Цель занятия: изучить функции почек и механизмы мочеобразования, освоить
Лабораторные методы исследования мочи.
| Структура занятия | Факультет |
| Стомат | |
| Теоретическая часть, мин | |
| Перерыв, мин | |
| Практическая часть, мин |
Рекомендуемая литература:
1. Конспект лекции по нормальной физиологии.
2. Учебник «Физиология человека» (Под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько).-М.: Медицина, 2001 (Т.2), 2003, 2011.c
3. Учебник «Нормальная физиология» (Под ред. Орлова Р.С. и Ноздрачева А.Д.). - М., 2006.
4. Атлас по нормальной физиологии (Под ред. Коробкова А.В. и Чеснокова С.А.). - М., Высшая школа, 1986
Рекомендуемые темы рефератов:
1. Физиологические основы гемодиализа. Принцип работы аппарата “исскуственная почка”.
Студенты должны знать:
1. Ответы на вопросы для собеседования:
1. Общая характеристика органов выделительной системы.
2. Функции почек.
3. Строение и кровоснабжение нефрона.
4. Мочеобразовательные процессы в нефроне. Характеристика пороговых и беспороговых веществ.
5. Физиологические основы клубочковой фильтрации. Объем и состав первичной мочи.
5.1. Метод исследования скорости клубочковой фильтрации.
6. Физиологические основы канальцевой реабсорбции.
6.1. Осмотическое разведения и концентрирования мочи.
6.2. Определение величины канальцевой реабсорбции.
7. Физиологические основы канальцевой секреции.
7.1. Определение величины канальцевой секреции.
8. Объем и состав дефинитивной мочи. Характеристика мочевыведения.
9. Непроизвольная и произвольная регуляция мочеиспускания.
Студенты должны уметь:
1. Решить ситуационные задачи:
1. В условиях высокой температуры окружающей среды у людей при обычном питьевом режиме наблюдается снижение суточного диуреза.
Чем объясняется данный факт?
2. У пациента наблюдается снижение объема циркулирующей крови. Для его восстановления врачу-интерну необходимо решить какой раствор целесообразней ввести: физиологический или плазмозамещающий.
Ответ обоснуйте.
3. С целью увеличения диуреза у пациентов с повышенным уровнем объема циркулирующей крови используют так называемые «петлевые диуретики», влияющие на процессы реабсорбции в восходящем отделе петли Генле.
Объясните повышение диуреза при применении «петлевых диуретиков» с позиции деятельности поворотно-противоточно множительной системы.
2. Выполнить лабораторные работы:
Работа №1. Оценка общего клинического анализа мочи.
Цель: научиться оценивать показатели общего клинического анализа мочи.
Оснащение: бланк с нормативами показателей общего клинического анализа мочи у человека зрелого возраста, бланк с результатами общего клинического анализа мочи пациента.
Ход работы: сравнивают результаты общего клинического анализа мочи пациента с нормативами. Делают заключение о соответствии результатов норме. Отвечают на контрольные вопросы.
Рекомендации по оформлению протокола работы: отмечают показатели, которые отличаются от нормы. Указывают возможные причины, основываясь на знаниях механизмов мочеобразования.
Нормативы показателей ОКАМ у человека зрелого возраста
| ПОКАЗАТЕЛИ | НОРМА | Названия симптомов |
| Цвет | Соломенно-желтый, янтарно-желтый | |
| Прозрачность | полная | |
| Реакция | Слабокислая, нейтральная | |
| РН | 5,3-6,5 | |
| Удельный вес | 1,015-1,025 | ↓-гипостенурия; ↑-гиперстенурия |
| Белок | Нет (0,003 %) | >0,003 % – протеинурия |
| Сахар | Отсутствует | Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой |
| Ацетон | Отсутствует | |
| Уробилин | Отсутствует | |
| Лейкоциты | 1-3 в поле зрения | Лейкоцитурия – ↑ числа лейкоцитов в моче >1-3 в поле зрения |
| Эритроциты | Отсутствуют | Гематурия – наличие крови в моче |
| Цилиндры: | Единичные в поле зрения | Цилиндрурия – наличие цилиндров в моче |
| Зернистые | Отсутствуют | |
| Восковидные | Отсутствуют | |
| Эпителиальные клетки: | ||
| плоский эпителий | 0-3 в поле зрения | |
| Эпителий мочевых канальцев | Отсутствует | |
| Соли | Небольшое количество уратов или оксалатов | |
| Слизь | Отсутствует |
Работа № 2. Анализ топографии реабсорбции и секреции веществ в канальцах нефрона.
Цель: проанализировать топографию реабсорбции и секреции в канальцах нефрона.
Оснащение: карандаши, рисунок нефрона.
Ход работы: на рисунке в соответствии со стрелками подписывают вещества с учетом топографии их секреции и реабсорбции.

СТУДЕНТЫВ КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ ИНФОРМИРУЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ О:
1. ПОЛУЧЕННЫХ ИМИ НА ЗАНЯТИИ ОЦЕНКАХ;
2. ТЕМЕ СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ;