Диссонансы на сильных долях (одна форма).




Т.М. Синецкая

 

ПРОСТОЙ ДВУХГОЛОСНЫЙ КОНТРАПУНКТ

Перед тем, как начать осваивать одну из важнейших тем курса полифонии, необходимо вспомнить значения основных понятий: полифония и контрапункт.

Простым контрапунктом называется такой контрапункт, который не предполагает (не допускает) образования новых, производных соединений данных голосов.

Два принципа лежит в основе простого двухголосного контрапункта, как и полифонии в целом: принцип контраста голосов и принцип их единства.

Принцип контраста может быть выражен:

а) в разнонаправленном движении голосов

б) в противопоставлении плавного, поступенного движения в одном голосе – скачку в другом

в) в несовпадении цезур, кульминаций, каденций

г) в противопоставлении регистров, тембров

д) в комплементарной (взаимодополняющей) ритмике, суть которой состоит в том, что длинной ноте одного голоса противопоставляются мелкие длительности другого (в этом – принцип контраста); затем эти формулы меняются местами, создавая возможность сохранения непрерывного движения во всех голосах

 

Принцип единства достигается:

а) правильно организованной пульсацией консонансов и диссонансов

б) организующей ролью аккорда (начиная с ХIII века)

в) логикой функционального гармонического движения («свободный стиль», И.С. Бах, Г.Ф. Гендель)

г) комплементарной ритмикой

 

В простом двухголосном контрапункте используется три группы интервалов:

Совершенные консонансы (примы, квинты и октавы)

несовершенные консонансы (терции и сексты)

диссонансы (секунды, кварты, септимы и ноны)

Как мы видим, особое место занимает кварта, которая в средние века получила статус диссонанса. Правило кварты гласило: «Кварта, образованная нижним и одним из верхних голосов, является диссонансом». Это значит, что в двухголосии, где нет ничего, кроме верхнего и нижнего голосов, кварта всегда будет диссонансом. В трёхголосии её положение носит промежуточный характер. В составе секстаккорда кварта всегда – консонанс; в составе квартсекстаккорда кварта - всегда диссонанс. Следовательно, в разных условиях она будет применяться по разным правилам: то консонанса, то диссонанса. В двухголосии же кварта применяется всегда как диссонанс.

Каждая группа интервалов имеет свои правила использования, вытекающие, прежде всего, из акустических характеристик той или иной группы.

Совершенные консонансы (примы, квинты и октавы) в связи с пустотой звучания используются чаще всего на слабых или относительно сильных долях такта. На сильном времени они будут уместно звучать лишь в начале или в конце построения. С точки зрения голосоведения совершенные консонансы имеют значительные ограничения: 1) нельзя использовать открытый параллелизм прим, квинт и октав; 2) не применяется прямое (в одном направлении) движение голосов к совершенному консонансу или от него; 3) совершенные консонансы, взятые секундовым движением на аналогичных долях соседних тактов считаются параллелизмом и запрещаются.

Иными словами, гарантией от ошибок при использовании совершенных консонансов является противоположное или косвенное голосоведение.

Несовершенные консонансы (терции и сексты) звучат наиболее благоприятно, наполненно. Они используются наиболее свободно (на любом времени, любым типом движения голосов, в любом разделе формы) и имеют всего два ограничения: 1) не следует применять продолжительное движение (в задачах – не более трёх подряд) параллельными терциями или секстами, чтобы не нарушать важнейшего принципа контрапунктического развития – контраста, самостоятельности голосов; 2) нельзя употреблять две параллельные терции в рамках тритона (фа-ля; соль-си).

Диссонансы – наиболее многочисленная и сложная по правилам использования группа интервалов. Рассмотрим технику их применения подробнее.

