Учитель - центральная фигура в школе




ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ»

 

Ртищева Галина Анатольевна,

МБОУ гимназия №7, учитель начальных классов,

г. Чехов, Московская область

 

 

 

Аннотация

 

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь

Детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает

Делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое

Появляется в его жизни постепенно и

не ошеломляет лавиной впечатлений ».

В.А. Сухомлинский

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Что же еще принципиально нового провозглашает документ стандарта? В нем описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к финансовым условиям и...к кадрам.

При переходе на новый стандарт конечно же возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. "К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

 

За последние время ни одна из систем, социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое, достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

А это значит, что мы с вами переходим на качественно новый уровень развития образования. Чем он характеризуется? В первую очередь - состоянием перехода от продолжающейся интенсивной модернизации к инновационному развитию.

Стратегию этого перехода мы выстраиваем на решении трех основных задач:

Ø модернизации общего и дошкольного образования ;

Ø приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Ø развития системы оценки качества и востребованности образовательных услуг.

 

 

Впервые процессы социокультурной модернизации образования должны стать мощной силой, преобразующей образование в новый институт продуктивного социального развития региона. Чрезвычайно значимой силой в этом преобразовании станет новый закон «Об образовании в Российской Федерации».

Практически каждая глава проекта Закона включает нормы, нацеленные на обеспечение создания правовых условий, обеспечивающих превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? "...В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся..."

Новый стандарт ориентируется прежде всего на то, что наш маленький гражданин станет критически мыслящей личностью, способной к выбору, самостоятельному поиску разных способов решения не только учебных, но и жизненно важных проблем. Предполагалось, что наши дети попадут в особые условия, где начальное образование приобретет универсальную ценность, поможет ребенку на протяжении всего жизненного пути.

Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько взрослым, в том числе и руководителям системы образования, директорам школ, завучам, методистам, учителям. Почему? Да потому, что современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на "ты" с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с мультимедийными программами, иными словами, наши дети другие... Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.

ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы

Учитель - центральная фигура в школе

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Что же еще принципиально нового провозглашает документ стандарта? В нем описываются требования к информационному пространству, к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к финансовым условиям и...к кадрам.

При переходе на новый стандарт конечно же возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. "К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

Я думаю, что изменилось многое! Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Стратегическая задача образования 21 века - осознание и раскрытие человеческой души - истинно, бессмертного человека, который создает по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. Значит и учитель должен быть - компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ-технологиями.

Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. Одна из проблем - многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Считаю, что не все учителя смогут перестроить собственное видение проблемы, свою методику преподавания. Думаю, что это будет и психологический барьер. Для этого педагогу придется полностью пересмотреть свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование: придётся достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Чтобы не возникла проблема "Педагогической недееспособности" педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск. Современному учителю в течение жизни приходится неоднократно повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое. Лозунгом для современного учителя должно стать "Образование на протяжении всей жизни". Я солидарна с Ш. Амонашвилли "Учитель - художник, а урок - свет, который он несут детям, чтобы судьба каждого состоялась".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: