Родился Семён (Прил.2) 10 апреля 1884 г., среди степей, среди бахчей в станице Краснохолмская Оренбургской губернии в семье казака Матвея Ивановича и Анастасии Петровны Козолуповых, пятым по счету мальчиком. Когда Семену было 7 лет, после смерти матери, у отца на руках осталось шестеро сыновей. Семен посильно помогал отцу по хозяйству и, в основном, был нянькой младшего брата.
В 10-летнем возрасте он был определен в оркестр при Штабе Оренбургского казачьего войска. Фактически этот оркестр был музыкальной школой кадетского типа: полный пансион, строгий распорядок дня, военная дисциплина. А помимо собственно музыкальной подготовки – общеобразовательная программа гимназического уровня. Оренбургский казачий оркестр был известен в музыкальном мире России не только мастерством, но и численностью – около 300 музыкантов, с двумя отделениями – духовым и гражданским, то есть классическим. Там Семён под руководством капельмейстера впервые приобщился к музыке. С увлечением играл в оркестре на карнет-а-пистоне, потом на скрипке, пользуясь редкими указаниями Г.Ф. Эстеррейха, который в то время возглавлял казачий симфонический оркестр. После вывиха кисти левой руки Семен стал играть на виолончели. Овладевая этими инструментами, он был самоучкой. Там же в 1904 г. его игру услышал известный виолончелист, профессор Петербургской консерватории Александр Валерианович Вержбилович.
Музыканты города: пианистка В.Н. Федотова (тетя Мстислава Ростроповича), скрипачи Г.Ф. Эстеррейх и Р.И. Лункевич, альтист Р.Д. Поконин выступили 21 августа 1904 года с концертом, сбор от которого поступил, как говорилось на афишах и в программках: «в пользу виолончелиста С.Козолупова для дальнейшего его музыкального образования» [2].
|
С осени 1904 по 1907 год оренбургский казак учился в Петербургской консерватории в классе А. В. Вержбиловича и И.И. Зейферта. Пройдя курс за 3 года, он был удостоен большой серебряной медали с занесением его имени на доску почета.
1908–1911 гг. отмечены для Козолупова насыщенной концертной работой, обогащением репертуара, поступлением по конкурсу в оркестр Большого театра, где Семена Матвеевича зачислили на должность 2-го концертмейстера-солиста группы виолончелей (работал в оркестре в 1908–1912гг. и 1924–1931гг.). Тогда же он был приглашен в состав Квартета МО ИРМО. Выступал Козолупов в вечерах камерной музыки с С.И. Танеевым, К. Н. Игумновым, Е.А. Бекман-Щербиной, А.Б. Гольденвейзером, Б. О.Сибором, А.Я. Могилевским, Л.М. Цейтлиным, С.В. Розановым и другими. Растущей известности Козолупова во многом способствовали отзывы прессы, отмечавшей его виртуозные возможности и благородный певучий тон.
В 1909 году Семен Матвеевич женился. Жена его – Надежда Николаевна Федотова, уроженка Оренбурга, пианистка, была тогда студенткой последнего курса Московской консерватории, учившейся у Гольденвейзера (Прил. 2). В течение многих лет она аккомпанировала ему на концертах.
В 1908 г. Семен Матвеевич начал преподавать в музыкальной школе, открытой в Москве Л.Э. Конюсом.
В 1911 г. Козолупов принял участие в 1-м Всероссийском конкурсе виолончелистов, организованном на средства мецената Д.Ф.Беляева и посвященном 50-летию МО ИРМО. Получив на нем 1-ю премию (1500 руб.), смог приобрести ценную виолончель работы Андреа Гварнери, с которой не расставался до конца жизни. В 1912—1916 годах преподавал в Саратовской консерватории (Прил.3).
|
С 1918 по 1920 годы С. Козолупов с семьёй жил в Оренбурге, работал заведующим музыкальной секцией подотдела искусств Губернского отдела народного образования. За годы его работы в городе открылись музыкально - учительские курсы, ряд музыкальных школ (в том числе татарская), библиотека, склад музыкальных инструментов, концертная труппа. Здесь он создал симфонический оркестр и академический хор. Симфонический оркестр включал 75 человек, академический хор - 45. Для провинциального города такие крупные организации - явление далеко не ординарное[2].
Под его руководством, 22 июня 1919 года совместно с Обществом хоровых деятелей открылись краткосрочные Музыкально-учительские курсы - прообраз Советской музыкальной школы II ступени, дававшей начальное профессиональное образование. В кратчайшие сроки (5 недель) курсы должны были подготовить учителей пения для открывавшихся в рамках программы всеобщей борьбы с неграмотностью общеобразовательных школ города.
Административная и творческая деятельность С. Козолупова продолжалась вплоть до его отъезда в Саратов, куда он был приглашён на должность профессора консерватории (1920 г.), он был директором консерватории в 1921—1922гг. Начатое в Оренбурге дело он передал своему однокашнику и товарищу, Леопольду Ростроповичу, приехавшему в город через год.
В 1922г. Козолупов получил приглашение от А.К. Глазунова на должность профессора виолончели Петроградской консерватории и аналогичное – от М.М. Ипполитова - Иванова, директора Московской консерватории. Работая в Московской консерватории, он сумел сплотить вокруг себя музыкантов-единомышленников, фактически став одним из основателей советской виолончельной школы. Профессор Московской консерватории с 1922 г. Доктор искусствоведения.
|
Одновременно Семен Матвеевич успешно концертировал. Особенно его современникам запомнились 1-е исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано ор. 11 П. Хиндемита (совместно с дочерью Ириной), Сонаты для скрипки и виолончели М. Равеля (совместно с Д.М. Цыгановым), Вариаций на тему рококо П.И. Чайковского в концерте Персимфанса. Вначале 1930-х гг. Козолупов начал преподавать в Особой группе для одаренных детей при Московской консерватории (у него занимались Ф. Лузанов, Я. Слободкин, Б. Реентович). Курировал он также Музыкальное училище имени Гнесиных, где проводил открытые уроки, выступал с сообщениями по вопросам методики преподавания. Среди важнейших элементов педагогики Козолупова – конкретность и наглядность рекомендаций, гармоничность сочетания художественных целей и исполнительских средств.
Успеху занятий Козолупова способствовало безграничное доверие учеников. Каждый их промах, ошибка получали безукоризненно точную профессиональную оценку, никогда не порождавшую у молодых музыкантов неверия в свои возможности. Среди его учеников: Лев Гинзбург, С.Асламазян, а также В. Базилевский, И. Буравский, Б.Доброхотов, Д. Любкин, И. Мортенсен, Р. Сапожников, П. Славинский, А. Стасевич, С. Цинцадзе, И. Швейцер.
Триумфом педагогических принципов Козолупова стал 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Москве (май 1933 г.), где в числе победителей оказались его воспитанники С. Кнушевицкий (1-я премия), Г. Козолупова (2-я премия), А. Айвазян (3-я премия) и Л. Адамов (Почетный диплом). В 1937г. на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов снова ярко заявила о себе плеяда учеников Козолупова: А. Власов, Л. Каплан, Ф. Лузанов, Реентович, Слободкин, А. Чиджавадзе. В 1948 г. в классе Козолупова окончил консерваторию М. Ростропович, в 1940–50-е гг. – В. Берлинский, В. Бирина, Г. Зубарева, И. Кнушевицкий, Э. Поздеев, В. Симон, А. Хайрутдинов. Среди его учеников последнего периода – Н. Шаховская и В. Фейгин.
В 1936–1954 гг. Семен Матвеевич возглавлял в Московской консерватории кафедру виолончели и контрабаса. С 1942 г. он - декан оркестрового факультета. В 1944 г. — заведующий кафедрой струнных инструментов в только что открывшемся ГМПИ им. Гнесиных.
Козолупову посвящены сочинения Г.С. Гамбурга, О.Б. Фельцмана, А.М. Дзегеленка, А.В. Затаевича и других. Семен Матвеевич - редактор ряда произведений для виолончели (изданных в 1930-е гг.), в том числе 6 сюит И.С. Баха для виолончели соло (1947 г.), Второго концерта для виолончели К.Ю. Давыдова, Сонаты для арпеджионе Ф.Шуберта и 6 сонат Л. Боккерини (совместно с Л.С. Гинзбургом).
Вместе с В.В. Борисовским, Сибором, Цыгановым много внимания Козолупов уделял фабрике смычковых инструментов, качеству выпускаемой ею продукции. Он был членом художественного совета Московской консерватории, возглавлял жюри по отбору участников всесоюзных и международных конкурсов[2].
Жена Семена Матвеевича, Н. Н. Козолупова, преподавала фортепиано в Московской консерватории. У них было три дочери, которые стали музыкантами и преподавателями Московской консерватории: пианистка Ирина Козолупова (1910—1993гг.), виолончелистка Галина Козолупова (1912—1991гг.) и скрипачка Марина Козолупова (1918—1978гг.) (Прил. 1).
Награды Семена Матвеевича Козолупова:
- заслуженный деятель искусств РСФСР (20.5.1935г.)
- народный артист РСФСР (1946г.)
- орден Ленина (28.12.1946г.)
- орден Трудового Красного Знамени (23.4.1944г.) — в связи с 60-летием со дня рождения.
Умер Семен Матвеевич Козолупов 18 апреля 1961 г. в Москве после кратковременной тяжелой болезни.