Йоран Тернборн. Мир. Руководство для начинающих.
- пять основных древних цивилизаций (синская, индийская, цивилизации Западной Азии, европейская, цивилизация Черной Африки)
- семь мировых систем семья-пол-гендер (конфуцианская, южноазиантская, исламская, христианская, африканская, гибридные юго-восточная азиатская и американско-креольская)
- шесть волн глобализации (трансконтинентальное распределение религий, европейский колониализм, нулевая мировая война, империализм и экономическое разделение, глобализированная политика, самоутвержденная глобализация) –
- четыре пути к модерну и их наследие
Автор выделяет 5 основных древних цивилизаций, обладающих устойчивыми значениями:
Цивилизации | ГП | Религия и философия | Политическая система | Культура, образование и семья | Личность и общество | Общее |
Синская | Китай как центр зарождения, Корея, Япония, Вьетнам | Нетрансцендентная моральная и социальная философия без Бога или богов, нет священных текстов и откровений, действуют законы родства и почитания предков | Особая политическая, околобожественная роль императора | Патриархальность; апелляция к древнему, меритократический образовательный кредентализм; образовательная традиция сохраняется до сих пор, сохранение крепкой семейственности; Каллиграфическая письменность; принцип социальной гармонии в искусстве и архитектуре | Преобладание социоцентрических и контекстно-ориентированных личностей => интерес к цельности и к гармонии целого, ориентация на долгосрочную перспективу; Европейцы описывают мир в аналитических категориях, жители В.Азии – через сети отношений (Р.Нисбетт); Синской традиции характерна замкнутость и самоизоляция; | крупномасштабная коллективная организация труда, гражданская дисциплина, высокая значимость образования и обучения, сильный светский консерватизм |
Индийская | Территория современной Индии, Пакистана, Бангладеша и на восток до Ю.Вьетнама; Тибет | Со странами синской цивилизации их объединяет общие механизмы каузальной атрибуции и холическое мировоззрение т.е. встроенность в широкий контекст; однако, она больше погружена в религию; политеизм; представление о переселении душ; однако, оборот набирают атеистические настроения; взаимопроникновение ислама и индуизма (ислам взял кастовую систему, хотя обычно мусульманами в Индии становятся неприкасаемыет.к. в исламском обществе есть социальные лифты). | Правители объединенной Индии чаще всего не были индуистами (Ашока, моголы, британцы), а местными властями и авторитетами были брахманы и раджи | Особая роль санскрита; уникальная литература, священные тексты и архитектура | Иерархическое кастовое общество, которое постепенно размывается (например, растет участие неприкасаемых в индийской политике). | |
Западноазиатская | «Дар-эс-Салам»; изначальный центр – Аравийский полуостров, далее – распостранилась по всему Ближнему Востоку; Преобладают пустыни, оазисы и города – экологическая основа цивилизации; сочетание кочевой и городской жизни дало толчок к развитию торговли; | Высокая религиозность; особая книга - Коран | Арабский язык как lingua franca региона; Персия как особая цивилизация внутри арабского мира; Системы классическое исламское образование и осообое исламское право; Несколько культурно-религиозных центров с наличием универсальных центров в Мекке; особая исламская архитектура и арабский стиль в искусстве | |||
Европейская | Зародилась 3-4 тысяч лет, далее – распространилась на Север Европы, а с Нового времени – на другие континенты. | Двойной фундамент: 1) языческий политеизм античности и 2) христианский монотеизм, который лег на античное наследие; этот фундамент оказывал влияние на все компоненты жизни европейской цивилизации; Церковь – культурообразующее ядро постантичной европейской цивилизации; христианство – религия спасения и универсального призвания (наравне с исламом и буддизмом); соединение светского классицизма и христианской традиции часто носило конфликтный характер, но обеспечил плодотворное наследие | Особая политическая культура с традицией монархией и демократией (в т.ч. конституционная монархия); культура выборов | |||
Африканская | «колыбель человечества» | Семейство культур; устная цивилизация без канонических текстов, исторического ядра, единой религии и языка; космология банту и общность религиозно-философских идей; переплетение ислама, христианства и африканского язычества | Пока охраняется высокая рождаемость, которая имеет свое культурное обоснование. | Объединение культур Черной Африки в единую цивилизацию остается спорным тезисом; наиболее развитые центры Черной Африки расположены на границе лесов и саваны (Мали, Зимбабве и др.); нигеро-конгскская общность (объединяет большинство народов Африки). | Изобилие земли и слабая развитость с/х |
|
|
Семь мировых систем семья-пол-гендер – определяют происхождение, родство, сексуальные практики и гендерные отношения.
|
Система/Х-ки | Цивилизация и регион | Институт брака | Хозяйственные и имущественные отношения | Отношения к родственниками внутри семьи | Сексуальное поведение |
Конфуцианская | Синская | Брак понимается как контракт, который м.б. расторгнут только по желанию мужа; многоженство легитимно; | патрилинейная семья (т.е. несколько поколений живут под одной крышей) – везде кроме Японии | Отношения отца и сына – наиболее важные в семье; из них вытекают все остальные семейные и социальные нормы; ключевая норма – уважение к родителям | Сексуальные отношения являются легитимным мужским удовольствием |
Южноазиатская | Индийская + мусульманский элемент | Брак является священным союзом; при заключении брака девушка уходит в другую семью; низкий возраст брака; браки возможны только внутри касты, также, браки не могут быть расторгнуты за исключением особых случаев; | Исторический идеал индийской семьи в прошлом и сейчас – расширенная патрилинейная семья, которая включает женатых сыновей и владеет совместной собственностью. | Низкая роль женщины, развито женоненавистничество, которая перекрывается только кастой | Демонстративное сексуальное поведение не приветствуется |
Исламская | Ближний Восток | Брак регулируется священным законом; мужское превосходство, выраженное в опекунстве, неограниченной полигинией, односторонним разводом по заявлению мужа; не легитимность незамужества; полигамия возможна только при условии, что муж может соблюсти права жены | патрилинейная принадлежность детей; прописаны и определены права собственности женщины и права дочерей на наследство (задолго до XIX века, когда подобное появилось в Европе); у женщины; большие патриархальные хозяйства – наследие кочевого образа жизни; | семьи сильно сплочены, распространены близкородственные браки между кузинами, детские браки одобряемы исламом | Сексуальность оценивается как угроза социальному порядку |
Христианская | Широко распространена за пределами Европы в т.ч. в незападных обществах; региональные различия между Севером и Югом, Западом и Востоком | Брак – священный союз, цель которого – спасение; Роль отца в семье высока (патронимы); действует принцип свободы выбора партнера по браку включая легитимность отказа от вступления в брак; | Западная и восточная системы домохозяйства; на востоке распространен более ранний брак и более длительное проживание супругов у родителей мужа + региональные различия Север-Юг | Билатеральность т.е. семья матери в жизни семьи важна не менее чем семья отца; социальные связи женщины с семьей не прекращаются после заключения брака; отсутствие специфического морального обязательства перед предками и слабый родительский контроль за браком; | Критическая моральная оценка сексуальности; строгая моногамия XIX век – начало перелома европейской системы семейной жизни |
Африканская | Цивилизация Черной Африки | Религиозный плюрализм и этническое многообразие порождает множество подсистем | Собственность передается из поколения в поколение | Уважение к возрасту, старшим и предкам как по мужской, так и по женской линии; главный в семье – мужчина (особенно его роль возрастает в регионах влияния ислама) | Наименее ограниченна сексуальность; полигамия, слабые брачные узы |
Гибридная Восточно-Азиатская | Юго На стыке конфуцианской синской и южноазиатской индийской + элементы исламской системы | Буддистское безразличие в отношении семьи, слабая нормативная жестокость семейных правил (важное отличие от синской и индийской моделей семьи); свобода выбора партнера и разводов | Менее сильное мужское господство и большая независимость женщины (по сравнению с другими азиатскими семейными системами). | Модель брака близка к сожительству, пестрость моногамии | |
Гибридная Американско-креольская | От Мексики до Парагвая; вследствие миграционных процессов последних веков модель получила распространение в США, но не вышла за пределы гетто | Сосуществование строго патриархальных культурных и семейных систем с высокой ролью матери в семьях метисов и мулатов; сильные родственные связи между женщинами разных поколений | Высокая сексуальная активность и плодовитость вне брака и распространенность сожительства; отсутствие табу на межэтнические сексуальные отношения и высокая метисация из-за малого количества европейских женщин |