Прежде всего, необходимо понять принцип соотношения сильных и слабых долей в простом двухголосном контрапункте. В крупных размерах соотношение сильных и слабых долей определяется по наименьшим длительностям в такте. Например, если это четверти, то – по четвертям; если же половины, то пульсация будет соответствовать простым размерам. Кроме того, необходимо точно группировать каждый голос в соответствии с указанным размером (общим для двух голосов).

 

Диссонансы на сильных долях (одна форма).

Если диссонанс попадает на сильную долю, то он может быть применён только как приготовленное задержание. Что же это за приём?

Приготовленное задержание включает три момента: приготовление (слабое или относительно сильное время, консонанс) – собственно задержание (сильное время, диссонанс) - разрешение (слабое время, консонанс). Важно понять, что в строгом стиле всегда применяется трёхфазная формула диссонанса: диссонанс обязательно окружён с двух сторон консонансами. В приготовленном задержании имеется два звука: диссонирующий и свободный. Диссонирующий остаётся на месте (лигуется) от предыдущего консонанса, а затем разрешается на секунду вниз!!! Запомните правило: залиговал диссонанс – разреши на ступень вниз. Это и есть формула приготовленного задержания. Свободный звук образует (строит) диссонанс и, либо остаётся на месте в момент его разрешения (строгое голосоведение), либо движется в любой консонирующий к разрешению звук (свободное голосоведение). Эти две формы – строгая и свободная – будут характерны для всех видов диссонансов. И, наконец, последнее: у каждого диссонанса (а их – четыре: секунда, кварта, септима и нона) имеется свой диссонирующий (тот, который задерживает, лигует) звук. Это нужно запомнить наизусть: у секунды – нижний, у септимы – верхний, у кварты – верхний или нижний (но не оба одновременно); у ноны – верхний или нижний.

Диссонансы на слабых долях:

На слабых долях такта диссонансы (секунда, кварта, септима и нона) могут употреблять в одной из 4-х форм: проходящий диссонанс, вспомогательный диссонанс, предъём и камбиата.

Рассмотрим правила их образования и применения.

Проходящий диссонанс образуется поступенным однонаправленным движением одного из голосов (не менее двух секундовых ходов в одном направлении). То есть формула проходящего: фа-соль-ля; до-си-ля; ре-ми-фа и т.д. Эта формула должна быть выписана неукоснительно, иначе условия для проходящего диссонанса не возникнет. Средний звук формулы и есть диссонирующий. Другой голос остаётся на месте или движется в момент разрешения в какой-либо консонанс. Запомнить, что его движение возникает в третий момент, в момент разрешения.

Вспомогательный диссонанс образуется секундовым отклонением от предыдущего консонанса и возвращается в исходное положение: ре-ми-ре; ля-соль-ля; соль-ля-соль и т.д. Это, опять-таки, его мелодическая формула, где средний звук попадёт на слабое время и окажется в составе диссонанса, а крайние звуки – в составе консонансов. Второй голос – аналогично проходящему – остаётся на месте или переходит в консонанс в момент разрешения, в том числе и скачком.

Предъём образуется на самой слабой и короткой доле такта (четверть) секундовым отклонением отпредыдущего диссонанса и остаётся в составе следующего консонанса. Таким образом, разрешение предъёма не может быть строгим; оно предполагает только свободное голосоведение.

Камбиата, как и предъём, образуется на самой короткой и слабой доле такта нисходящим секундовым движение и разрешается на терцию вниз. Таким образом, мелодическая формула камбиаты: секунда вниз – терция вниз. Голосоведение второго голоса – строгое или свободное.

 

Если понята важность мелодических формул в образовании диссонансов, можно легко вернуться к первому заданию на одноголосие и повторить его в новом варианте.

 

ВНИМАНИЕ! ЗАДАНИЕ:

1. Сочинить три мелодии строгого письма, используя разнообразные мелодические формулы всех видов диссонансов. Отметить предполагаемые диссонансы специальными знаками (звёздочками).

2. К двум из мелодий присочинить контрапунктирующий голос по правилам простого двухголосного контрапункта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: