Стратегии немедленного вмешательства




Алгоритм беседы классного руководителя с жертвой буллинга

 

Индивидуальная беседа классного руководителя с ребенком, который стал жертвой травли, начинается со стадии установления контакта. Сложности на данном этапе, которые могут возникнуть:

1. Неготовность ребенка говорить о происходящем. Это может быть следствием того, что:

· он запуган агрессорами;

· он уверен, что будет «стукачом», если расскажет о происходящем;

· он думает, что вмешательство взрослых только ухудшит ситуацию.

2. Ребенок может находиться в шоковом состоянии, являющемся следствием психологической травмы (если столкновение с обидчиками было очень интенсивным и произошло недавно) или же носит хронический характер.

3. Ребенок может быть уверен, что сам виноват в том, что происходит, и даже ожидать наказания за свое поведение.

Основными принципами работы с ребенком на этапе становления контакта и прояснения деталей произошедшего будут следующие:

· Совладать в первую очередь с собственными эмоциями в отношении сложившейся ситуации, отделить собственные страхи и переживания от чувств ребенка.

· Оценить, находится ли ребенок в шоковом состоянии (дезориентация, трудности формулирования ответов на вопросы, «выпадение» из диалога).

· Дать понять ребенку, что в том, что он расскажет о происходящем, нет элемента «стукачества» и «предательства» по отношению к другим участникам событий.

· С пониманием отнестись к тому, что ребенок может стесняться рассказать о некоторых деталях произошедшего - ситуации травли порой бывают очень унизительными.

· С пониманием отнестись к тому, что ребенок может считать произошедшее собственным «социальным провалом», ситуацией, в которой никто не может ему помочь.

· Позволить ребенку быть главным в диалоге. Возможно, он вообще захочет от вас на первых этапах только роли слушателя.

· Дать понять ребенку, что вы готовы очень внимательно его слушать, сколько потребуется (применить техники активного слушания).

· Быть готовым к тому, что эмоции ребенка включают в себя страх, стыд, беспомощность, гнев и жажду мести.

· Не использовать по возможности закрытые вопросы, на которые ребенок может ответить односложно «да» или «нет».

· Стараться задавать вопросы в третьем лице: «Расскажи мне о травле в школе», «Расскажи мне, какие вещи могут случиться в нашей школе с человеком, которого травят».

Стратегически важные моменты взаимодействия в диалоге:

· Сядьте немного по диагонали от ребенка: расположение лицом к лицу может восприниматься как угрожающее.

· Сохраняйте открытую позу, не скрещивайте руки и не подавайтесь сильно вперед.

· Говорите спокойным тоном, не быстро.

· Избегайте давать советы. Помогите жертве развить такой собственный подход к решению проблемы, который она сможет применять в будущем.

· Не перебивайте.

· Старайтесь делать ребенку как можно больше «стратегических комплиментов», например, тому как ему удалось сохранить самообладание в трудной ситуации, быть смелым, трезво мыслить и т.д.

· Продемонстрируйте, что вы понимаете, что говорить о произошедшем тоже требует большой смелости.

· Постарайтесь уточнить, какой именно помощи ребенок ждет в ситуации, и получайте его разрешение перед тем, как осуществлять какие-то действия.

Разговор о том, как ребенок может справиться с травлей, должен быть ориентированным на решение проблемы.

Это позволяет ребенку сразу же почувствовать себя более уверенным, потому что речь почти сразу начинает идти о том, что может быть сделано прямо сейчас для улучшения ситуации. Изначально разговор стоит вести о вещах, которые вызывают у ребенка интерес, найти что-то, что вызовет у вас истинное восхищение и уважение (такие черты, увлечения, способности или мечты можно найти у любого ребенка).

После того, как, по вашему мнению, жертва будет готова говорить непосредственно о ситуации травли, беседа можно строить следующим образом:

· В чем заключается проблема?

· Как ты себя чувствуешь в связи с ней?

· Что из того, что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично?

· Что ты еще можешь попробовать сделать?

· Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?

· Какие будут последствия каждого из этих вариантов?

· Какой вариант кажется тебе наилучшим?

· Как ты собираешься это делать?

· Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!

 

Стратегии немедленного вмешательства

1). Ребенку, который сталкивается с проблемой травли в школе, очень важно заниматься какой-то активной деятельностью, связанной с движением, в идеале - на свежем воздухе. Подойти могут самые разные варианты - от занятий активными видами спорта (бег, лыжи, коньки, велосипед и т.д.) до прогулок с собакой, походом в магазин за продуктами. Помощь другим - еще один источник выработки «гормонов счастья», эндорфинов.

2). В контексте помощи другим детям полезно узнать о существующих волонтерских и добровольческих организациях, которые есть в городе. Обычно можно найти какую-то группу по душе: здесь может иметь место и помощь другим детям, животным или пожилым людям.

3). Искать новых друзей, встречаться с новыми людьми. Думать над тем, как можно расширить круг знакомства (секции по интересам, туристический клуб).

4). Предлагать ребенку заняться тем, что раньше он делать не пробовал. Для этого может понадобиться вместе с ребенком проанализировать его сильные и слабые стороны, понять, какая деятельность ему интереснее. Переживание достижения, того, что что-то получается - важный фактор роста уверенности себе.

5). Поговорить с ребенком о том, мечтает ли он о реванше, строит ли его планы. Обсудить, что, скорее всего, в поисках возмездия он просто еще и еще раз будет вовлекаться в это неприятное взаимодействие. Лучше больше внимания уделять собственной жизни (при условии, что ситуация буллинга взята под контроль взрослыми).

6). Объяснить ребенку, что не стоит обращать много внимания на обидные слова, которые произносят агрессоры. На самом деле, у каждого из нас есть промахи, а хулиганы отличаются от других людей лишь тем, что стараются обращать внимание на промахи других людей, чтобы никто не заметил их собственных

7). Помочь ребенку относиться к ситуациям травли безлично, скорее, как к некой «плохой привычке», которая есть у некоторых людей и которую им придется преодолеть.

8). Научить ребенка распознавать собственные эмоции.

9). Обсудить, какие техники совладания с проблемными ситуациями он обычно использует. Некоторые, чтобы справляться со стрессом, покупают себе какие-то мелочи, кто-то налегает на сладкое. Очень полезно бывает поговорить с другом (лучше лично).

10). После окончания школы впереди еще целая жизнь. Можно уже сейчас подумать о том, каких целей ребенок хотел добиться бы в жизни и какие усилия можно приложить прямо сейчас, чтобы приблизить их достижение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: