Результат исследования по определению показателей качества органолептическим методом




МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Новосибирской области

«Новосибирский торгово-экономический колледж»

(ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж»)

 

Цикловая комиссия коммерческих и товароведных дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

Тема: ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФАЯНСОВОЙ ПОСУДЫ

 

 

Дата: «___»____________ 2018 г. Оценка ________________ _______________________ (подпись преподавателя)     Выполнила студентка гр. Т-71 Специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Палкина Олеся Алексеевна Руководитель: Кономанина Валентина Фёдоровна  

 

 

Новосибирск 2018г.


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Новосибирской области

«Новосибирский торгово-экономический колледж»

(ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж»)

\

икловая комиссия дисциплин профессионального цикла

Рецензент Кономанина Валентина Федоровна Студенту Палкиной Олесе Алексеевне очной формы обучения группа Т-71 специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу за 3 курс

по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров

на тему «Товароведная характеристика ассортимента и потребительских свойств, оценка качества фаянсовой посуды»

общая оценка работы _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 
Содержание Введение................................................................................................................5 Глава 1 Теоретические основы формирования ассортимента и качества фаянсовых изделий 1.1 Классификация и ассортимент фаянсовой посуды.....................................7 1.2 Потребительские свойства фаянсовой посуды..................................................................................................................11 1.4 Дефекты …………………………………………………………………....16 Глава 2 Комплексная оценка потребительских свойств фаянсовых изделий 2.1 Выбор объектов и номенклатуры потребительских свойств для органолептической оценки…………...................................................................................................17 2.2 Результат исследования по определению показателей качества органолептическим методом…………………………………………………..21 2.3 Комплексная оценка потребительских свойств фаянсовой посуды………………..…………………………………………………………22 Выводы …………................................................................................................25 Список использованной литературы................................................................27   Введение   Керамические товары, называемые также керамикой,— это изделия, получаемые из глинистых материалов с минеральными добавками формованием и обжигом до камневидного состояния в целях придания им механической прочности и других свойств. К керамике относятся посуда, художественные изделия и др. Производство посуды и хозяйственных изделий из керамики известно на Руси с X в. Первые заводы по производству фаянсовых изделий возникли в XVIII в. близ Москвы. В Петербурге в 1744 г. был построен первый завод фарфоровых изделий (ныне Ленинградское объединение имени М. В. Ломоносова). Мануфактура была основана императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен. Управителем после него в 1748-1751 годы был Дмитрий Виноградов, которому удалось получить весьма удовлетворительный фарфор. Русский ученый Д. И. Виноградов, открыл «секрет» изготовления фарфора. Многое сделал для развития фарфорового производства и М. В. Ломоносов, работавший над созданием отечественного фарфора. На его место поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсу а-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно. Из вышеприведенных исторических данных, можно сделать вывод, что тема фаянсового производства была актуальна для нашей страны уже 260 лет назад. В настоящее время в нашей стране работают десятки заводов, оснащенных современным оборудованием, выпускающих широкий ассортимент керамических бытовых товаров. Крупнейшими фарфоровыми заводами в нашей стране являются: Ломоносовский ФЗ, Барановский ФЗ, Городницкий ФЗ, Добрушский ФЗ, Довбышский ФЗ, Бугульминский ФЗ, Конаковский ФЗ. Крупнейший фаянсовый завод— ОАО "Конаковский фаянсовый завод" (Тверская область). Многие заводы строительной керамики выпускают посуду и другие изделия из полуфарфора, имеющего промежуточные между фарфором и фаянсом свойства. Производство керамических изделий постоянно увеличивается, систематически расширяется и обновляется их ассортимент и повышается качество. Актуальность данной темы курсовой работы очевидна, так как развитие фаянсового производства - один из составляющих факторов развития экономики нашей страны. Целью курсовой работы является комплексная оценка потребительских свойств фаянсовой посуды на основании изучения данной проблемы по торговому предприятию ООО «Лента» г. Новосибирск Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи: 1. Изучение потребительских свойств фаянсовой посуды; 2. Изучение ассортимента фаянсовой посуды, его классификации и характеристики; 3. Анализ потребительских свойств фаянсовой посуды, реализуемой магазином ООО «Лента»; 4. Сделать выводы и предложения.     Глава 1 Теоретические основы формирования ассортимента и качества фаянсовых изделий 1.1 Классификация и ассортимент фаянсовой посуды Фаянс (франц. faience, от названия итальянского города Faenza —Фаэнца, одного из центров керамического производства), вид, керамики, плотные мелкопористые изделия из тонкой керамики, покрытые глазурью. Фаянс - это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. П редставляет собой тонкокерамические изделия с пористым непросвечивающимся черепком белого цвета с желтоватым оттенком. В нашей стране вырабатывают твердый фаянс с водопоглощением 9-12%. Он содержит 60-63% глинистых веществ и лишь 5-15% плавней. Поэтому основной фазой черепка, обожженного при 1250-1280о С, является кристаллическая. Стекловидная фаза (около 20% объема) располагается между структурными элементами черепка, обеспечивая их связь, но не заполняя пор. Общая пористость 26-30%. Ввиду высокой пористости фаянс всегда глазируют, но и в этом случае он склонен к влажностному набуханию. При ударе фаянс издает глухой звук. Он отличается более низкой по сравнению с фарфором прочностью и термостойкостью. Пониженная термостойкость фаянса обусловлена высоким термическим расширением легкоплавкой глазури и резким отличием ее по составу от глинисто- кварцевого черепка. Фаянс используют в производстве посуды, главным образом столовой, и художественных изделий. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура утильного обжига превышает температуру политого, имеет мелкопористый белый излом. Существуют различные виды фаянса: 1) ФАЯНС ИЗВЕСТКОВЫЙ - вид фаянса, содержащего в качестве исходных компонентов, кроме пластичных материалов и кварца, мел или доломит. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига; 2) ФАЯНС МЯГКИЙ, который содержит относительно большое количество плавней, вводимых в массу вместе с глинистым веществом; 3) ФАЯНС ПОЛЕВОШПАТНЫЙ – это вид фаянса, содержащий кроме глинистых и кварца определенное количество полевых шпатов; 4) ФАЯНС ТВЕРДЫЙ - это фаянс с высокой температурой обжига и хорошими механическими характеристиками. К основным методам и приёмам декорирования керамических изделий относятся: Усик, отводка и лента – простой вид украшения изделий, применяемый как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами декора. Усиком считается линия шириной до 1 мм, отводкой – от 1 до 3 мм и лентой – от 4 до 10 мм. Штамп – мелкий однокрасочный рисунок, наносимый краской или золотом. Трафарет – одноцветные или многоцветные рисунки, наносимые через вырезы съёмных трафаретов путём распыления краски с помощью аэрографического аппарата. Крытье – сплошное покрытие краской всего изделия или его части. Оно бывает однотонным, с переходом от светлого к тёмному тону, и в виде полосы шириной свыше 20 мм. Печать – контурный однокрасочный рисунок в виде цветков и простых узоров. Деколькомания – многоцветный рисунок с изображением орнамента, цветов или простых сюжетов, переводимый на изделие со специальной бумаги. Шелкография – яркие, многокрасочные рисунки, получаемые нанесением краски на изделия резиновым валиком через шёлковую ткань и трафарет. Живопись – яркие, многокрасочные рисунки, выполненные вручную кистью. Характерны орнамент, пейзажи и графические штриховые узоры. Фаянсовые изделия бытового назначения классифицируют по форме, размерам, наличию глазурного слоя, назначению, комплектности, видам и группам сложности разделок и сортам. По форме изделия делят на полые и плоские, по размерам - на мелкие и крупные. По наличию глазури керамические изделия подразделяют на глазурованные и неглазурованные. Изделия из фаянса полностью заглазурованы. По назначению фаянсовые изделия делят на бытовую посуду, а также изделия декоративно-прикладного характера; по комплектности - одиночные и в виде комплектов. Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и формы[3]. Ассортимент фаянсовых товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений. Значительную долю занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В ассортименте фаянсовых изделий отсутствуют чашки чайные, чайники, кофейники. В основном ассортимент фаянсовой посуды представлен изделиями столового назначения. Фасон наряду с эстетическими особенностями фарфора (фаянса), и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и пода­рочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы. Фаянсовая посуда состоит из штучных и комплектных изделий. В комплектные изделия входят сервизы столовые, наборы тарелок (разных размеров и детские наборы). Изделия комплектов характеризуются единством художественно-конструктивного решения. Ассортимент фаянсовой посуды меньше, чем фарфоровой, вследствие того, что фаянсовые изделия обладают меньшей термической стойкостью и гигиеничностью (места с нарушенной глазурью легко загрязняются из-за пористости черепка). Только из фаянса вырабатывают миски, вазы для хлеба, пловницы, которые должны обладать высокой механической прочностью. Большинство изделий изготовляют плоскими — тарелки, блюдца и др. Классифицируют ее по назначению, видам, форме, размерам, видам и сложности разделок и комплектности. По назначению фаянсовую посуду подразделяют на столовую, чайную, кофейную; по видам — на блюдца, кружки, тарелки и др. По форме различают изделия плоские (тарелки, блюдца) и полые (кружки, салатники). Форма изделий зависит от их назначения. Размеры плоских и круглых изделий обозначают по верхнему диаметру (в мм), овальных—по большой длине овала (в мм), полых—по вместимости (в см3 или л), высоких — по высоте корпуса (в мм). По толщине стенок изделия делят на обыкновенные (2,5—4 мм) и тонкостенные (1,4—2,5 мм). По видам разделок — на белые (без украше­ний) и с разделками (деколь, трафарет и др.); по сложности разделок — на группы. По комплектности фаянсовую посуду подразделяют на одиночные изделия (кружки, вазы, тарелки и др.) и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). В комплекты входит различное количество изделий (на 12, 6 или 4 человека, парные изделия) одного фасона, разделки и сорта. Столовая посуда. К столовой фаянсовой посуде относятся тарелки, миски, вазы для супа, хлеба и фруктов, салатники, кувшины, селедочницы, пловницы и другие изделия. Блюда бывают круглые и овальные. Круглые блюда могут быть гладкими или гранеными, с ровным или вырезным краем. Овальные блюда выпускают различных фасонов, в том числе и глубокие (рыбные). Диаметр круглых блюд 300 и 350 мм, овальных — 350, 400 и 450 мм. Вазы для супа выпускают овальной и круглой формы, с двумя ручками и крышкой, с вырезом для разливательной ложки, вместимостью 2000 см. К столовой фаянсовой посуде для принятия пищи относятся в основном тарелки с гладким или вырезным краем, ровным бортом или рельефным рисунком. Чайная и кофейная посуда. Чайную и кофейную посуду подразделяют на изделия для подачи пищи на стол, изделия для принятия пищи и прочие изделия. К посуде для подачи пищи на стол относятся чайники, кофейники, кувшины, вазы, сахарницы, сухарницы, сливочники, молочники, масленки. К чайной посуде для принятия пищи относятся чашки с блюдцами, блюдца, бокалы, кружки, стаканы, а также пиалы. Назначение, фасоны и вместимость их различны. Чашки по назначению подразделяют на чайные и кофейные. Чайные чашки выпускают разных фасонов. Блюдца по назначению подразделяют на чайные, кофейные и для варенья. Блюдца чайные выпускают разных фасонов и размеров в соответствии с вместимостью чашек. Бокалы отличаются от чашек вытянутой формой корпуса и большей вместимостью. Выпускают их разных фасонов, в том числе на ножке, иногда с крышкой, часто со сложными разделками, вместимостью от 375 до 600 см3. Кружки имеют цилиндрическую форму и ручку. В зависимости от толщины черепка их подразделяют на обыкновенные — 90—100 и 200—400 см3 и с утолщенным черепком — 400—500 см3 Стаканы выпускают цилиндрической и конической формы, с ручкой или без нее, вместимостью от 100 до 250 см3. Пиалы отличаются от чашек сферической формой корпуса на низкой ножке и отсутствием ручки. Вместимость их 140—400 см3. К комплектной посуде относятся изделия, как столовые, так и чайные: сервизы, наборы детской посуды, а также приборы для завтрака, для воды и др. К чайной комплектной посуде относятся фаянсовые чайные, кофейные, чайно-кофейные сервизы, гарнитуры и наборы. В каждый комплект входят изделия одного фасона, разделки и сорта. Сервизы — это полные наборы чайной и кофейной посуды на 6 или 12 человек. Чайный сервиз чаще всего состоит из 6 или 12 чашек с блюдцами, чайника, сахарницы и сливочника. Сервизы выпускают разных фасонов, обозначаемых по названиям формы изделий и рисунка. В кофейные сервизы входят 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 150 или 175 мм, а также кофейник, сахарница и сливочник. Чайно-кофейные сервизы состоят из набора изделий для чая и кофе. Выпускают также тонкостенные чайные и кофейные сервизы из костяного фарфора. Гарнитуры состоят из чайного сервиза на 6 или 12 человек, 6 или 12 мелких тарелок, 6 или 12 блюдец для варенья, вазы для варенья, вазы для фруктов, сухарницы» и масленки. В гарнитур на 6 человек входят 32 предмета, а на 12 человек—56 предметов. Сервизы столовые выпускают на 6 или 12 человек. Они состоят соответственно из 30, 34 или 66 предметов. Фасоны этих сервизов менее разнообразны, чем фарфоровых. Наборы детской посуды состоят из 3 или 6 предметов. Выпускают также наборы тарелок, наборы для салата, приборы для компота, молока и др.     1.2 Потребительские свойства фаянсовой посуды Потребительские свойства фаянсовой посуды формируется на стадии проектирования и конструирования при создании опытного образца и в процессе производства. Фаянсовая посуда, предназначенная для следующих целей: принять, сохранить, а затем «отдать» человеку помещенные в нее пищу, напитки. Фаянсовая посуда является частью интерьера жилища. Перечислим основные потребительские свойства керамических изделий и начнем с наиболее важного свойства - это функциональность. 1. Функциональные свойства Функциональность изделий зависит от естественных свойств материала. Характеризуют естественные свойства- показатели состава и структуры. Способность керамических изделий принимать и сохранять пищу, и напитки обусловлена такими важнейшими свойствами, как плотность черепка и глазури, их стойкость к воде, растворам солей, кислот, щелочей. Основными свойствами посуды, характеризующими ее устойчивость внешним воздействиям, являются светостойкость, стойкость к влажной атмосфере, теплопроводность, тепло- и теплостойкость (в том числе к низким действиям температурам). Стойкость керамических изделий к механическим воздействиям характеризует, прежде всего, прочность на удар, на сжатие, на изгиб, а также твердость глазури. Художники- конструкторы керамических предприятий, проектируя опытные образцы изделий, учитывают эти свойства. ü Физико-технические показатели Физико-технические свойства объединяют физико-химические, физические, механические, тепло- и электрофизические, определяемые различными методами. ü Коррозионная (химическая) стойкость керамики - способность материалов не разрушаться под влиянием веществ, с которыми они соприкасаются в процессе эксплуатации. Различают химическую стойкость двух видов: кислотостойкость и щелочестойкость. Коррозионная стойкость керамики - важный показатель качества посуды и особенно глазури. Посуда, эксплуатируемая предприятиями общественного питания, должна иметь повышенную коррозионную стойкость глазури и керамических красок, так как при механизированном ее мытье с использованием химических моющих средств относительно быстро ухудшается блеск глазури и разрушается надглазурный декор. Коррозионная стойкость глазури определяет санитарно - гигиеничекие свойства. ü Химическая стойкость керамической посуды хозяйственно-бытового назначения не регламентируется. 2. Физические свойства керамики характеризуют особенности физического состояния материала и глазури изделий. Физические свойства зависят от структурных элементов черепка, и прежде всего от соотношения стекловидной и кристаллической фаз, а также от количества и характера пор и наличия дефектов в виде трещин. На некоторые свойства фарфора влияет также толщина черепка и глазури. ü Плотность керамики - характеризуют степень заполнения объема материала. Различают плотность истинную, среднюю и относительную. ü Пористость керамики - это степень заполнения объема материала порами. Количество пор фарфоровых изделий из низкоспекающихся масс колеблется от 2,5 до 6 % от общего объема, фаянсовых изделий- до 30 %, и до 38 %- у майоликовых изделий. Пористость материала влияет на прочность, термостойкость, водопроницаемость изделий. Прочность пористой керамики снижается с повышением пористости черепка. Так, при пористости 10 % прочность материала снижается примерно в два раза по сравнению с прочностью абсолютно плотного материала. Этим объясняется разная прочность керамических материалов различной пористости. ü Водопоглощение керамики - свойство пористой обожженной керамической массы поглощать и удерживать воду при непосредственном соприкосновении с ней. Водопоглощение керамики характеризуется степенью заполнения открытых пор при кипячении материала в воде. Поглощение влаги пористой обожженной и глазурованной керамической массой (через микротрещины и в местах зачистки глазури) приводит к влажностному набуханию, что в свою очередь способствует образованию цеха глазури, снижению механической прочности и эстетических свойств изделий. Водопоглощение фарфоровых изделий составляет 0,2 %, фаянсовых 9-12 %. 3. Механические свойства керамики определяются прочностью. Внешние силы, действующие на материал, вызывают в нем внутренние напряжения, которое с ростом нагрузки разрушают материал в момент достижения им предела своей прочности. Механические свойства характеризуются пределами прочности при сжатии, растяжении, изгибе и другими показателями. Керамический материал обычно разрушается в результате одновременного воздействия на него напряжений, возникающих под действием приложенной нагрузки, а также остаточных и локальных микронапряжений, обусловленных анизотропией. При увеличении толщины изделия на 0,5 мм механическая прочность возрастает на 12- 17 %. Изделия из массы с повышенным содержанием глинистых материалов (50- 54 %) имеют более высокую механическую прочность. На механическую прочность черепка влияет степень дисперсности зерен кварца: чем тоньше помол, тем выше прочность за счет уменьшения пористости. При нормальных условиях керамические материалы характеризуются малыми упругими деформациями и высокой хрупкостью. Если керамические материалы хорошо противостоят сжатию и сдвигам - значительно хуже, а ударному изгибу - недостаточно. Независимо от прочностных показателей для всех тонкокерамических изделий при нормальной температуре типичен хрупкий характер разрушения. Пластическая деформация, предшествующая разрушению, почти полностью отсутствует, и разрушение происходит мгновенно. ü Предел прочности при сжатии и изгибе - это максимальное сжимающее напряжение, которое выдерживает образец до разрушения. ü Предел прочности при изгибе - это разрушающий изгибающий момент, отнесенный к сопротивлению образца. Он является основным показателем связующей способности, механической прочности и термостойкости керамического сырья, масс и изделий. Керамические изделия хозяйственно-бытового назначения не испытывают на прочность при растяжении, кручении и сдвиге, так как условия эксплуатации посуды этого не требуют. ü Предел прочности при ударе является важным показателем эксплуатационных свойств керамической посуды. Он характеризует способность материала изделий не разрушаться и не давать трещин при воздействии на него ударной изгибающий нагрузки. ü Твердость характеризует прочность поверхностных слоев материала. Она определяет способность материала сопротивляться внедрению в него более твердого материала (обычно алмаз или стального шарика d~ 1,5 мм при определении по методу Бринелля). ü Истираемость керамики - свойство материала уменьшать свою массу из-за потери его частиц с поверхности при истирании. Коэффициент истирания (г/см2) определяется отношением потери массы образца после истирания к площади истирания. Глазурь хорошо сопротивляется истиранию и предохраняет керамическую массу изделий. Однако при длительной эксплуатации керамической посуды глазурь изнашивается от воздействия металлических предметов (вилок, ложек и др.). 4. Из тепло-физических свойств для керамической посуды важнейшими являются: теплоемкость, термостойкость, теплопроводность и термическое расширение обожженной керамической массы и глазури. ü Теплоемкость керамики - способность материала поглощать тепловую энергию при нагревании. Теплоемкость твердого фарфора при t= 200- 400 °С составляет 0,84- 1,09 кДж/ кг К. ü Термостойкость керамики - способность материала, не разрушаясь и не снижая прочности, выдерживать резкие многократные значительные колебания температуры (тепловые удары). При тепловом ударе материал разрушается под действием термических напряжений, возникающих как результат различных коэффициентов линейного термического расширения структурных элементов керамической массы. Термостойкость фаянсовой посуды должна быть не менее 145 °С. Подобно механической прочности, термостойкость обусловливает назначение и долговечность изделий. ü Теплопроводность керамики - способность материала передавать тепло от одной своей поверхности к другой. Теплопроводность твердого фаянса равна 1,04- 1,62 Вт / (М*К). Термическое расширение керамики - это изменение линейных или объемных размеров керамических изделий при нагревании. При расчете состава керамических масс и глазурей одним из основных требований является соответствие их коэффициентов линейного термического расширения. 5. Эргономические свойства Эргономические свойства включают в себя показатели гигиеничности и удобства пользования изделием. ü Гигиеничность характеризуется отсутствием вредных веществ (соединений свинца, цинка, кадмия и др.). ü Удобство пользования характеризуется показателем соответствия массы изделия силовым возможностям человека, его конструкции - размерам и форме руки человека. Характеризует эргономику также допустимый угол наклона изделия до выпадения крышки, показатель сливной способности, а также параметр шероховатости неглазурованных частей изделия. Показатели удобства пользования обычно оценивают Экспертным методом в баллах. 6. Эстетические свойства Эстетические свойства керамических изделий характеризуются белизной, просвечиваемостью, блеском заглазурованной поверхности, совершенством формы, декора и их соответствием современному стилю, целостностью композиции, а также совершенством производственного исполнения изделий. ü Белизна черепка - важный показатель эстетических свойств фарфоро-фаянсовых изделий. Зависит главным образом от содержания в сырье и керамических массах красящих оксидов (Fe2 Оз, Ti О2 и др.), а также от режима и среды в печи при обжиге. Исходные материалы очищают от окрашивающих примесей. Если окись железа находится в массе в виде мельчайших частиц, то на изделиях могут появиться темные рассредоточенные точки- мушки, которые снижают белизну и ухудшают внешний вид изделий. Крупные включения окиси железа при обжиге выплавляются, оставляя темное пятно или сквозное отверстие. 7. Химическая безопасность Нормативно-технической документацией определяется предельное содержание в товаре токсичных веществ. Так, внутренние поверхности полых и плоских изделий из фарфора, фаянса и майолики, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, не должны выделять свинец, кадмий, более: •для плоских изделий: свинец -1,7 мг/дм, кадмий - 0,7мг/дм; •для полых изделий мелких и средних свинец - 5,0 мг/дм, кадмий -0,5мг/дм; •для полых изделий крупных: свинец - 2,5 мг/дм3, кадмий - 0,25 мг/дм3 Химическая безопасность изделий из фарфора характеризуется также кислотостойкостью. 8. Надежность в потреблении Важным требованием к керамическим изделиям бытового назначения являются долговечность и сохраняемость. ü Долговечность изделий зависят от физического и морального износа, который обусловлен как особенностями строения черепка и конструктивного решения, так и ухудшением утилитарных и эстетических свойств. При этом под сохраняемостью изделий понимают, прежде всего, сохраняемость их утилитарных и эстетических свойств в том виде, какой они имели при выпуске с производства. Она имеет также важное значение при транспортировании и хранении изделий. Особое внимание при оценке качества керамических изделий уделяют наличию, размерам, расположению и количеству дефектов. Керамические изделия по форме, размерам, декорированию, белизне, механической прочности, термической и химической стойкости, водопоглощению, просвечиваемости и цвету должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и установленным нормативам. [18] 1.3 Методы оценки показателей качества фаянсовых изделий Фаянсовые изделия должны быть изготовлены в соответствии с ГОСТ 28391-89 «Изделия фаянсовые. Технические условия» по технологическому режиму и образцами-эталонами, утвержденными в установленном порядке. Изделия должны быть правильной формы, соответствующей вместимости (размеров), с черепком определенной толщины, устойчивыми на ровной поверхности. Фаянсовая посуда должна иметь белый черепок (для фаянсовой посуды допускается голубоватый или желтоватый оттенок), покрытый бесцветной прозрачной глазурью. Ручки и ножки должны быть прикреплены к изделиям правильно и прочно, края изделий — тщательно отшлифованы и отполированы. Крышки ваз, кувшинов и других изделий должны соответ­ствовать им по фасону, оттенку и разделкам. Художественно-декоративные изделия должны иметь тщательную отделку без дефектов, влияющих на прочность и внешний вид. Фаянсовую посуду по качеству подразделяют на изделия 1,2 и 3-го сортов. При определении сорта учитывают вид дефекта, его размеры, местонахождение (на лицевой или оборотной стороне, на ножке), а также размер изделия.   Дефекты Дефекты фарфоровых и фаянсовых изделий подразделяют на физико-механические (черепка и глазури) и дефекты декорирования. К дефектам черепка относятся деформация, неправильное монтирование приставных деталей, подрыв приставных деталей, заглазурованные односторонние трещины, недостаточная белизна черепка и др. ü Деформация — нарушение правильности формы всего изделия или его части. Допускается в определенных для изделий каждого сорта пределах. Неправильное монтирование приставных деталей выражается в неправильном при­креплении (косо или неверно по высоте) ручек, ножек, носиков и в неправильном подборе крышек. ü Подрыв приставных деталей — сквозные или несквозные трещины в месте приклейки деталей, видимые под слоем глазури. ü Заглазурованные односторонние трещины чаще всего встречаются на дне изделия или около ручек. Этот дефект влияет на механическую прочность изделий. ü Недостаточная белизна черепка—черепок имеет желтые, серые или голубые оттенки. Этот дефект возникает вследствие низкого качества сырья и неправильного обжига изделий. ü Прыщи — плотные вздутия на поверхности черепка, пузыри — полые вздутия; возникают в результате образования при обжиге газообразных веществ, могут раздавливаться. ü Слипыш появляется на изделиях, которые соприкасаются во время обжига. ü Отколы—механические повреждения. Допускаются в определенном количестве и размере, заглазурованные или заполированные. ü Мушки — точки темного цвета, образующиеся при обжиге вследствие попадания в массу окислов железа. Допускаются на изделиях в ограниченном количестве. К дефектам глазирования относятся натеки глазури, волнистость, сборка глазури, наколы глазури и др. Натеки глазури—местное утолщение глазури с изменением ее оттенка, чаще всего на краях изделий. Этот дефект не только ухудшает внешний вид изделий, но и снижает их термостойкость. ü Плешины — места, не покрытые глазурью в результате плохой очистки поверхности изделия перед глазурованием. Дефект ухудшает гигиенические и эстетические свойства изделий. ü Ц е к — тонкие волосообразные трещины глазури, встречающиеся на фаянсовой посуде. Дефект ухудшает гигиенические свойства посуды, так как через трещины глазури в пористый черепок попадает жидкость, которая вызывает постепенное потемнение поверхности посуды. К дефектам, декорирования относятся недожог, пережог и отслоение красок, царапины на рисунках, помарки краской и др. ü Недожог красок — рисунок тусклый, бледный и шероховатый на ощупь. Дефект возможен при температуре муфельного обжига ниже установленной. ü Пережог красок — краска рисунка очень темная из-за выгорания краски при температуре обжига выше установленной. ü Отслоение краски—отделение краски от глазури при трении бумагой по поверхности изделия. Дефект - следствие недостаточной температуры обжига. ü Помарки краской—точки и небольшие пятна краски, возникающие при неаккуратном декорировании ü Царапины на рисунках — механические повреждения декорированной поверхности изделий после обжига. В фаянсовой посуде не допускаются сквозные отверстия (свищи), трещины, цек глазури засорка царапающая, пузыри, сухость глазури, обнажающая черепок, на изделиях, соприкасающихся с пищевыми продуктами,— отслоение краски, значительный недожог или пережог краски, незаглазурованные следы сборки глазури, летелый край, вскипание краски (пузыри краски).     Глава 2 Комплексная оценка потребительских свойств фаянсовых изделий, поступающих в ООО «Лента» 2.1 Выбор объектов и номенклатуры потребительских свойств для органолептической оценки При выборе образцов я руководствовалась рядом показателей, к которым относятся: вид изделия, его назначение, состав, а также цена и спрос. Для исследования было решено выбрать три образца фаянсовой посуды одного вида, назначения, с одинаковым составом и схожих по цене, но привозимыми разными поставщиками. Это позволит сравнить качество поставляемой продукции среди поставщиков. При анализе ассортимента я выяснила, что наибольшим спросом среди фаянсовой посуды пользуются тарелки суповые. Из всех поставщиков были выбраны три компании, товар которых составляют основу ассортимента в гипермаркете. Это – «Миг», ООО «Безант-1», «Дулевский фарфор» Образец 1. Тарелка глубокая «Весна». Состав: фаянс. Назначение: столовая посуда. Поставщик: ООО «Миг» Производитель: Китай Отделка: шелкография Способ производства: литьё Диаметр: 200 мм Вес: 0,33 кг Цена: 135руб. 00 коп. Образец 2. Тарелка глубокая «Земляника» Состав: фаянс. Назначение: столовая посуда. Поставщик: ООО «Безант-1» Производитель: Китай Отделка: деколь Способ производства: литьё Диаметр: 200 мм Вес: 0,28 кг Цена: 125 руб. 50 коп. Образец 3. Тарелка глубокая «Полевой мак» Состав: фаянс. Назначение: столовая посуда. Поставщик: «Дулевский фарфор» Производитель: Россия Отделка: шелкография Способ производства: литьё Диаметр: 175 мм Вес: 0,30 кг Цена: 102 руб. 90 коп. Важнейшими потребительскими свойствами фаянсовой посуды являются следующие органолептические показатели: эстетические и эргономические свойства. · Эстетические свойства керамических изделий характеризуются белизной, блеском заглазурованной поверхности, совершенством формы, декора и их соответствием современному стилю, целостностью композиции, а так


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: