ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ...




...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

М. Исаковский

«Русской женщине»

Рассказ о трех русских женщинах в сегодняшнем моем посте вполне можно было включить и в рубрику «Непокорённые». У меня часто так бывает, особенно когда пишу о женщинах, думаю, в какую из существующих моих рубрик вставить повествование. Но, думаю, это не столь важно. Они и красавицы, и непокоренные, и люди, которыми восхищаюсь, но в первую очередь – настоящие русские женщины, которых воспел Некрасов.

Алёна Арзамасская

(в русских летописях её называют — Темниковская)

соратница Степана Разина, одна из вождей крестьянского восстания XVII века.

 

Родилась в селе Выездная Слобода под Арзамасом, дата рождения неизвестна. Скорее всего она рано осиротела и жила «в людях», а после прислугах.

Совсем юной её выдали замуж за немолодого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой (по одной из версий его насмерть запороли по боярскому указу). От нужды и горя Алёна постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь обучилась грамоте, узнала народное врачевание. Дальнейшие события показывают, насколько сильно её печалило горемычное существование её земляков и всего российского бедного люда.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Характер у неё, судя по всему, был незаурядный. Ей удалось собрать отряд из 300—400 человек, и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамасса к Щацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев. И это в те времена, когда бабу и за человека–то не особо почитали!

30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой-карателем Ю. А. Долгоруковым. Не обошлось, конечно, без предательства. После страшных пыток её осудили и сожгли в срубе, как разбойницу и еретичку.

Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев. Интересный и ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в брошюре, опубликованной в Германии в 1677 году, которая называлась «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы», в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени. Фриш пишет:

"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть войск Разина были разбиты Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви, и продолжала там так упорно сопротивляться, что, сначала расстреляла все свои стрелы,.. а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися солдатами. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, спрыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука".

Имя «русской Жанны Д Арк, от-давшей жизнь за счастье своего народа, осталась во многих по-волжских легендах. Судьбы их с героиней Франции действительно схожи. Обе из народа, обе стали во главе войск, благодаря своей вере в правое дело одержали по-беды, обеих называли по имени взятых ими в бою городов, обе взошли на костер и остались в легендах. Но Жанне больше повезло с посмертной славой - о ней не забыли. Об Алене писали Д. Кедрин, Н. Кончаловская, В. Шукшин.

И. Волобуева:

«Алёна Арзамасская»

(куплет из стихотворения)

Нет, Алёна, нет, травой забвенья

Быль не зарастает – всё не зря!

Я беру тебя в стихотворенье

Со страницы желтой словаря.

АВДОТЬЯ РЯЗНОЧКА.

Авдотья Рязаночка, тоже вошедшая в предания, и кроме того, ставшая героиней песен и былин оказалась счастливее.

К. Васильев "Авдотья Рязаночка"

Жила она с семьей в Старой Рязани. Брат, муж и сын занимались ремеслом. Она пошла в другой город за тканью зимой 1237 года. Вернулась на руины города от нашествия Орды Батыя. И эта женщина решилась на невероятный поступок - отправиться за своими родными в Золотую Орду. Авдотье предстояло пройти от нынешнего Спасского района до Центрального Казахстана. Именно там, посреди степи, стоял город Орда-Базар – тогдашняя столица Батыева государства.

В одиночку она пошла пешком за две с половиной тысячи километров. После нескольких месяцев пути прибыла Авдотья в столицу хана. Рязаночку провели к хану в шатер. Услышав ее просьбу освободить родных, хан расхохотался. И сказал, что пленных у него много и не будет он среди них искать родственников Авдотьи. Только из уважения к ее храбрости хан предложил ей сорвать любой цветок, растущий перед шатром, и искать своих близких, пока цветок не завянет в руке Авдотьи. Если завянет – ее ждет казнь. Женщина выбрала невзрачный желтый бутон и отправилась к пленным русичам. Почти три дня ходила она среди тысяч пленников, а маленький цветочек не вял, а напротив расцвел, бутон распустился. К вечеру третьего дня поисков Авдотья вдруг увидела в толпе своих. Муж, сын и брат – живые – стояли перед ней. С тех пор желтый цветочек, сорванный Авдотьей, называют бессмертником.

Но коварный хан заявил, что может отпустить только одного из троих. О том, что ответила Авдотья хану, сложили потом былину. Подумав, женщина сказала, что замуж можно выйти во второй раз, можно и детей родить себе еще, а вот брата больше уже никогда не будет.

Хан был поражен мудростью женщины. Ведь во время осады Рязани он потерял собственного брата – тот погиб где-то под крепостными стенами. Вспомнив об этом, хан отпустил домой вместе с Авдотьей всю ее семью.

Авдотья со своими родными не вернулась на пепелище Старой Рязани. Есть легенда, что они поднялись выше по Оке и там срубили избу и основали новый город.

Со временем в этот город стекались те, кто также спасся от Батыева нашествия. Леса в этих краях было много, люди строили себе дома, обзаводились хозяйством. Об Авдотье Рязаночке они сложили былину. А город унаследовал то самое название – Рязань.

Дотошные историки скажут, что нет доказательств героического похода Авдотьи Рязаночки. Ну и пусть (легенды и былины не на пустом же месте появились!). Уже более 700 лет она живет в рассказах, песнях и былинах русского народа.

(продолжение следует)

 

КТО ТАКИЕ РУССКИЕ?

(исторический документ)

Так кто же такие русские? Зададим начальные координаты. В расовом отношении это европеоиды. В языковом отношении – славяне. В генетическом отношении, большей частью, носители R1a. Вероисповедование – православные. Русская государственность ведет отсчет с 862 года. Эта дата указана в летописи. Понятно, что она во многом условна, но за точку отсчета взять можно. Россия – самая большая страна мира, хотя и не самая населенная. Теперь подробнее. Русский язык относится к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. Вместе с русским к восточнославянской ветви относятся украин-ский и белорусский. Все эти три языка происходят от древнерусского. Русский лучше всего сохранил лексический состав и грамматический строй древнерусского языка, а вот белорусский и украинский ушли от него довольно далеко.

Например, фразы «Был месяц июль. Человек работал — строил дом в городе Киеве». По-древнерусски звучала бы так «Бе месяцъ иуль. Чєловѣкъ работалъ – строилъ домъ во городе Къıєве», а по-украински: «Був місяць липень. Людина працювала – будувала будинок в місті Києві.» Все эти «будинки» (вместо хором и домов), «мисто» вместо русского и древнерусского «город» – результат порчи языка вследствие долгого пребывания территории Украины под польским владычеством.

Даже древнерусские названия месяцев были на Украине прочно забыты. Теперь украинцы пользуются польскими названиями. В Древней Руси вслед за Византией пользовались римскими названиями месяцев. Славянские названия продолжали существовать разве что в простонародной среде, но не в литературном языке. Сравним: на русском и древнерусском литературном: «июль, июнь, август, сентябрь»; на польском: «lipiec, czerwiec, sierpień, wrzesień»; на украинском: «липень, червень, серпень, вересень». Комментарии, как говорится, излишни.

Произошел этот слом после монголо-татарского нашествия. Южная Русь оказалась особенно уязвима для кочевников. Частью население было уничтожено, частью угнано в плен. Но некоторым удалось бежать и укрыться в Руси Северо-восточной – на территории Владимиро-Суздальского княжества. Это княжество до прихода монголов считалось окраиной русских земель, «медвежьим углом». Многочисленные леса, реки и болота защищали эту территорию от внезапных ордынских набегов. Здесь и продолжила свою историю русская культура.

Беженцы приносили с собой не только остатки своего нехитрого скарба, но и обычаи, хозяйственный уклад и даже привычные названия. Например, у реки Клязьмы, протекающей во Владимирской земле, есть три притока: Лыбедь, Почайна и Рпень. Всякий человек, знакомый с ономастикой днепровского бассейна тут же вспомнит три притока Днепра: Лыбедь, Почану и Ирпень. Это совсем не случайные совпадения, это память о тех колонизаторах, которые пришли на Клязьму с Днепра в далеком прошлом.

(продолжение следует)

В.В. Долгов — российский историк и писатель, доктор исторических наук, профессор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: