МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (I курс, 2 семестр)
Цели учебной музейно-ознакомительной практики
· Начальное формирование профессионального кругозора будущего специалиста-музеолога, стимулирование интереса к будущей профессии
· Приобретение навыков научно-исследовательской работы в системе музейных учреждений
· Стимулирование самообразования, сопутствующего учебному процессу
Задачи учебной практики
· Формирование общего представления о музейной среде Петербурга
· Ознакомление с разнообразными типами музеев
· Детализированное знакомство с избранными музеями
· Изучение доступных для самостоятельного ознакомления важнейших функций музея как социо-культурного института
· Формирование у студентов представления о формах музейной работы с различными категориями посетителей
· Применение разнообразных методов изучения музейных учреждений
Формы проведения учебной практики: самостоятельная работа студента, консультации
Место и время проведения учебной практики: практикарассредоточенная, II семестр, 30 июня-8 июля 2014 года.
Руководитель практики – Татьяна Георгиевна Милова, старший преподаватель кафедры музеологии и культурного наследия СПбГУКИ.
Контактный телефон – 8-921-320-59-26
Учебная музейно-ознакомительная практика должна способствовать приобретению первоначальных профессиональных представлений об организации и содержании музейной деятельности, в т.ч. в контексте культурного туризма. Проводится в рассредоточенной форме и требует от студента творческого, инициативного подхода и высокой степени самостоятельности.
В результате прохождения учебной (производственной) практики студент должен составить представление о:
- номенклатуре и структуре музейных ресурсов города
- основных направлениях деятельности музея
- современных формах работы музея с посетителями
- составе коллекций и истории изучаемых музеев
Этапы организации практики:
1. Начальный этап музейно-ознакомительной практики - составление общего представления о музейной сети города и основных направлениях музейной деятельности, в т.ч. о процессах взаимодействия со сферой туризма (на основе литературы и электронных ресурсов)
2. Выбор базовых музеев для детального практического изучения студент осуществляет по собственному желанию (количество – не меньше 4). Рекомендуется изучать музеи различного типа (по статусу, профилю, диапазону и масштабам деятельности)
3. Посещение базовых музеев и изучение их деятельности эмпирическим путем по примерной схеме, включающей ряд вопросов для изучения (см. приложение 4).
4. Поиск дополнительных сведений о музеях и их контактах со сферой туризма по печатным и электронным источникам информации
5. В процессе прохождения практики студент оформляет дневник прохождения практики (образец формы дневника см. в Приложении 1).
6. В письменном отчете отражаются накопленные материалы, проводятся сравнительные операции*, делаются обобщения и выводы. Форма отчета - Приложение 2.
*Как один из методов осмысления изученного материала возможен сравнительный анализ деятельности 2-3-х музеев. Формой его осуществления может быть сведение данных в единую таблицу с общими показателями (см. приложение 3) и последующая трактовка данных в виде сопоставлений, суждений и выводов.
Формой аттестации по итогам прохождения практики является зачёт.
Основанием для выставления зачета служат дневник и отчет о практике, выполненные студентом в соответствии с требованиям по форме и содержанию. Отчетные документы представляются на зачет в распечатанном (текст) и электронном виде (файл). При необходимости рассмотрение отчета сопровождается собеседованием.
Время проведения аттестации по итогам прохождения практики: 8 июля 2014 (вторник).
Литература:
а) основная литература:
· Основы музееведения: учеб пособие. /Под ред. Э.А. Шулеповой. /Рос.ин-т культурологии - Изд. 2-е, испр. – М.: Кн. дом «Либроком», 2010. - 430с.
· Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. /Л.М. Шляхтина. - Москва, 2005. - 183с.
· Российская музейная энциклопедия: в 2 т. /Ред. В.Л. Янин. /Рос.ин-т культурологии.- Москва: Прогресс: Рипол Классик, 2005.- т.1- 416 с.; т.2.- 436с.
· Все музеи Санкт-Петербурга: каталог-справочник. – СПб: Литера, 2005. – 446с.: ил.
б) дополнительная литература:
· Демиденко Ю.Б. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. /Ю.Б. Демиденко. - СПб: Банк Петровский, 1994. – 244с.
· Петров Г.Ф. Миг вечности: Музеи Санкт-Петербурга в потоке времени. / Г.Ф. Петров. – СПб.: Logos, 2005. – 431с.: ил.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
· https://www.museum.by›files/slovar.pdf -Словарь актуальных музейных терминов
· https://www.museum.ru/RME/dict_lit.asp - Российская музейная энциклопедия
· https://www.museum.ru - Портал «Музеи России»
· https://www.museumstudy.ru - Портал «Российское музееведение»
· https://www.museum.ru/wm/list.asp- Портал «Музеи мира»
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
· https://www.ispb.info/guide/excursdb/dblist/ - База данных экскурсоводов и гидов-переводчиков Городского туристско-информационного бюро
· https://yandex.ru/ - поисковая система
· https://www.google.ru/ - поисковая система
Приложение 1
Образец формы дневника прохождения практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Факультет мировой культуры
Кафедра музеологии и культурного наследия
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ музейно-ознакомительной практики
ФИО студента ________________________________________________________________
курс, группа __________________________________________________________________
Направление подготовки 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
Профиль подготовки ___________________________________________________________
Место прохождения практики ___________________________________________________
(перечень музейных и туристических учреждений)
Дата начала прохождения практики 30.06.2014
Дата окончания прохождения практики 8.07.2014
№ п.п. | Дата начала-окончания выполнения работ | Содержание выполняемых работ | Замечания руководителя практики |
Выполнение работ, перечисленных в дневнике, с общей оценкой практики студента-практиканта «________________» удостоверяю.
Руководитель практики _______________________________ Милова Татьяна Георгиевна
от Университета (подпись)
старший преподаватель кафедры музеологии и культурного наследия СПб ГУКИ
Приложение 2
Образец титульного листа отчета о прохождении практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств»
Факультет мировой культуры
Кафедра музеологии и культурного наследия
ОТЧЕТ