Анализ ассортимента пряничных изделий, реализуемых в ЗАО «Масюковщина»
Пряничные изделия, поступающие на реализацию в магазин ЗАО «Масюковщина» представлены в следующем ассортименте (таблица 3.1).
Таблица 3.1 — Ассортимент пряничных изделий, реализуемых в магазине
ЗАО «Масюковщина»
Наименование пряников | Производитель | Масса нетто, г | Наличие начинки |
«Боровые» | КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 3, Беларусь | нет | |
«Лазурит» | КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 3, Беларусь | нет | |
«Лепота» шоколадный вкус | ОАО «Конфа», Беларусь | нет | |
«Потешки» с абрикосовым ароматом | ОАО «Конфа», Беларусь | есть | |
«Потешки» с вишнёвым ароматом | ОАО «Конфа», Беларусь | есть | |
«Потешки» с малиновым ароматом | ОАО «Конфа», Беларусь | есть | |
«Постные» ванильный вкус с кунжутом | ОАО «Конфа», Беларусь | нет | |
«Яшкино» в сахарной глазури | ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия | нет | |
«Яшкино» классические | ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия | нет | |
«Яшкино» с вареной сгущёнкой | ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия | есть | |
«Яшкино» с вишнёвой начинкой | ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., РФ | есть | |
«Яшкино» шоколадные | ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия | нет | |
«Слана шоколадные» | ОАО «Пищекомбинат Бежицкий», Россия | нет | |
«Триумфальные» | ООО «Гроднохлебпром», Беларусь | нет | |
«Проталинка» | ООО «Гроднохлебпром», Беларусь | нет | |
«Артэк» | ООО «Лодисс», Беларусь | нет | |
«Шоколадные с мёдом» | ООО «Лодисс», Беларусь | нет | |
«Полночь» | ОАО «Берестейский пекарь», Беларусь | нет |
Примечание — Источник: собственная разработка.
Следует отметить относительно широкий ассортимент пряничных изделий в магазине (18 наименований).
Ассортимент пряничных изделий представлен отечественными и российскими производителями.
Структура ассортимента в зависимости от страны производителя изображена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 — Структура ассортимента пряничных изделий по производителю
Примечание — Источник: собственная разработка.
По данным рисунка 3.1 видно, что большую часть ассортимента пряников в магазине составляют пряники белорусского производства 67 %, на доля российского производства приходится 33 %.
…….
Анализ ассортимента позволил рассчитать коэффициент широты, коэффициент новизны и коэффициент устойчивости ассортимента пряников.
Широта ассортимента — это количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии.
В магазине «Масюковщина» фактическое количество пряников составляет 18 наименования от семи производителей (Шд). На рынке Беларуси насчитывается 19 (белорусских, российских и польских) изготовителей пряников (Шб).
— ОАО «Борисовхлебпром» (г.Борисов,РБ),
— ОАО «Слуцкий Комбинат Хлебопродуктов» (г.Слуцк,РБ),
— ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» (г.Орша,РБ),
— ОАО «Берестейский пекарь» Брестхлебпром (г.Брест,РБ),
— ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» (г.Могилёв,РБ),
— ОАО «Гроднохлебпром» (г.Гродно,РБ),
— ОАО «Конфа» (г. Молодечно,РБ),
— ООО «Салита» (г. Копыль,РБ),
— ООО «Лодисс» (Кобрин,РБ),
— ООО «Сладавита»(г.Минск,РБ),
— ЧТПУП «Аникс Саниа» (д.Мотоль,РБ),
— КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» (г.Витебск,РБ),
— КУП «Минскхлебпром» (Минск,РБ),
— РУП «Гомельхлебпром» (г.Гомель,РБ),
— ООО «КДВ Яшкино» (Кемеровская обл., Россия),
— ОАО «Пищекомбинат Бежицкий» (Россия),
— Кондитеркий Комбинат «Сажинский» (г.Воронеж,РБ),
— ОАО ТКФ «Ясная поляна» (Тула,Россия),
— Предприятие кондитерской промышленности «Tago» (Польша).
Расчет коэффициента широты производим по формуле:
Кш = Шд/ Шб,
где — фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии;
Шб — широта, принятая за основу для сравнения.
Произведем расчет коэффициента широты:
Кш = 7/19=0,37.
Вывод: коэффициент широты равен 0,37, что составляет 37 % от общего числа. Это свидетельствует о достаточно широком ассортименте производителей пряников в магазине.
Коэффициент новизны. Степень новизны (обновление) определяется как соотношение количества новых товаров к фактическому количеству.
Коэффициент новизны ассортимента (Кн) рассчитывают по формуле
Кн = Н/ Шд,
где Н — показатель новизны равный количеству появившихся новых ассортиментных единиц;
Шд — действительная широта ассортимента.
Данный показатель обязательно рассчитывается за определенный период времени и показывает количество новинок, поступивших на продажу за выбранный период времени. Было установлено, что за последние 2 месяца появилось 5 новых наименований пряников («Яшкино» в сахарной глазури, «Яшкино» с вишнёвой начинкой «Яшкино» шоколадные — ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия; «Слана шоколадные» — ОАО «Пищекомбинат Бежицкий», Россия; «Триумфальные» — ООО «Гроднохлебпром», Беларусь. Произведем расчет коэффициента новизны:
Кн = 5/18=0,27.
Коэффициент новизны для данного магазина составил 0,27. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента пряников. Магазин «Масюковщина» уделяет большое внимание, обновлению ассортимента, предлагая новые виды в умеренном количестве, минимизирую риск понести убытки в связи с низким спросом на представленные новые виды пряников.
Коэффициент устойчивости. Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров. В данной работе для определения коэффициента устойчивости использовался метод наблюдения и анализ данных статистической отчетности магазина. И в результате было выявлено, что 14 видов пряников магазина «Масюковщина» пользуются постоянным спросом («Полночь», «Слана шоколадные», «Проталинка», «Яшкино» шоколадные, «Лепота» шоколадный вкус, «Яшкино» с вишнёвой начинкой, «Яшкино» в сахарной глазури, «Триумфальные», «Яшкино» с вареной сгущёнкой, «Потешки» с абрикосовым ароматом, «Потешки» с малиновым ароматом, «Артэк», «Постные» ванильный вкус с кунжутом, «Шоколадные с мёдом», «Лазурит».
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку = Ус/ Уо,
где Ус — количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей ед.;
Уо — общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Вычислим коэффициент устойчивости в исследуемом магазине:
Ку = 14/18=0,78.
Таким образом, полученное значение свидетельствует о том, что 78 % всех представленных пряников пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Для успешной торговли правильно выбранный ассортимент товаров порой имеет решающее значение. И, наоборот, ошибки в ассортиментной политике зачастую приводят к краху торгового бизнеса.
АВС-анализ используется для оптимизации ассортимента продаваемой продукции. Идея АВС-анализа строится на основе метода Парето: за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин.
По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать продуктовый ряд предприятия и т.п. Например, изучая объемы продажи организации, мы можем выделить группу «А» — позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50 % от общей суммы товарооборота; группу «B» — следующие за группой «А» позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы товарооборота; группу «С» — оставшиеся позиции, сумма долей с накопительным итогом составляет 80—100 % общей суммы товарооборота.
Таким образом, очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям группы «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям группы «С» — периодическим. Таким образом, в ходе АВС-анализа рассматривается товарооборот, приносимый тем или иным товаром; долю участия товара в товарообороте и т.д., тем самым формируется АВС-рейтинг товаров.
Проведем анализ ассортимента пряников, представленных в ЗАО «Масюковщина». В качестве параметра АВС-анализа рассмотрим объем продаж за ноябрь 2017 г. Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Объем продаж пряников, реализуемых ЗАО «Масюковщина» (ноябрь 2017 г.)
Наименование пряников | Цена за 1 шт, р. | Объем продаж за мес., штук | Товарооборот, р. | Удельный вес в товаро-обороте,% | Структура с накопитель-ным итогом,% | Груп-па |
«Полночь» | 1,19 | 164,22 | 16,51 | 16,51 | А | |
«Слана шоколадные» | 2,21 | 119,34 | 12,00 | 28,51 | А | |
«Проталинка» | 1,76 | 114,4 | 11,50 | 40,01 | А | |
«Яшкино» шоколадные | 1,69 | 64,22 | 6,46 | 46,47 | А | |
«Лепота» шоколадный вкус | 1,85 | 62,9 | 6,32 | 52,79 | B | |
«Яшкино» с вишнёвой начинкой | 1,81 | 61,54 | 6,19 | 58,98 | B | |
«Триумфальные» | 1,65 | 59,4 | 5,97 | 64,95 | B | |
«Яшкино» с вареной сгущёнкой | 1,81 | 47,06 | 4,73 | 69,68 | B | |
«Потешки» с абрикосовым ароматом | 1,46 | 45,26 | 4,55 | 74,23 | B | |
«Потешки» с малиновым ароматом | 1,46 | 42,34 | 4,26 | 78,49 | B | |
«Артэк» | 1,13 | 41,81 | 4,20 | 82,69 | C | |
«Постные» ванильный вкус с кунжутом | 1,64 | 29,52 | 2,97 | 85,66 | C | |
«Шоколадные с мёдом» | 1,37 | 28,77 | 2,89 | 88,56 | C | |
«Яшкино» в сахарной глазури | 1,72 | 27,52 | 2,77 | 91,32 | C | |
«Лазурит» | 1,32 | 23,76 | 2,39 | 93,71 | C | |
«Потешки» с вишнёвым ароматом | 1,46 | 23,36 | 2,35 | 96,06 | C | |
«Боровые» | 1,38 | 20,7 | 2,08 | 98,14 | C |
Окончание таблицы 3.2
«Яшкино» классические | 1,54 | 18,48 | 1,86 | 100,00 | C | |
994,6 | 100,00 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
На основании данных таблицы 3.2 можно построить сводную таблицу АВС-анализа (таблица 3.3).
Таблица 3.3 — Сводная таблица АВС-анализа ассортимента пряников
Группа товаров | Количество наименований | Доля наименований от общего количества,% | Товарооборот, р. | Доля в объёме товарооборота,% |
А | 22,22 | 462,18 | 46,47 | |
В | 33,33 | 318,5 | 32,02 | |
С | 44,44 | 213,92 | 21,51 | |
Итого | 100,00 | 994,6 | 100,00 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
В группу «А» вошло 4 наименований продукции. Важно отметить, что в группе «А» находится продукция российских производителей: пряники «Слана шоколадные» и «Яшкино» шоколадные». Также в группе «А» содержится 2 наименования продукции отечественных производителей: пряники «Проталинка», «Полночь».
Группа «В» представлена 6 наименованиями продукции. Группа «В» содержит 2 наименования продукции российских производителей: пряники «Яшкино» с вишнёвой начинкой» и «Яшкино» с вареной сгущенкой и 4 наименований продукции производителей Республики Беларусь: пряники «Триумфальные», «Лепота» шоколадный вкус, «Потешки» с абрикосовым ароматом», «Потешки» с малиновым ароматом».
Группа «С» содержит 8 наименований пряников белорусского и российского производителя.
Объем продаж 4 наименований пряников, входящих в группу «А» составил 462,18 р., а доля в товарообороте — 46,47 %, что характеризует максимальную долю выручки в общем объеме продаж. Объем продаж 6 наименований пряников, входящих в состав группы «В» составил — 318,5 р., а доля в товарообороте — 32,02 %. Объем 8 наименований пряников, входящих в группу «С» составил 213,92 р., а доля в общем товарообороте — 21,51 %.
На основе АВС-анализа можно определить основные правила контроля объемов продаж для различных номенклатурных позиций.
Для группы «А» необходима частая оценка прогноза и метода прогнозирования, что означает более внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в товарах. К тому же немаловажное значение имеет и ежедневное обновление данных в базе данных, частое рассмотрение требований спроса, размеров партии.
Для товаров группы «В» применяются аналогичные меры, но реже и с большими приемлемыми допусками.
Восемь товаров вошли в группу «С» вследствие предпраздничных акций и скидок и рекламы товаров-новинок. В отношении товаров группы «С» применимо правило всегда быть в наличии, так как дефицит товаров группы «С» может сорвать планы сбыта и по товарам группы «А». При контроле целесообразна простая фиксация данных или отсутствие фиксаций в базе данных, большие размеры партий.
Можно сделать вывод о том, что продукция отечественных производителей конкурирует с продукцией российских производителей. Возможно, причина данной тенденции заложена в самой деятельности предприятия-изготовителя. Ведь каждый производитель, формируя новый ассортимент продукта, в своей деятельности должен руководствоваться определенными концепциями.
Исследование предпочтений потребителей
Информированность о предпочтениях потребителей служит тем инструментом, который помогает торговым организациям грамотно проводить ассортиментную политику, а производителям — выпускать продукцию, пользующуюся спросом. В связи с этим 6.03.2018 г. был проведен опрос покупателей магазина «Гиппо».
Выбор социологического опроса как одного из методов исследования рынка обусловлен простотой метода, небольшой продолжительностью, получением достаточно достоверной информации и возможностью статистической обработки полученных данных. Исследование проводилось в форме анкетирования (анкета содержала вопросы с вариантами ответов). Анкета представлена в приложении Г. Результаты опроса потребителей представлены в приложении Д.
….
На вопрос «Покупаете ли Вы пряники?» мнения респондентов распределились следующим образом. Данные отображены на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 — Приобретение пряников, %
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таким образом, пряники являются достаточно популярными, их приобретают 70 % опрошенных.
Результаты ответа на вопрос «Наиболее важным показателем качества пряников для Вас являются?» показан на рисунке 3.13.
Рисунок 3.13 — Показатели качества пряников
Примечание — Источник: собственная разработка.
Вкус для потребителей оказался наиболее значимым при покупке пряников — 80 % опрошенных, форма изделий должна удовлетворять 2 % потребителей, запаху и цвету отдали свои голоса 8 % и 10 % покупателей соответственно.