Грехи, искупление, покаяние.
Рассматриваемые вопросы:
· Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма'аси)?
· Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са'ийат)?
· Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?
· Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?
· Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (ат-таубату-н-насух)?
· Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каждого отдельного человека?
· Вопрос 180. Когда покаяние перестанет приниматься в земной жизни?
· Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрет, не прекратив совершать тяжкие грехи?
· Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных Кораном за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?
· Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе слова пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «... то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», — и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говорилось ранее?
Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма-'аси)?
Ответ: Прегрешения подразделяются на мелкие (сага'ир), которые называются также дурными делами (са'ийат), и тяжкие (кяба'ир), которые называются также смертными грехами (мубикат).
Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са'ийат)?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши мелкие прегрешения и введём вас через (врата) благословенные». Женщины, 31.
Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, добрые дела устраняют дела дурные». Худ, 114.
|
Таким образом, Аллах Всевышний поведал нам, что дурные дела искупаются благодаря тому, что человек сторонится совершения тяжких прегрешений и совершает добрые дела. Та же мысль выражена и в том хадисе, где сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «...совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-нибудь доброе, что сотрёт собой это…»*. Ахмад, ат-Тирмизи.
*[В полном тексте этого хадиса сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-то доброе, что сотрёт собой это, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» Этот хадис передаётся со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах. В "Джами' аль-'улюм ва-ль-хикам" Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: "По сообщениям разных источников, пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), дал это наставление My'азу и Абу Зарру, и это - великое наставление, объединяющее в себе то, что имеет отношение как к правам Аллаха, так и к правам Его рабов"].
Кроме того, в других достоверных хадисах сообщается, что искуплением всевозможных дурных дел и мелких прегрешений служат такие вещи как совершение омовения должным образом, несмотря на наличие того, что человеку не нравится [Здесь имеются в виду различные неблагоприятные обстоятелства, например, сильный холод и отсутствие тёплой воды], посещение мечети, совершение пяти ежедневных молитв, регулярное участие в пятничных молитвах, соблюдение поста в рамадане, совершение дополнительных молитв во время рамадана, поклонение Аллаху в ночь предопределения, соблюдение поста в день ашура [Десятый день месяца мухаррам] и выполнение прочих религиозных обязанностей. В большинстве этих хадисов возможность подобного искупления обусловлена несовершением тяжких грехов и к этому же побуждают хадисы, в которых не упоминается ни о каких условиях. Таким образом, несовершение тяжких грехов является необходимым условием искупления мелких прегрешений с помощью добрых дел, а также без них.
|
Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?
Ответ: Критерием определения тяжких грехов служат высказывания сподвижников пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), их последователей и некоторых других лиц. Одни говорили, что тяжким грехом является любой такой грех, наказание за который определено в Коране. Другие утверждали, что таковым является каждый грех, который влечёт за собой проклятие или гнев Аллаха, приводит к аду или иному наказанию.
Третьи считали, что таковым является каждый грех, который свидетельствует о том, что совершающий его не придаёт значения религии, не обращает на неё внимания и не испытывает большого страха перед Аллахом. На этот счёт высказывались и иные мнения, что же касается достоверных хадисов, то в них тяжкими названы многие прегрешения, несмотря на различие их степеней.
Среди них можно указать на большое неверие, проявлением чего является многобожие и колдовство. К их числу относятся и прочие великие грехи, являющиеся всё же не столь тяжкими, например, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, отступление во время боя, ростовщичество, присвоение имущества сироты, произнесение лживых слов, а также клевета по адресу не проявляющих должной осторожности целомудренных верующих женщин, употребление вина, проявление непокорности и непочтительности по отношению к родителям и целый ряд иных прегрешений, о которых Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Количество их ближе к семидесяти, чем к семи ".
|
Занявшийся подсчётом количества грехов, названных тяжкими, увидит, что на самом деле их больше семидесяти, но что же тогда получится, если кто-нибудь займётся подсчётом всех тех грехов, после упоминания, которых в Коране и сунне следуют страшные угрозы, связанные с проклятиями, проявлениями гнева Аллаха, мучениях или прочих вещах? Такой человек, конечно же, обнаружит, что количество таких грехов очень велико.