ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ




 

Философия как особый тип мировоззрения

Термин «философия» (др. греч. «любовь к мудрости») впервые употреблён в VI в. до н.э. Пифагор.

Философия зародилась в VII – VI вв. до н.э.

Место зарождения философии:

-Китай

-Индия

-Греция

Возникновение философии происходит во время становления цивилизации.

Источники философии:

Ø - Знания, которые люди приобрели в процессе всей предыдущей своей истории.

Ø - Мифология – миропонимание, которое начинало складываться у людей в период, когда происходило становление общества как государственного образовани

У философии рационально-теоретический тип мировоззрения, поскольку:

§ опирается на разум, логику

§ представляет собой какую-то теорию

Предмет и метод философии

Предмет философии изменялся и по-разному формулировался на протяжении всей истории философии.

Фалес считал, что задача философии – найти первоначало, то, из чего всё состоит и во что всё превращается.
Пифагор считал, что миром правит число, поэтому задача философа – найти числовые и математические закономерности, которым подчинено всё существование мира.
Парменид вводит главное понятие философии – понятие «бытия». Главный принципом понимания бытия было: «бытие есть и бытия нет».
Гераклит утверждал, что всё существует и не существует одновременно.

 


В ранней древнегреческой философии были определены предмет философии (мироздание и мир) и два главных метода философии:

-метафизический (метод Парменда) – бытие неизменно;

-диалектический (метод Гераклита).

Сократ считал, что предметом философии была истина.
Платон определял предмет философии как постижение блага, идею всех идей, то, чему всё подчинено, мироздание и его развитие всё подчинено, мироздание и его развитие.
Аристотель говорил о предмете философии как о метафизике (постижение, с одной стороны, физики, то есть природы, того, что можно познать с помощью наших ощущений и, с другой стороны, познание того, что постигается не с помощью органов чувств, а с помощью мышления).
Плотин определял предмет философии как постижение того, что невозможно определить. Назвал это понятие единым. Предмет философии – постижение единства мироздания.

 

 


В средние века философы могли размышлять о мироздании только в рамках религиозного мировоззрения. Но философия не прекратила своё существование, именно рамки религиозного понимания мира подняли философское познание на более высокий уровень – постижение бога с помощью разума.

Для Фомы Аквинского постижение бытия в форме существования мира, в форме того, что сотворено Богом есть задача философии.

 

 


В эпоху Возрождения главный предмет философии – человек.

В Новое время предмет философии – научное познание.

Иммануил Кант предмет философии формулировал в виде трёх вопросов: -Что я могу знать? -Что я должен делать? -На что я смею надеяться? Сводит эти три вопроса и предмет философии к вопросу «что такое человек?» (предмет философии).  
Гегель считал предметом философии бытие. У Гегеля понятие бытия тождественно логосу, он называл это «идеей». Главный предмет философии – понимание абсолютной идеи, понимание бытия и закона его развития.

 

 


В середине XVIII в. на первый план выходит научное понимание познания законов.

Маркс – основоположник марксизма. Предметм философии ­ наиболее общие законы развития (развития природы, общества, мышления и человека). Материалистическое понимание истории. Сузилось понятие бытия.

 

 

Эдмунд Гуссерль – создатель нового феномелогического метода философии (метод становления развития познания)
Мартин Хайдеггер – основоположник экзистенциализма (внимание сосредоточено только на существовании человека). Но для Мартин Хайдеггер главным было постижение бытия через человека.

 

 


Предметом философии всегда является мироздание и законы его существования, а также человек, его место в этом мире и отношение к этому миру(предмет философии: отношение «человек-мир»).

Круг проблем и основной вопрос философии

4 типа отношений между человеком и миром:

Ø онтологическое – связность с бытием и человека, и мира

Ø гносеологическое – познавательное отношение

Ø аксиологическое – ценностное отношение человека к миру

Ø праксиологическое – нравственное отношение

Философская проблематика имеет систематический характер.

Философские проблемы делятся на 4 типа:

Ø -онтологические (связаны с пониманием бытия, его формы существования)

Ø -гносеологические (связаны с постижением истины)

Ø -аксиологические (определяет не просто бытие, не просто существование и сознание человека, а смысл этого, т.е. значимость и ценность того, что такое мир, что в нем есть)

Ø -праксиологические (как жить, по каким нрасвенным законам, какие цели ставить человеку для того, чтобы он соответсвовал и своему бытию и своему существованию)

Разделы философии:

Ø онтология

Ø

основные
гносеология

Ø аксиология

Ø праксиология

Ø антропология (учение о человеке)

Ø социология (учение об обществе)

Ø эстетика (эстетические ценности)

Ø этика (учение о морали и нравственности)

Ø философия культуры

Ø эпистемология (философия науки)

Ø философия искусства

Ø философия отдельных отраслей

Ø история философии

Основной вопрос философии: вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.

Выделяют две стороны этого вопроса:

· - онтологическую (что первично: материя или сознание, дух или природа, бытие или мышление?)

При этом выделяют следующие «лагери» (в зависимости от ответа на вопрос о первичности):

- Материалисты (первичным признают материю)

- Идеалисты (первичным признают идею)

- Дуализм (говорят о том, то невозможно сказать, что первично)

· - гносеологическую (вопрос о отношении мышления к бытию, об истине, о возможности и степени познаваемости мира).

При этом, в зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира, мира выделяют:

- Гносеологический оптимизм (мир познаваем)

- Агностицизм (мир непознаваем)

- Скептицизм (сомнение)

Мировоззренческая и методологическая функции философии и её место в системе культуры

2 основные функции философии:

- Мировоззренческая –понимание сущности явлений; позволяет человеку самоопределиться в мире, определить своё отношение к миру.

- Методологическая – определяет методы и цель познания.

Слово «культура» произошло из латинского слова («возделывание»). Многообразие форм культуры:

Ø мораль;

Ø религия;

Ø искусство;

Ø наука.

Философия и наука:

Наука вырастает из философии.

Их объединяет:

-рационально-теоретическая форма познания

-система понятий

-цель – поиск истины

Их отличает:

-наука всегда прагматична

-наука должна дать знание о мире, не зависящее от каких-то субъективных предпочтений, эмоций, а философия без человека не существует.

Философия и религия:

Философия возникает позже религии, не может существовать без религии. Но в любой философии есть антирелигиозный момент.

Общее:

-мировоззренческая функция

-объект – мир и человек

Отличия:

-религия основывается на чувстве веры, а философия возникает на основе критическом отношении ко всему

-любая религия дает мистический идеал, а философия должна находиться в пределах рационально-теоретического познания

Философия и искусство:

Общее:

-мифологическое начало

-творческое начало

-субъективность

- искусство неповторимо, все философские учения отличаются между собой не проблематикой, а имеют эстетическое различие

Отличия:

-искусство – это что-то, что создано искусственно, не является настоящим

Философия и мораль:

Культура и философия начинаются с морали.

Общее:

-преследуют идеал

Отличия:

-мораль – предписание. Но в философии вопросы добра и зла всегда являются проблемой

-Философия всегда ищет не только утверждение морали, но и её обновление

-развитие моральных форм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: