Отсутствие готовых решений по развитию селективного сбора ТКО от населения.




РЕЗОЛЮЦИЯ

Открытого экологического форума

«Обращение с отходами производства и потребления в современной России»

(1 декабря 2017 г., г. Череповец, Советский пр., д. 8)

1 декабря 2017 года в рамках объявленного Указом Президента РФ Года Экологии состоялся Открытый Экологический Форум (далее – Форум), организованный Ассоциацией в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный сбор» и Межрегиональной экологической и благотворительной общественной организацией «Зелёный полюс».

Форум прошел на базе ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» при поддержке Комитета охраны окружающей среды мэрии г. Череповца и ООО «Череповец Вторма».

Основная цель Форума – путем диалога представителей органов власти, коммерческих организаций и общественных объединений обозначить наиболее актуальные проблемы в системе обращения с отходами и обозначить эффективные пути их решения в ключе закрепленной в ФЗ-89 («Об отходах производства и потребления») иерархии обращения с отходами.

В рамках Форума было проведено тематическое пленарное заседание, в ходе которого были представлены доклады и организована дискуссия с гостями мероприятия на тему обращения с отходами в Вологодской области. Отдельно обсуждались аспекты утилизации и обезвреживания производственных отходов, а также отходов I-IV классов опасности, образующихся в жилом фонде. Необходимо отметить позитивный сдвиг в дискуссии по теме твердых коммунальных отходов (ТКО) – единодушно в качестве приоритетного способа обращения с ТКО была принята их переработка (в противовес сжиганию и захоронению). Активное участие в обсуждении проблем, перспектив и разработок принимали гости Форума – представители территориальных общественных самоуправлений, образовательных и научно-исследовательских учреждений, предприятий города и общественных организаций.

Отмеченные участниками и гостями Форума в ходе пленарной сессии проблемы городского и регионального уровней можно обобщить в следующие группы:

Отсутствие готовых решений по развитию селективного сбора ТКО от населения.

В настоящее время в г. Череповце и г. Вологде размещением контейнеров по приему вторичного сырья на придомовой территории занимаются несколько коммерческих организаций. Тем не менее, развитие этого рода деятельности существенно лимитируется убыточностью данного вида бизнеса при практически полном отсутствии содействия со стороны органов местного самоуправления и областной власти. Другая важная составляющая этой проблемы – инертность и низкая осведомленность жильцов прилегающих к устанавливаемым контейнерам домов о базовых принципах, необходимости и возможности переработки отходов. Важно отметить, что по данным всероссийских опросов, а также по итогам деятельности экологического движения «РазДельный сбор» в г. Череповце, большинство жителей городов (до 80 %) выражают готовность сортировать отходы дома при условии существования контейнеров для сбора вторичного сырья в непосредственной близости от мест проживания. Необходимо увеличивать степень доверия населения к данному способу сбора вторичного сырья путем включения соответствующих организаций-заготовителей сырья в муниципальные и региональные программы по развитию благоприятной городской среды, через социальную рекламу – акцентирование внимания населения на правилах сортировки отходов. В данном случае для повышения степени доверия населения к раздельному сбору большое значение имеет создание прозрачной системы отчетности и информирования (по объемам вторсырья, передаваемого на переработку, местам утилизации ТКО и другой сопутствующей информации) как на официальных интернет-сайтах компаний, занимающихся сбором и транспортировкой вторсырья, так и по другим информационным каналам – через социальные сети, телевидение, прессу, стенды на контейнерных площадках.

Другое существенное препятствие для организации системы раздельного сбора отходов от населения – неадаптированность бизнес-среды к развитию сектора сбора и переработки отходов. Поскольку возвращение ресурсов во вторичный цикл уже многократно признано эффективным и приоритетным способом обращения с отходами, то данный сектор нуждается в специальной поддержке со стороны региональных и федеральных органов власти. Одним из инструментов, способствующих развитию и оздоровлению рыночных отношений в области переработки отходов и реализации продукции из вторичного сырья, являются программы по выделению целевых дотаций, снижению налогообложения некоторых видов предпринимательской деятельности, обеспечение целевого контролируемого расходования средств, подступающих в бюджет путем экологического сбора.

В Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области (далее – территориальная схема) (Приложение к приказу Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области от 29.12.2016 № 174) раздельный сбор ТКО отмечен в качестве одного из основных перспективных направлений развития системы сортировки отходов и накопления вторичного сырья на придомовой территории. Указывается, что оптимальным средством реализации селективного сбора является использование многосекционных контейнеров (для различных фракций вторсырья), или же двойных контейнеров (дуальных сбор – перерабатываемые и неперерабатываемые отходы). Морфологический состав ТКО также представлен в территориальной схеме (стр. 28), где указывается, что потенциально перерабатываемые фракции занимают до 60 % всего объёма ТКО. Решение указанной проблемы должно иметь обязательный характер, поскольку с 1 января 2018 г запрещается захоранивать на полигонах ТКО отходы металла, а с 1 января 2019 г – отходы стекла, полимеров, картона и др. (Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается). Кроме того, придомовой раздельный сбор является эффективной мерой по сокращению образования отходов и снижению класса их опасности в местах образования, что способствует дальнейшему максимальному использованию исходных материалов – и напрямую согласуется с иерархией приоритетов в области обращения с отходами, указанной в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», ст. 3.

Одной из проблем, распространенной практически повсеместно в Вологодской области и ближайших регионах, является затрудненный процесс отдельного сбора отходов стекла и передачи его на утилизацию. В силу низкой стоимости вторичного сырья стеклотары и стеклобоя, а также больших потенциальных затрат для поддержания функционирования инфраструктуры для его сбора и временного хранения, в муниципальных образованиях Вологодской области отсутствуют как пункты приема стекла, долгое время существовавшие в городах и активно использовавшиеся горожанами, так и компании, заинтересованные в сборе данного вида вторсырья в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: