О.А. Болбачан, К.Д. Абдуллин
БИОЭТИКА
Бишкек – 2009
Министерство образования и науки Кыргызской республики
Кыргызско-Российский Славянский Университет
медицинский факультет
Кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения»
О.А. Болбачан, К.Д. Абдуллин
БИОЭТИКА
Учебное пособие
Бишкек – 2009
УДК 614
ББК 51.1(2)
Б 79
Рецензенты:
Рисалиев Д.Д. д.м.н., профессор КГМА
Джумабаев А.Д. к.м.н., доцент КРСУ
Рекомендовано к печати решением Ученого Совета КРСУ
Рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики в качестве учебного пособия для студентов медицинских высших учебных заведений.
Болбачан О.А., Абдуллин К.Д.
Б 79 Биоэтика: Учебное пособие.2-ое изд., пер. и доп. / Под ред. К.Д. Абдуллина. – Бишкек: КРСУ, 2009. – 96 с.
ISBN 978-9967-05-511-7
В учебном пособии содержится информация по изучению биоэтики и основных этических вопросов, таких как взаимоотношения врача и пациента, новые репродуктивные технологии, генная инженерия, трансплантология, трансфузиология, проблемы умирания и смерти человека. Дано краткое изложение основных международных документов и ответы на контрольные вопросы указанных тем, а также ситуационные задачи в качестве активного метода обучения предмета.
Предназначено для студентов-медиков высших учебных заведений.
© КРСУ, 200
Содержание
Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------------------5
Тематический план лекций и семинарских занятий-----------------------------------------------------6
Тема 1. Введение в биомедицинскую этику --------------------------------------------------------------9
Тема 2. Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников------------------------------------------------------------------------------------18
|
Тема 3. Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий-----------26
Тема 4. Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы
проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных---------------34
Тема 5. Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия -----------------------------------43
Тема 6. Этика в стоматологии.
Идея справедливости в медицине и здравоохранении-------------------------------------------------48
Тема 7. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии---------------------------------------55
Тема 8. Семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы-------------------63
Тема 9. Основные международные документы по биомедицинской этике-----------------------70
Вопросы к модулю--------------------------------------------------------------------------------------------75
Билеты------------------------------------------------------------------------------------------------------------81
Тесты для контроля знаний----------------------------------------------------------------------------------87
Приложение 1-------------------------------------------------------------------------------------------------109
Приложение 2-------------------------------------------------------------------------------------------------114
Приложение 3-------------------------------------------------------------------------------------------------120
Литература----------------------------------------------------------------------------------------------------125
Глоссарии терминов-----------------------------------------------------------------------------------------126
Введение
Практическое приложение медицины, в отличие от других профессий, тесно связано со здоровьем человека, его жизнью. Отсюда вытекают и особые нравственные качества врачебной профессии, наиболее полном они определяются понятием «гуманизм». Без гуманизма медицина теряет право на свое существование. Профессия врача – одна из самых древних, она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь нуждающемуся. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко.
|
Для студента-медика, которой готовится лечить человека, или проводить с его участием научные исследования знания в области этических и правовых аспектов медицинской науки и практики необходимы.
Цель пособия заключается в том, чтобы научить будущего врача применять теоретическое знания о принципах, ценностях и правилах биомедицинской этики в практической деятельности врача.
Для реализации этой цели ставится задача – определять морально-этические аспекты конкретных ситуаций и во взаимоотношениях «врач-пациент».
Настоящее учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных вопросов биоэтики, которые возникают в современном обществе и здравоохранении.
тематический план лекций
для студентов ЛД, ПД*
№ | Темы лекционных занятий | Кол-во часов |
Введение в биоэтику. | ||
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников. | ||
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий. | ||
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. | ||
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия | ||
Всего |
Тематический план семинарских занятий
|
Для студентов ЛД, ПД
№ | Темы семинарских занятий | Кол-во часов |
Введение в биоэтику. | ||
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников. | ||
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий. | ||
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. | ||
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия. | ||
Всего |
* Примечание: ЛД – лечебное дело, ПД – педиатрическое дело.
тематический план лекций для студентов СД*
№ | Темы лекционных занятий | Кол-во часов | |
Введение в биоэтику. | |||
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников. | |||
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий. | |||
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. | |||
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия. | |||
Этика в стоматологии. Идеи справедливости в медицине и здравоохранении. | |||
Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии. | |||
Гигиена, эпидемиология, семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы. | |||
Основные Международные документы по биомедицинской этике. | |||
Всего | |||
Тематический план семинарских занятий для студентов СД*
№ | Темы семинарских занятий | Кол-во часов | |
Введение в биоэтику. | |||
Взаимоотношения врача и пациента, этика профессионального взаимодействия медицинских работников. | |||
Медико-этические проблемы аборта и новых репродуктивных технологий. | |||
Биоэтические проблемы медицинских технологий. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. | |||
Биоэтические проблемы умирания и смерти. Эвтаназия. | |||
Этика в стоматологии. Идеи справедливости в медицине и здравоохранении. | |||
Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии. | |||
Гигиена, эпидемиология, семейная медицина и этика. СПИД – морально-этические проблемы. | |||
Основные Международные документы по биомедицинской этике. | |||
Всего: | |||
* Примечание: СД – стоматологическое дело.
Тема 1. “Введение в биомедицинскую этику”.
Цель темы
Студент должен знать:
· основные понятия, определения по теме;
· содержание предмета “Биоэтика”;
· медицинскую этику, деонтологию, морально-нравственные категории;
· содержание миелогении и ятрогении.
Студент должен уметь:
· анализировать основные понятия и морально-нравственные категории необходимые в деятельности врача.
План изучения темы