Ученик - важная часть образовательного процесса




Однако, с новым компетентным подходом в системе образования могут возникнуть проблемы и у школьника. Во-первых, как отразится введение 30 часов пребывания в школе на здоровье нынешнего поколения? Многим из них нужен дневной отдых, тишина. И далеко не каждая школа, работающая в две смены, может предоставить условия для этого. Введение новых дисциплин приведет к дополнительной нагрузке на учащихся. Еще при работе по "старым" стандартам, учителям приходилось часто слышать от родителей о большой нагрузке детей. Справятся ли дети и их родители с "новой нагрузкой". Вопрос питания школьников так же стоит остро. К сожалению не все родители могут оплатить питание детей, оставшихся на внеурочную деятельность. Для сельской местности это вообще большая проблема. Отдельная проблема по внедрению ФГОС в сельской местности. Сельской школе для решения проблем школьного образования необходимы интеллектуальные и материальные ресурсы. Молодые специалисты неохотно едут в село. Содержание сельского образования должно не только соответствовать российскому стандарту, но и нести специфику условий проживания, дать возможность учащимся приобретать знания, навыки, умения для жизнедеятельности в конкретной социальной среде.

Во вторых, у ребенка возрастает ответственность, в связи с чем появляются трудности, так как ребенок становится важной частью образовательного процесса. Школьника нужно приобщить не только к репродукции, но и к созданию нового, к исследованию. А этот переход бывает очень проблематичен не столько для учеников, сколько для учителя, работающего по - старинке. Хотя мы понимаем, что результаты, которые должны демонстрировать выпускники, зависят в том числе от эффективности систематической внеклассной работы. Поскольку каждая школа должна работать на достижение результатов, определенных стандартом, без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов можно не получить.

Проблема – различный уровень мотивации учащихся и способность к освоению знаниями. Решение – квалифицированное тестирование готовности ребёнка к школе и правильное формирование классов, однако образование превратилось в образовательную услугу и родитель определяет своего ребенка к тому учителю, к которому захочет. Тем самым у учителя нет возможности сформировать класс по уровню развития и мотивации, что лишает его возможности строить перспективное образование. А классы, сформированные по желанию родителей вновь ориентированы на "среднего" ученика.

Система оценки качества образования

ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом (за ресурсное обеспечение) и учителем, в это - хочется верить Но всё равно учитель - это центральная фигура. И учителя надо подготовить к этому. И самому учителю подготовиться. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.

Материальный вопрос так же неоднозначен. Как сегодня осуществляться оплата учителя за внеурочную деятельность? Ведь мы живем в условиях рыночной экономики, и каждый труд должен быть вознагражден соответственно. На одном энтузиазме долго не продержишься. Есть данные, что многие учителя вообще ничего не получают за внеурочную деятельность.

1.6. Материально-техническое оснащение школ:

Что изменилось за год?

Следующей из проблем является материально-техническое оснащение наших школ - оставляет желать лучшего. Не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя. В помощь педагогу здесь необходимы и новый проект базисного образовательного плана, и проекты примерных учебных программ по всем предметам, и конечно новые УМК, их адаптация к новым условия их реализации, курсы и консультации.

Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь придётся перестраивать понимание родителями учебного процесса, а это иногда очень трудно, поскольку в наше время человеческие ценности не совсем те, которые должны быть. Что определяется стандартом в структуре образовательной школы? Это программы духовно-нравственного воспитания и развития.

С введением новых стандартов принципиально должна меняться и система оценивания качества образования. Внутришкольная система оценивания должна соответствовать той системе, которая будет применяться на государственном уровне при переходе учащихся но новую ступень обучения.

Считаю, что возникающие проблемы как субъективного, так и объективного характера, решать надо и как можно быстрее. Чтобы исключить субъективные, нужно помнить древний афоризм: "Победить самого себя - это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным". А как это сделать каждый учитель знает и у каждого свой путь. Чтобы исключить объективные необходимо:

Ø Широко пропагандировать смысл перехода на новые образовательные стандарты через все средства массовой информации, чтобы при переходе не только родители, но и общество в целом понимало важность этого шага;

Ø Срочно укрепить материально-техническую базу всех школ;

Ø Строить "Новые школы";

Ø Внеурочная деятельность может осуществляться только в тех школах, где созданы условия (главное, школа должна работать в одну смену);

Ø Отрегулировать часовую нагрузку внеурочной деятельности, которая должна нести развитие, а не подрывать здоровье младших школьников;

Ø Решить обеспечение учебниками и учебными пособиями все слои населения;

Ø Рассмотреть питание учащихся (родители с трудом справляются с оплатой питания);

Ø Решить проблему "нищенства" учителя во всех регионах и т.д.

С прошлого учебного года и наша гимназия начала погружение в данную проблему, ЧТО же мы имеем сегодня? Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу духовно-нравственного развития класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д. Для преодоления всех трудностей нужно хорошо изучить новые стандарты, пройти курсы повышения квалификации, знакомиться с новыми документами и рекомендациями. 30 часов в неделю для первоклассников тяжело. Внеурочную деятельность поделили между учителями начальных классов. Учителю нужно осуществлять организацию УУД младших школьников, с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода; пересмотреть структуру написания программы, особое внимание уделить планируемым результатам; изучить нормативные документы; написать программу духовно-нравственного развития и воспитания; изучить требования по СанПинам по ФГОС и многое другое. Нужно ехать на курсы! А родители доверились школе и особого беспокойства не проявляют. Вновь все трудности на учителе и школе. Однако все, зависяшее от нас сделали: и рабочие программы по предметам, и составили тематические планирования с учетом развития универсальных учебных действий, и обучили всех педагогов по ФГОС, и консультировали родителей, и как-то выкрутились с введением внеурочной деятельности (гимназия работает в 2 смены), и с перегрузкой детей и др. Все проблемы решали постепенно. Вот заканчивается первый год работы по новым стандартам. Работая по системно-деятельностному подходу, учим детей самостоятельно добывать знания, ставить перед собой задачи, планировать пути их решения, контролировать свои действия, именно это говорится в стандарте. Ребенок обязательно научится сам оценивать свои успехи и неудачи, разовьет у себя способность к рефлексии собственной деятельности.

Что ж, Стандарт сориентирован именно на становление личностных характеристик ребенка. Развитие личности ученика становится главным результатом деятельности школы. Стандарт задал высокую планку и для школы, и для родителей.

Заканчивается первый год работы по введению ФГОС в образовательный процесс в гимназии. Что зависело от педагогов, гимназии, учебно-методического центра (все теоретические вопросы и консультации) - все решали, однако до сих пор не получили необходимое оборудование и оснащение образовательного и воспитательного процесса (практическая часть не выполнена, и по разнарядке не будет выполнена и в следующем учебном году, потому что в первую очередь оснащение должны получить 2-е классы, до первых классов очередь опять не дойдет, по крайней мере еще год...)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: