Счастье и воля бога
П. Что такое счастье? Оно присуще Атману или объекту, или оно состоит в контакте субъекта и объекта? Мы ведь не видим счастья в своих делах. Когда же оно действительно возникает?
М. Мы говорим о счастье, когда имеем контакт желательного типа или память об этом или когда свободны от нежелательных контактов или памяти о них. Такое счастье является относительным и лучше называть его удовольствием.
Но люди хотят абсолютного и постоянного счастья. Однако оно свойственно не объектам, а Абсолюту. Такое счастье – это Покой, свободный от боли и удовольствия; оно – нейтральное состояние.
34 [3]. Был задан вопрос о природе счастья.
М. Если человек думает, что его счастье является следствием внешних причин и того, чем он владеет, то разумно сделать вывод, что счастье должно увеличиваться пропорционально увеличению его богатства и соответственно уменьшаться с его уменьшением. Следовательно, если у него нет богатства, то его счастье должно равняться нулю. Каков же действительный опыт человека? Соответствует ли он этой точке зрения?
В глубоком сне у человека нет богатства, ему не принадлежит и его собственное тело. Но вместо того чтобы быть несчастным, он вполне счастлив. Каждый хочет спать глубоко и спокойно. Вывод таков, что счастье внутренне присуще человеку и не зависит от внешних причин. Для того чтобы открыть эти запасы чистого счастья, человек должен осознать своё Я.
П. В каком смысле можно говорить, что счастье есть наша истинная природа?
М. Совершенное Блаженство есть Брахман. Совершенный Покой исходит от Атмана. ОН один существует и суть Сознание. К этому же выводу можно прийти, во-первых, рассуждая метафизически и, во-вторых, опираясь на путь Преданности [бхакти марга].
|
Мы молим у Бога Блаженство и получаем его посредством Милости. Даритель Блаженства сам должен быть Блаженством и, кроме того, Бесконечным Блаженством. Поэтому Ишвара является личностным Богом, носителем бесконечной силы и Блаженства. Брахман является Блаженством, безличным и абсолютным. Ограниченные эго, имеющие своим источником Брахмана, а затем Ишвару, являются по своей духовной сути только Блаженством. Биологически организм действует, поскольку такие его функции сопровождаются счастьем. Это именно удовольствие и помогает нам расти: пища, упражнения, отдых и общение. Психология (и метафизика) удовольствия, возможно, в этом и состоит. Наша природа первично едина, целостна, полна, блаженна. Примите это как возможную гипотезу. Творение мира – это разделение целостного Божественного на Бога и Природу [майя или пракрити]. Эта майя состоит из двух частей: пара1 – поддерживающая сущность и восьмеричная апара (пять элементов, ум, интеллект и эго).
Совершенство эго вдруг внезапно нарушается, и возникает некая потребность в чем-то, что порождает желание получить что-то или сделать что-то. Когда эта потребность снимается удовлетворением возникшего желания, эго делается счастливым и исходное совершенство кажется восстановленным. Следовательно, можно сказать, что счастье – наше естественное состояние, или природа. Удовольствие и боль являются относительными и относятся к нашему состоянию ограниченности, в котором прогрессом служит удовлетворение потребностей. Если подобный относительный прогресс остановлен и душа сливается с Брахманом, природой которого является совершенное спокойствие, то такая душа перестает пользоваться относительным, временным, удовольствием и вкушает совершенный покой – Блаженство. Следовательно, Само-реализация – это Блаженство; это осознание Атмана как неограниченного Духовного Ока [джняна дришти], а не ясновидения; это высочайшая само-отдача. Сансара (мировой круговорот) – это печаль.
|
137 [144]. Г-н Пракаша Рао: В чем главная причина майи?
М. Что такое майя?
П. Майя – это ложное знание, илюзия.
М. Для кого существует иллюзия? Должен быть тот, кого вводят в заблуждение. Иллюзия – это невежество. Невежественное "Я" ("я") видит объекты в соответствии с вашими представлениями. Когда объекты сами по себе не присутствуют, как может существовать майя? Майя это то, чего нет [я ма]. То, что после неё остаётся, есть истинное "Я" (Я). Если вы скажете, что видите объекты или что вы не знаете подлинного Единства, то должны присутствовать два "Я": первое – познающий и второе – объект познания. Но никто не признает в себе двух "Я". Проснувшийся человек скажет, что сам он был в глубоком сне, но не сознавал этого. Он не скажет, что тот спящий отличался от того, кто сейчас присутствует. Существует только одно истинное "Я" (Я). Это Я всегда всё воспринимает, сознаёт. Оно неизменно. Нет ничего, кроме этого Я, Атмана.
П. Почему сансара – творение и ограниченное проявление – так полна горя и зла?
М. Воля Бога!
П. Почему Бог так проявляет волю?
М. Непостижимо. Такой Силе невозможно приписать никакого мотива – ни желание, ни стремление достичь не утверждаются этим единым бесконечным, всезнающим и всемогущим Существом. Бог не затрагивается действиями, происходящими в Его присутствии. Сравните это с солнцем и мирскими активностями. Нет смысла приписывать ответственность и побуждение Единому, прежде чем Оно становится множеством. Но воля Бога, порождающая предписанный ход событий, есть хорошее разрешение проблемы свободы воли (vexata quaestio2). Если ум беспокоится вследствие чувства несовершенства и неудовлетворенности тем, что выпадает на нашу долю, или тем, что совершено и упущено нами, то будет мудро отбросить чувство ответственности и свободу воли, считая, что мы являемся инструментами Мудрейшего и Всемогущего, дабы совершать и претерпевать то, что угодно Ему. Он несет все ноши и даёт нам Покой.
|
П. Говорят, что Божественная Милость необходима, чтобы успешно достичь полной сосредоточенности ума [самадхи]. Так ли это?
М. Мы являемся Богом [Ишвара]. Ишвара дришти (способность видеть себя как Бога) – это сама Божественная Милость. Поэтому нам нужна Божественная Милость, чтобы обрести Милость Бога.
(Махарши улыбается, и все преданные вокруг дружно смеются.)
П. Существует и Божественное Благоволение [Ишвара ануграхам], отличное от Божественной Милости [Ишвара прасадам]. Так ли это?
М. Сама мысль о Боге – это Божественное Благоволение. Такая мысль по своей природе – Милость [прасад или арул]. Это Милость Бога, если вы думаете о Боге.
П. Не является ли Милость Учителя результатом Милости Бога?
М. Зачем различать их? Учитель тождествен Богу и не отличается от Него.
П. При попытке вести праведную жизнь и сосредоточить мысли на Атмане часто следует падение и перерыв (в практике). Что требуется здесь делать?
М. В конце концов всё будет в порядке. В вашей решительности есть устойчивое побуждение, которое снова поставит вас на ноги после каждого падения и паузы в практике. Постепенно все препятствия будут преодолены и поток, несущий вас, сделается мощнее. В конечном счете всё станет на свои места. Что требуется, так это постоянная решительность.
Война
П. Может ли быть полностью счастливым тот, кто, осознав Себя, не вносит вклад в счастье этого мира? Как может он быть счастливым, когда идёт война в Испании, война в Китае? Разве это не эгоизм – пребывать осознавшим Себя, не помогая при этом миру?
М. Атман, как объяснили вам, пронизывает вселенную, а также и превосходит её. Мир не может оставаться отдельным от Атмана. Если осознание такого Я будет названо эгоизмом, то такой эгоизм должен покрывать также и этот мир. Здесь нет ничего недостойного.
П. Разве осознавший Себя не продолжает жить совсем как обычное невежественное существо?
М. Да, с той лишь разницей, что осознавший человек не воспринимает мир отдельным от Себя, он обладает истинным знанием и сокровенным счастьем совершенного существования, тогда как другой человек воспринимает мир отдельным, чувствует несовершенство и несчастен. Другие их физические действия подобны.
П. Подобно другим людям, осознавшее Себя существо знает также, что в мире ведутся войны.
М. Да.
П. Как же тогда он может быть счастлив?
М. Разве экран в кинотеатре затрагивается сценой пылающего огня или бушующего моря? То же самое происходит и с Атманом.
28 [47]. Один из посетителей, говорящий на языке малаялам, выразил свою озабоченность страданиями в современном мире. По его мнению, "Поиск Себя, Атмана" выглядит эгоистичным на фоне такого окружающего всех страдания. Кажется, что лучшим решением была бы бескорыстная работа.
М. Море не сознаёт свои волны. Подобным образом и Атман (Я) не сознаёт Свои эго.
(Это проясняет, что Шри Бхагаван имеет в виду под поиском источника эго.)
П. Почему существуют добро и зло?
М. И добро и зло – термины относительные. Чтобы отличать добро и зло, должен существовать субъект. Этим субъектом является эго. Проследите источник эго. Эта слежение закончится в Атмане, Я. Источник эго – Бог. Такое определение Бога, возможно, более конкретно и понятнее вам.
47 [54]. Пожилой джентльмен, пандит из штата Андхра (Прадеш), имел сомнения по поводу изложения адвайты у Кавьякантхи. Он нашел в его книгах, что Брахман свободен от разделения на сходное, различное и собственные различия [саджатья бхеда, виджатья бхеда и свагата бхеда]. Эти условия удовлетворяются не в теории, согласно которой Брахман превращается в мир [паринама вада], а в теории, согласно которой порождение Брахманом мира оставляет ЕГО Самого незатронутым [виварта вада]. В первом случае свагата бхеда должна существовать.
М. Дакшинамурти не учил ничему подобному. Он ничего не говорил о связи Брахмана с шакти. Единственное, чем он делился, было Молчание, но сомнения учеников развеялись. Значение всего этого в том, что нет ничего такого, что следовало бы изучить, обсудить и решить. Каждый знает: "Я есмь". Но "Я" путают с телом, потому что "Я" возникает из Абсолюта и дает начало интеллекту [буддхи]. В буддхи "Я" кажется имеющим размеры и форму тела, тогда как выражение "на медхайя" означает, что Брахмана нельзя постичь посредством буддхи. Брахман → ахам ("Я–Я") → буддхи.
Как же буддхи может перейти через ахам, чтобы обнаружить Брахмана? Это невозможно. Просто покончите с ложным представлением о том, что "Я" – тело. Откройте, для кого возникают мысли. Если нынешнее чувство индивидуального "Я" ("я") при этом исчезает, то обнаружение завершено. Что остаётся, так это чистое Я, Атман. Сравните состояния глубокого сна и бодрствования. Многообразие форм и тело можно найти только в последнем из них. В первом Атман пребывает без восприятия тела или мира. Тут царствует счастье.
Изречение Вед [шрути вакья] "Я есмь Брахман" [Ахам Брахмасми] говорит об этом состоянии, а не о видоизменении ума. Человек не может стать Брахманом, просто повторяя эту мантру. Это означает, что Брахмана нет где-нибудь в другом месте. ОН является вашим Я (Атманом). Найдите это Я, и тогда Брахман найден. Не пытайтесь достичь Брахмана, считая, что ОН находится где-то далеко.
Пандит заметил, что мысли столь постоянны, что ахам достичь невозможно.
Учитель сказал: Брахма акара вритти [мысль о Брахмане] помогает отвлечь ум от всех других мыслей. Нужна или какая-то подобная практика, или общество садху. Садху уже преодолел ум и остается в Покое. Близость к нему позволяет вызвать такое же состояние в других. Иначе нет смысла искать общество садху.
Дехо ахам (Я – тело) означает ограничение и является корнем всех низких и эгоистичных поступков и желаний.
Брахма ахам (Я – Брахман) есть выход за ограничения и означает симпатию, милосердие, любовь и т. п., то есть всё божественное и добродетельное.
599. Изречение Лао Цзы из "Дао Дэ Дзин" зачитали в Холле:
"Своим бездействием мудрец управляет всем".
Шри Бхагаван заметил: Бездействие – это непрекращающаяся активность. Мудрец характеризуется вечной и интенсивной деятельностью.
М. "Непривязанность внутри и видимость привязанности вовне", – говорит Йога-Васиштха.
Более того, стремление к наслаждениям не следует поощрять. Никто не сможет потушить огонь, заливая его бензином. Попытка временно удовлетворить своё стремление, полагая, что страсть можно подавить позднее, является просто глупой.
Имеются, конечно, и другие методы для сдерживания страсти. Это: 1) регулирование пищи, 2) голодание, 3) практика йоги, 4) лекарства. Но их влияние временно. Страсти возобновляются с ещё большей силой, как только средства их сдерживания перестают использоваться. Единственный способ победить страсти – искоренить их. Для этого надо найти их источник, как уже говорилось раньше.
часто возникает сильное желание жить в уединении, где я могу легко найти всё, что хочу, а потому имею возможность посвящать всё своё время только медитации. Это хорошее желание или плохое?
М. Такие мысли принесут следующее перевоплощение [джанма] для их выполнения. Разве дело в том, где и как вы живёте? Существенный момент тот, что ум должен всегда оставаться в своём источнике. Нет ничего внешнего, что не было бы также и внутренним. Ум – это всё. Если ум активен, то даже уединение становится базаром. От закрытых глаз пользы нет. Закройте умственное око, и всё будет в порядке. Этот мир не является внешним для вас. Добродетельные люди не заботятся о планах своих действий. Почему? Потому что Бог, который послал нас в мир, имеет Свой собственный план, который безусловно осуществится.
П. Ведёт ли Преданность [бхакти] к Освобождению [мукти]?
М. Бхакти не отличается от мукти. Бхакти – это пребывание как Атман [сварупа]. Каждый всегда есть ТО. Он осознаёт это средствами, которые принимает. Что такое бхакти? Неустанно думать о Боге. Это означает: господствует только одна мысль, исключающая все остальные мысли. Такая мысль исходит от Бога, который суть Атман, или она есть Атман, отданный Богу. Когда Он принял вас, ничто более не уязвит вас. Отсутствие мыслей есть бхакти. Это также и мукти.
Метод джняны называют вичарой, исследованием. Это не что иное, как "высочайшая преданность" [парабхакти]. Разница только в словах.
Вы думаете, что бхакти есть медитация на Высочайшее Бытие. До тех пор пока есть вибхакти (чувство отделённости), ищется бхакти (соединение). Процесс будет вести к окончательной цели, как сказано в Шримад Бхагавад-Гите:
Арто джигнасух артхартхи джняни чха Бхаратаршабха
Тешам джняни нитья-юкта ека-бхактир вишишьяте
Бхагавад-Гита (VII, 16-17).
Любой вид медитации хорош. Но если чувство отделённости утрачено, а объект медитации или субъект, который медитирует, только и присутствует, ничего более не оставив для познания, то это – джняна. Джняну называют экабхакти [однонаправленная преданность]. Мудрец [джняни] – это завершенность, ибо он стал Собой, Атманом и больше уже нечего делать. Он также совершенен, а потому и бесстрашен, двитийят вай бхайям бхавати – поистине, лишь от второго приходит боязнь. Это – Освобождение [мукти]. Это также и Преданность [бхакти].
Шри Бхагаван говорил:
В ранние дни у меня не было одеяла, чтобы постелить на землю. Я обычно сидел на полу и лежал на земле. Это – свобода. Кушетка (в Холле) – это узы. Здесь тюрьма для меня. Мне не разрешают сидеть, где и как мне нравится. Разве это не узы? Каждый должен быть свободен поступать так, как ему нравится, и другие не должны служить ему.
"Не хотеть" – это величайшее блаженство, которое может быть осуществлено только на опыте. Даже император уступает человеку, у которого нет желаний. Император получил вассалов, исполняющих его желания. Другой человек, без желаний, не сознаёт ничего, кроме Себя, Я. Кто лучше?
П. Я считаю, что мы не должны причинять страдания живым существам. Должны ли мы поэтому терпеть комариные укусы и подвергаться им?
М. Сами вы не любите страдать. Как же вы можете подвергать страданию других? Раз вы страдаете от комариных жал, то просто держитесь подальше от них.
П. Правильно ли, что мы губим другие жизни, например комаров и мух?
М. Каждый человек является самоубийцей. Вечное, блаженное и естественное состояние его задушено этой жизнью неведения. Таким образом, нынешняя жизнь обусловлена убийством вечного, чистого Бытия. Разве это воистину не самоубийство? Поэтому каждый – самоубийца. Зачем тогда беспокоиться об убийствах и убийцах?
В ходе дальнейшего разговора посетитель сказал: Этот мир шлет свои впечатления, и я пробуждаюсь!
П. Следует ли соблюдать ограничения в пище?
М. Саттвическая пища в ограниченном количестве.
П. Есть много асан. Какая из них наилучшая?
М. Однонаправленность, или сосредоточение, ума [нидидхьясана] – самая лучшая.
558. Один из посетителей спросил: Шри Бхагаван! Когда я услышал о Вас, во мне возникло сильное желание Вас увидеть. Почему?
М. Желание возникло тем же самым способом, каким тело возникает для Атмана.
П. Какова цель жизни?
М. Стремление узнать цель жизни само по себе есть результат хорошей кармы в прошлых рождениях. Те, кто не ищут такого знания, просто зря тратят свои жизни.
М. Может ли мир существовать без того, кто его воспринимает? Что является первичным? Бытийное сознание или возникающее сознание? Бытийное сознание (Я) всегда здесь, вечное и чистое. Возникающее сознание ("я") появляется и исчезает. Оно является мимолетным.
П. Но разве этот мир не существует для других людей, даже когда я сплю?
М. Такой мир смеется над вами, ибо вы представляете себе его, не зная себя. Мир является следствием действия вашего ума. Познайте свой ум. А затем наблюдайте мир. Вы поймёте, что он не отличается от Атмана.
П. Разве Махарши не воспринимает себя и всё окружение столь же ясно, как и я?
М. Кто сомневается? У Осознавшего нет сомнений. Они существуют только для невежественного.
58 [65]. Посетитель: Воспринимается ли джагат (мир) после Само-реализации?
М. Кто задает этот вопрос? Джняни или аджняни?
П. Аджняни.
М. Осознайте, для кого возник этот вопрос. На него можно ответить после того, как познан сам сомневающийся. Могут ли джагат или тело сказать, что они существуют? Или об этом говорит видящий? Тот, кто видит, должен присутствовать, чтобы видеть объекты. Найдите сначала того, кто видит. Зачем сейчас беспокоиться о том, что случится в дальнейшем?
Шри Бхагаван продолжал: Какое имеет значение, будет восприниматься джагат или нет? Теряете ли вы что-нибудь, воспринимая джагат сейчас? Или вы что-то приобретаете там, где нет такого восприятия, – в глубоком сне? Совершенно неважно, воспринимается этот мир или нет.
Аджняни видит, что джняни активен, и он поставлен этим в тупик. Оба воспринимают джагат, но их точки зрения различаются. Возьмем для примера демонстрацию кинофильма. По экрану движутся изображения. Пойдите и попробуйте ухватить их. Что вы схватите? Только экран. Пусть изображения исчезнут. Что тогда остается? Снова тот же экран. Так же и здесь. Даже когда этот мир появляется, узнайте, для кого он появляется. Удерживайте подпочву, субстрат, Я. Если субстрат схвачен, то какая разница, появляется мир или исчезает?
Аджняни считает этот мир реальным, тогда как джняни рассматривает его только как проявление Атмана. Ему не важно, проявляет ли Себя Атман или перестает это делать1.
Блаженство [Ананда] чувствуется в глубоком сне, после прекращения мыслей. Оно также проявляется и в других случаях, таких как любовь, радость и т. п., прийя, мода и прамода. Но все они являются видоизменениями ума [читта вритти].
Когда человек идёт по улице, его ум полон мимолетных мыслей. Предположим, он проходит через базар, где продаются прекрасные плоды манго. Он любит манго и покупает их. Теперь он жаждет вкусить их. Поэтому он спешит домой, ест и чувствует себя счастливым. Когда мимолетные мысли дают дорогу удовольствию при виде манго, это прийя, когда плоды становятся его собственными, это удовольствие именуется мода; наконец, когда он ест их, удовольствие – это прамода. Все три вида удовольствия возникают благодаря исчезновению других мыслей.
3. Пять чувств означают тонкие функции [танматры], именно, слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Их изменения создают всю вселенную; они варьируются соответственно трём гуннам следующим образом:
тамасу (тупости) отвечают грубые элементы;
раджасу (активности) – инструменты для познания объектов;
саттве (чистоте) – различные виды чувственного познания; а также:
тамасу отвечают грубые объекты, т. е. мир;
раджасу – жизненные энергии [праны] и органы действия [кармендрии];
саттве – чувства.
Органы действия [кармендрии] – это органы хватания, хождения, речи, выделения и размножения.
Сейчас рассмотрим звон колокола. Звук относится к слуху; колокол является объектом, видоизменением гуны тамас. Раджастические танматры, изменяющиеся как вибрации звука, распространяются вокруг колокола, затем посредством эфира связываются с ухом, чтобы чувствоваться как звук. Знание, распознающее это как звук, является саттва танматрой.
То же самое с остальными чувствами: осязание [вайю] – танматра воздуха; (видение) форм [рупа] – танматра теджас, вкус [an] – танматра воды; запах [притхви] – танматра земли.
Понимать танматры как мельчайшие частицы материи неправильно, ибо это неполно. Они лишь тонкие формы звука, прикосновения, видения, вкуса и запаха, которые образуют целостные компоненты вселенной. Таково творение мира.
Из-за отсутствия подходящей терминологии эти идеи не могут быть правильно выражены в иностранных языках.
4. Этот стих говорит, что все согласны в одном пункте. Каков он? Состояние за пределами двойственности и недвойственности, за пределами субъекта и объекта, за пределами дживы и Бога, короче, за пределами всех различий. Оно свободно от эго. Вопрос ставится так: "Как достичь его?" В стихе говорится, что оставлением этого мира. Здесь "мир" означает мысли, относящиеся к нему. Если такие мысли не возникают, то эго не поднимается. Здесь не будет ни субъекта, ни объекта. Таково это состояние.
568. Г-н В. Г. Шастри показал Шри Бхагавану вырезку, содержащую пророчество Шри Рама Тиртхи о том, что Индия достигнет полного величия своей былой
славы до 1950 года. Шри Бхагаван сказал: Почему мы должны думать, что Индия уже сейчас не в величии своей славы? Слава находится в ваших мыслях.
11. Можно ли сказать, что конец обоих этих путей — Знания и преданности — одинаков?
Какими бы ни были средства, разрушение чувства “я” и “моё” является целью практики, а так как они взаимосвязаны, то разрушение одного из них вызывает разрушение другого; поэтому для того, чтобы достичь состояния Тишины, находящегося за пределами мыслей и слов, вполне достаточно или пути Знания, который устраняет чувство “я”, или пути преданности, который устраняет чувство “моё”. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что конец путей преданности и Знания является одним и тем же.
ЗАМЕЧАНИЕ: До тех пор пока “я” существует, необходимо признавать также наличие Господа. Если человек хочет легко обрести высшее состояние тождественности [сауджья], ныне утерянное, единственно правильно то, что он должен следовать этому указанию.
12. Каковы признаки эго?
Душа индивидуума в форме “я” и есть эго. Истинное Я, Атман, который является природой сознания [Чит], не имеет чувства “я”. Не обладающее сознанием тело также не обладает чувством “я”. Таинственное появление обманчивого эго между сознанием и лишённым сознания телом является главной причиной всех трудностей; при его разрушении любыми средствами то, что реально существует, будет усмотрено как оно есть. Это названо Освобождением [мокша].
29 [48]. Посетитель спросил Шри Бхагавана: Вы – Бхагаван, а поэтому должны знать, когда я обрету джняну. Скажите же мне, когда я стану джняни.
Шри Бхагаван ответил: Если я – Бхагаван, то уже нет ничего, кроме Атмана, и, следовательно, нет ни джняни, ни аджняни. В противном случае я почти такой же, как и вы, и знаю столько же. Так или иначе, но я не могу ответить на ваш вопрос.
Накопленное богатство лежит в железном сейфе, который данный человек считает своим; сейф этого не говорит. Тщеславие права собственности ответственно за это притязание.
Нет ничего, что было бы независимым от Атмана, даже неведение зависит от Него, ибо неведение есть только сила Атмана, присутствующая здесь без влияния на Него. Однако оно воздействует на тщеславное "я", т. е. дживу. Поэтому неведение принадлежит дживе.
Каким образом? Человек говорит: "Я не знаю себя". Разве здесь тогда имеются два "я", из которых одно является субъектом, а другое – объектом? Он этого Допустить не может. Заканчивается ли тогда его неведение? Нет. Эго само по себе является неведением и ничем больше.
Временами, хотя и редко, без видимой причины, появляется спонтанное знание "Я" и блаженство наполняет сердце пылающим жаром. Вместе с этим состоянием приходит концентрация без усилий, тогда как все желания исчезают, осуществляясь в высочайшем покое и Мире. Пока снова не опускается пелена и иллюзия не стремится затуманить видение Реального.
Царство Божие, упомянутое в Библии, и этот мир не являются двумя различными областями. "Царство Божие внутри вас", – говорит Библия. Именно так. Осознавшее себя существо видит это как Царство Божие, в то время как другие видят это как "этот мир". Разница лежит только в углах зрения.
говорилось:
"Ты – мой отец, Ты – моя мать, Ты – мои родственники, Моё имущество и всё остальное" и так далее.
Шри Бхагаван заметил с улыбкой: Да, да. ТЫесть это, то и всё остальное, кроме "Я" (кроме меня). Почему бы не сказать: "Я есмь Ты" и не закончить на этом?
Степень отсутствия мыслей и есть мера вашего продвижения к Само-реализации. Но Само-Реализация неизменна и понятие "прогресс" к ней не применимо. Атман всегда Реализован. Препятствуют мысли, и прогресс измеряется степенью удаления помех к пониманию того, что Атман всегда Реализован. Поэтому нужно контролировать мысли, выясняя, для кого они возникают. Поэтому идите к их Источнику, где они уже не поднимаются.
У. Как мне уйти от мирской активности — сансары, которая кажется действительной причиной беспокойства ума? Не является ли отречение эффективным средством обретения его неподвижности?
М. Сансара существует только в вашем уме. Ведь это не мир открыто заявляет о себе, говоря: «Вот я, мир». Если бы он это делал, то был бы здесь всегда, позволяя вам переживать его присутствие даже в глубоком сне. Поскольку, однако, в глубоком сне мир не воспринимается, то он не постоянен, а будучи непостоянным, нуждается в субстанции, в Сути. Не имея самостоятельной реальности, не существуя отдельно от Самости, он легко подчиняется Самости. Только Самость постоянна. Отречение есть неотождествление Самости и не-Самости. Когда невежество, отождествляющее Самость и не-Самость, удалено, не-Самость прекращает существовать, и это есть истинное отречение.
У. Можно ли действовать без привязанности даже в случае отсутствия такого отречения?
М. Только осознавшая Самость — Атма-джняни может действительно действовать без привязанности, быть хорошим карма-йогином.