Н. Маслов, В. Лебедев, Е. Серовская, М. Черешкова, А. Закопай, Г. Давыдов), восходящих к системе преемственности и взаимосвязи провинции с центром.

Уже во второй половине XX столетия оказалось возможным создание звеньев взаимосвязанной сети музыкальных учебных заведений - школ, училищ, института. Оренбургское музыкальное училище за годы своего существования, выпустив тысячи специалистов разного профиля, стало основным центром по подготовке кадров для культуры и искусства Оренбуржья. Многие из выпускников училища работали или ныне работают в ведущих художественных коллективах и учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны и зарубежья, добились серьезных успехов и внесли свой вклад в дело развития музыкального искусства России (Р. Глезер, В. Пороцкий, Г. Керенцев, В. Прокопов, Е. Левитан).

На протяжении многих лет училище являлось центром музыкальной просветительской и методической жизни области (концерты, конкурсы, фестивали, лекции, мастер-классы, конференции).

Порубежье ХХ и XXI веков отмечено тенденцией к перестройке. В Оренбуржье создаются новые профессиональные творческие коллективы, прежде всего муниципальные - камерный хор, духовые оркестры. Филармония, театры края начинают активно сотрудничать с крупными отечественными композиторами - Ю. Саульским, Я. Дубравиным, В. Агафонниковым, Д. Тухмановым. Последний в соавторстве с поэтом Ю. Энтиным сочиняет «Гимн Оренбурга» (2006 г.) [4].

Существенные видоизменения происходят в сфере высшего образования: модернизируются давно сложившиеся учебные заведения: политехнический, педагогический, аграрный, медицинский институты - ныне они классифицированы как университеты или академии. Образуются новые учебные заведения (институт искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей, Институт менеджмента). Начинают свою деятельность филиалы столичных вузов (Московского института бизнеса и политики, Московского гуманитарного института) [3].

Таким образом, многолетняя работа и творчество художественных коллективов, учебных заведений, музыкантов Оренбурга существенно изменили быт, вкусы, потребности и кругозор наших земляков, способствовали их гармоничному развитию, воспитанию и совершенствованию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: