Исследование предпочтений потребителей




Анализ ассортимента пряничных изделий, реализуемых в ЗАО «Масюковщина»

 

 

Пряничные изделия, поступающие на реализацию в магазин ЗАО «Масюковщина» представлены в следующем ассортименте (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 — Ассортимент пряничных изделий, реализуемых в магазине

ЗАО «Масюковщина»

 

Наименование пряников Производитель Масса нетто, г Наличие начинки
«Боровые» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 3, Беларусь   нет
«Лазурит» КУП «Минскхлебпром» хлебозавод № 3, Беларусь   нет
«Лепота» шоколадный вкус ОАО «Конфа», Беларусь   нет
«Потешки» с абрикосовым ароматом ОАО «Конфа», Беларусь   есть
«Потешки» с вишнёвым ароматом ОАО «Конфа», Беларусь   есть
«Потешки» с малиновым ароматом ОАО «Конфа», Беларусь   есть
«Постные» ванильный вкус с кунжутом ОАО «Конфа», Беларусь   нет
«Яшкино» в сахарной глазури ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия   нет
«Яшкино» классические ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия   нет
«Яшкино» с вареной сгущёнкой ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия   есть
«Яшкино» с вишнёвой начинкой ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., РФ   есть
«Яшкино» шоколадные ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия   нет
«Слана шоколадные» ОАО «Пищекомбинат Бежицкий», Россия   нет
«Триумфальные» ООО «Гроднохлебпром», Беларусь   нет
«Проталинка» ООО «Гроднохлебпром», Беларусь   нет
«Артэк» ООО «Лодисс», Беларусь   нет
«Шоколадные с мёдом» ООО «Лодисс», Беларусь   нет
«Полночь» ОАО «Берестейский пекарь», Беларусь   нет

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Следует отметить относительно широкий ассортимент пряничных изделий в магазине (18 наименований).

Ассортимент пряничных изделий представлен отечественными и российскими производителями.

Структура ассортимента в зависимости от страны производителя изображена на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 — Структура ассортимента пряничных изделий по производителю

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

По данным рисунка 3.1 видно, что большую часть ассортимента пряников в магазине составляют пряники белорусского производства 67 %, на доля российского производства приходится 33 %.

 

…….

Анализ ассортимента позволил рассчитать коэффициент широты, коэффициент новизны и коэффициент устойчивости ассортимента пряников.

Широта ассортимента — это количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп. Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента. Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии.

В магазине «Масюковщина» фактическое количество пряников составляет 18 наименования от семи производителей (Шд). На рынке Беларуси насчитывается 19 (белорусских, российских и польских) изготовителей пряников (Шб).

— ОАО «Борисовхлебпром» (г.Борисов,РБ),

ОАО «Слуцкий Комбинат Хлебопродуктов» (г.Слуцк,РБ),

— ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» (г.Орша,РБ),

— ОАО «Берестейский пекарь» Брестхлебпром (г.Брест,РБ),

— ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» (г.Могилёв,РБ),

— ОАО «Гроднохлебпром» (г.Гродно,РБ),

— ОАО «Конфа» (г. Молодечно,РБ),

— ООО «Салита» (г. Копыль,РБ),

— ООО «Лодисс» (Кобрин,РБ),

— ООО «Сладавита»(г.Минск,РБ),

— ЧТПУП «Аникс Саниа» (д.Мотоль,РБ),

— КУП «Витебский кондитерский комбинат «Витьба» (г.Витебск,РБ),

— КУП «Минскхлебпром» (Минск,РБ),

— РУП «Гомельхлебпром» (г.Гомель,РБ),

— ООО «КДВ Яшкино» (Кемеровская обл., Россия),

— ОАО «Пищекомбинат Бежицкий» (Россия),

— Кондитеркий Комбинат «Сажинский» (г.Воронеж,РБ),

— ОАО ТКФ «Ясная поляна» (Тула,Россия),

— Предприятие кондитерской промышленности «Tago» (Польша).

Расчет коэффициента широты производим по формуле:

 

Кш = Шд/ Шб,

где — фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии;

Шб — широта, принятая за основу для сравнения.

Произведем расчет коэффициента широты:

Кш = 7/19=0,37.

Вывод: коэффициент широты равен 0,37, что составляет 37 % от общего числа. Это свидетельствует о достаточно широком ассортименте производителей пряников в магазине.

Коэффициент новизны. Степень новизны (обновление) определяется как соотношение количества новых товаров к фактическому количеству.

 

Коэффициент новизны ассортимента (Кн) рассчитывают по формуле

 

Кн = Н/ Шд,

где Н — показатель новизны равный количеству появившихся новых ассортиментных единиц;

Шд — действительная широта ассортимента.

Данный показатель обязательно рассчитывается за определенный период времени и показывает количество новинок, поступивших на продажу за выбранный период времени. Было установлено, что за последние 2 месяца появилось 5 новых наименований пряников («Яшкино» в сахарной глазури, «Яшкино» с вишнёвой начинкой «Яшкино» шоколадные — ООО «КДВ Яшкино» Кемеровская обл., Россия; «Слана шоколадные» — ОАО «Пищекомбинат Бежицкий», Россия; «Триумфальные» — ООО «Гроднохлебпром», Беларусь. Произведем расчет коэффициента новизны:

Кн = 5/18=0,27.

Коэффициент новизны для данного магазина составил 0,27. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента пряников. Магазин «Масюковщина» уделяет большое внимание, обновлению ассортимента, предлагая новые виды в умеренном количестве, минимизирую риск понести убытки в связи с низким спросом на представленные новые виды пряников.

Коэффициент устойчивости. Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров. В данной работе для определения коэффициента устойчивости использовался метод наблюдения и анализ данных статистической отчетности магазина. И в результате было выявлено, что 14 видов пряников магазина «Масюковщина» пользуются постоянным спросом («Полночь», «Слана шоколадные», «Проталинка», «Яшкино» шоколадные, «Лепота» шоколадный вкус, «Яшкино» с вишнёвой начинкой, «Яшкино» в сахарной глазури, «Триумфальные», «Яшкино» с вареной сгущёнкой, «Потешки» с абрикосовым ароматом, «Потешки» с малиновым ароматом, «Артэк», «Постные» ванильный вкус с кунжутом, «Шоколадные с мёдом», «Лазурит».

Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:

 

Ку = Ус/ Уо,

 

где Ус — количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей ед.;

Уо — общее количество видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

Вычислим коэффициент устойчивости в исследуемом магазине:

Ку = 14/18=0,78.

Таким образом, полученное значение свидетельствует о том, что 78 % всех представленных пряников пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Для успешной торговли правильно выбранный ассортимент товаров порой имеет решающее значение. И, наоборот, ошибки в ассортиментной политике зачастую приводят к краху торгового бизнеса.

АВС-анализ используется для оптимизации ассортимента продаваемой продукции. Идея АВС-анализа строится на основе метода Парето: за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин.

По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надежный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать продуктовый ряд предприятия и т.п. Например, изучая объемы продажи организации, мы можем выделить группу «А» — позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50 % от общей суммы товарооборота; группу «B» — следующие за группой «А» позиции, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы товарооборота; группу «С» — оставшиеся позиции, сумма долей с накопительным итогом составляет 80—100 % общей суммы товарооборота.

Таким образом, очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям группы «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям группы «С» — периодическим. Таким образом, в ходе АВС-анализа рассматривается товарооборот, приносимый тем или иным товаром; долю участия товара в товарообороте и т.д., тем самым формируется АВС-рейтинг товаров.

Проведем анализ ассортимента пряников, представленных в ЗАО «Масюковщина». В качестве параметра АВС-анализа рассмотрим объем продаж за ноябрь 2017 г. Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра представлена в таблице 3.2.

 

 

Таблица 3.2 — Объем продаж пряников, реализуемых ЗАО «Масюковщина» (ноябрь 2017 г.)

Наименование пряников Цена за 1 шт, р. Объем продаж за мес., штук Товарооборот, р. Удельный вес в товаро-обороте,% Структура с накопитель-ным итогом,% Груп-па
             
«Полночь» 1,19   164,22 16,51 16,51 А
«Слана шоколадные» 2,21   119,34 12,00 28,51 А
«Проталинка» 1,76   114,4 11,50 40,01 А
«Яшкино» шоколадные 1,69   64,22 6,46 46,47 А
«Лепота» шоколадный вкус 1,85   62,9 6,32 52,79 B
«Яшкино» с вишнёвой начинкой 1,81   61,54 6,19 58,98 B
«Триумфальные» 1,65   59,4 5,97 64,95 B
«Яшкино» с вареной сгущёнкой 1,81   47,06 4,73 69,68 B
«Потешки» с абрикосовым ароматом 1,46   45,26 4,55 74,23 B
«Потешки» с малиновым ароматом 1,46   42,34 4,26 78,49 B
«Артэк» 1,13   41,81 4,20 82,69 C
«Постные» ванильный вкус с кунжутом 1,64   29,52 2,97 85,66 C
«Шоколадные с мёдом» 1,37   28,77 2,89 88,56 C
«Яшкино» в сахарной глазури 1,72   27,52 2,77 91,32 C
«Лазурит» 1,32   23,76 2,39 93,71 C
«Потешки» с вишнёвым ароматом 1,46   23,36 2,35 96,06 C
«Боровые» 1,38   20,7 2,08 98,14 C

Окончание таблицы 3.2

             
«Яшкино» классические 1,54   18,48 1,86 100,00 C
      994,6 100,00    

 

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

На основании данных таблицы 3.2 можно построить сводную таблицу АВС-анализа (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3Сводная таблица АВС-анализа ассортимента пряников

Группа товаров Количество наименований Доля наименований от общего количества,% Товарооборот, р. Доля в объёме товарооборота,%
А   22,22 462,18 46,47
В   33,33 318,5 32,02
С   44,44 213,92 21,51
Итого   100,00 994,6 100,00

 

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

В группу «А» вошло 4 наименований продукции. Важно отметить, что в группе «А» находится продукция российских производителей: пряники «Слана шоколадные» и «Яшкино» шоколадные». Также в группе «А» содержится 2 наименования продукции отечественных производителей: пряники «Проталинка», «Полночь».

Группа «В» представлена 6 наименованиями продукции. Группа «В» содержит 2 наименования продукции российских производителей: пряники «Яшкино» с вишнёвой начинкой» и «Яшкино» с вареной сгущенкой и 4 наименований продукции производителей Республики Беларусь: пряники «Триумфальные», «Лепота» шоколадный вкус, «Потешки» с абрикосовым ароматом», «Потешки» с малиновым ароматом».

Группа «С» содержит 8 наименований пряников белорусского и российского производителя.

Объем продаж 4 наименований пряников, входящих в группу «А» составил 462,18 р., а доля в товарообороте — 46,47 %, что характеризует максимальную долю выручки в общем объеме продаж. Объем продаж 6 наименований пряников, входящих в состав группы «В» составил — 318,5 р., а доля в товарообороте — 32,02 %. Объем 8 наименований пряников, входящих в группу «С» составил 213,92 р., а доля в общем товарообороте — 21,51 %.

На основе АВС-анализа можно определить основные правила контроля объемов продаж для различных номенклатурных позиций.

Для группы «А» необходима частая оценка прогноза и метода прогнозирования, что означает более внимательное отношение к методам построения прогнозов потребности в товарах. К тому же немаловажное значение имеет и ежедневное обновление данных в базе данных, частое рассмотрение требований спроса, размеров партии.

Для товаров группы «В» применяются аналогичные меры, но реже и с большими приемлемыми допусками.

Восемь товаров вошли в группу «С» вследствие предпраздничных акций и скидок и рекламы товаров-новинок. В отношении товаров группы «С» применимо правило всегда быть в наличии, так как дефицит товаров группы «С» может сорвать планы сбыта и по товарам группы «А». При контроле целесообразна простая фиксация данных или отсутствие фиксаций в базе данных, большие размеры партий.

Можно сделать вывод о том, что продукция отечественных производителей конкурирует с продукцией российских производителей. Возможно, причина данной тенденции заложена в самой деятельности предприятия-изготовителя. Ведь каждый производитель, формируя новый ассортимент продукта, в своей деятельности должен руководствоваться определенными концепциями.

 

Исследование предпочтений потребителей

Информированность о предпочтениях потребителей служит тем инструментом, который помогает торговым организациям грамотно проводить ассортиментную политику, а производителям — выпускать продукцию, пользующуюся спросом. В связи с этим 6.03.2018 г. был проведен опрос покупателей магазина «Гиппо».

Выбор социологического опроса как одного из методов исследования рынка обусловлен простотой метода, небольшой продолжительностью, получением достаточно достоверной информации и возможностью статистической обработки полученных данных. Исследование проводилось в форме анкетирования (анкета содержала вопросы с вариантами ответов). Анкета представлена в приложении Г. Результаты опроса потребителей представлены в приложении Д.

 

 

….

На вопрос «Покупаете ли Вы пряники?» мнения респондентов распределились следующим образом. Данные отображены на рисунке 3.6.

 

Рисунок 3.6 — Приобретение пряников, %

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, пряники являются достаточно популярными, их приобретают 70 % опрошенных.

Результаты ответа на вопрос «Наиболее важным показателем качества пряников для Вас являются?» показан на рисунке 3.13.

 

Рисунок 3.13 — Показатели качества пряников

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

Вкус для потребителей оказался наиболее значимым при покупке пряников — 80 % опрошенных, форма изделий должна удовлетворять 2 % потребителей, запаху и цвету отдали свои голоса 8 % и 10 % покупателей соответственно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: