Принято различать 4 главных типа стратификации - рабство, касты, сословия, классы. В этом состоит суть формационного подхода исторического материализма.
Рабство существовало в Древней Греции, Древнем Риме, на Руси, в Китае, а дольше всех продержалось на юге США, вплоть до конца XIX в. Рабовладение – это такая форма социальных отношений, когда все население дифференцировалось исходя из двух факторов:
1)наличие или отсутствие собственности;
2)наличие или отсутствие гражданских прав.
Еще из школьной программы известно, что эта единственная модель стратификации, крайне несправедливая, когда один человек выступает собственностью другого и лишен фактически всех гражданских прав.
Древняя Аттика во многих учебниках описывается по упрощенной схеме: рабы и рабовладельцы, хозяева и их работники. На самом деле понятие рабства сложнее. Древняя Греция была раннеклассовым государством. Население в ней дифференцировалось не только по наличию собственности и гражданских прав, но и по таким параметрам, как имущественное состояние, положение в сфере труда, образ жизни, отношение к религии. Граждане делились на «свободных» и «несвободных», и внутри этих больших социальных слоев уже существовали страты: аристократы обладали неограниченными правами, другие «свободные» − крестьяне, ремесленники, рабочие, люди творческих профессий − довольствовались «уличной демократией», рабы и метеки (чужестранцы, по-нашему эмигранты) были абсолютно бесправны.
С Древней Греции идет традиция приписывать одной профессии более высокий статус, чем другим. Почетно было быть философом, моряком, учителем, архитектором и самое последнее дело – артистом и плясуном. При этом «политиками» были почти все, т.е. защищали на улицах и площадях полисов демократию, опять-таки не столь безупречную, как это часто подается в учебниках.
|
Если через рабство прошли практически все страны, то касты были обнаружены только в Индии и частично в Африке. Каста − это разновидность социальной страты, в которую объединяются по строго определенным признакам, как правило, наследственным.
Мобильность внутри кастовой структуры отсутствует, при жизни нельзя перейти из одной группы в другую. Кастовое положение закреплено индусской религией, и после смерти возможна сансара - перевоплощение души. Это в том случае, если люди будут почитать верховных божеств (Вишну и Шиву) и строго соблюдать кастовые бытовые правила. Сансара происходит в соответствии с законом воздаяния – кармы. Кастовый строй – самый закрытый и консервативный. Сегодня термин «каста» применяется в основном в переносном значении, при описании закрытых профессиональных корпораций (моряков, офицеров и др.) или политической номенклатуры.
Сословия были характерны для феодальной Европы, исторический промежуток их существования достаточно продолжительный – с IV по XIV век. Сословие − это социальная группа, пребывание в которой закреплялось юридически, передавалось по наследству и которая обладала укорененными обычаями и нормами поведения. Традиция прописывать граждан в одном определенном городе и в конкретном квартале идет из сословной Европы, где переезд из города в город разрешался в исключительных случаях. Так, маркер стратификации как «квартал проживания» имел огромное значение, особенно для сословных мещан. Поистине: «скажи мне, где ты живешь – и я тебе скажу, кто ты». Кроме того, одно сословие отграничивалось от другого по месту в системе труда (профессиональной принадлежности), должностным позициям, религиозным убеждениям, а также по многим внешним атрибутам: мундирам, спецодежде, правилам поведения в быту, стилю языка и т.д. В сословной системе была четко отработанная иерархия, социальные барьеры были прописаны как юридически, так и нелегитимными правилами и нормами.
|
В Европе X –XIII вв. было три главных сословия: духовенство, дворянство, крестьянство. В России со 2-й половины XVIII в. утвердилось расслоение на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Интересно, что в Англии, где впервые в мире на волне промышленной революции начали формироваться прогрессивные классы индустриальных рабочих и промышленной буржуазии, всегда параллельно с ними функционировали и сословия. Сегодня, в начале XXI в., сословная разобщенность присуща только Великобритании. Истоки этого явления стоит искать в социогенезе британского общества: его никогда не потрясали революции – крутые ломки социальной структуры, и преданность традициям и обычаям передавалась с молоком матери и, как пишет историк и дипломат В.И. Попов, монархия символизирует для англичан стабильность государственной власти и нравственный идеал.
Можно выделить следующие атрибуты социального статуса члена аристократического рода современной Великобритании: титул, или сословно-родовое положение в обществе, древность рода, наличие замков и поместий, фамильного герба, богатых коллекционных картин, портретов предков, библиотеки, орденского звания, престижного положения в бюрократических структурах, доступ в Букингемский и Вестминстерский дворцы, особый круг общения.
|
Как уже было подчеркнуто выше, сословия подготовили появление классов. Рост городов, активная урбанизация населения, развитие промышленности и сферы услуг, падение престижа аристократии и укрепление власти буржуазии, культивирование духа предпринимательства кардинально изменили облик европейского общества. На историческую арену вышли индустриальные рабочие, предприниматели-буржуа, банкиры, в недрах мещанства появились «белые воротнички», конторские служащие больших капиталистических фирм. По своему значению в социальной структуре они сравнялись с престижными сословиями, но считаться сословиями не пожелали, потому что этот термин отражал уходящую социальную реальность. Новую реальность лучше всего отражал термин «класс» - он символизировал переход к открытому обществу, где каждый гражданин может воспользоваться демократическими правами и главное - возможностью к восходящей социальной мобильности. Наличие частной собственности, на базе которой можно было открыть собственное дело, и политические выборы знаменовали утверждение классовой системы организации общества.
Оригинальную типологию классов в США предложил в 40-е гг. ХХ в. американский социолог Ллойд Уорнер. Стоит отметить, что она до сих пор пользуется популярностью и в целом соответствует классовой (и стратификационной) организации многих капиталистических стран мира:
- высший-высший класс включал преуспевающих бизнесменов, известных политиков и тех, кого называли высоко-конкурентными профессионалами (юристов, финансистов, профессоров и других, - вспомним, как люди, обладающие элитными знаниями, ценились в культурно-символической модели стратификации. Можно сказать, что и в США она имеет место);
- нижний-высший класс по уровню материального обеспечения не уступал высшему-высшему классу, но не включал старые родовые семьи, страты наследственной харизмы;
- высший-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим доходом, чем выходцы из высшего класса, зато отличались экономической и политической активностью;
- нижний-средний класс составляли низшие служащие и высококвалифицированные рабочие;
- низший-низший класс соответствует понятию «социального дна», в него опускались изгои, нищие.
Схема Уорнера учитывала два таких важных стратообразующих признака, как престиж профессии и уровень материальной обеспеченности. Причем престиж профессионального положения зависит не только от степени популярности профессии, но и от того, в какой фирме работал человек, каких успехов достиг, как зарекомендовал себя среди коллег и друзей. Скажем, два товарища закончили один и тот же медицинский институт. Первый неустанно трудился, защитил диссертацию, придумал новый тип лечения, работал в богатой частной клинике и имел большие гонорары. Второй стал посредственным специалистом провинциальной клиники с весьма небольшим доходом. Его можно отнести к низшему-среднему классу. Исходя же из традиционалистского классового подхода, оба врача будут отнесены к классу служащих, тогда как мы видим, что их экономические интересы и образ жизни значительно отличаются.