Большое число несанкционированных свалок в сельской местности.




Значительный локальный ущерб состоянию природной среды наносят бесконтрольные и несанкционированные свалки в местах, не предназначенных для захоронения отходов. В особенности это имеет значение для видов птиц, занесенных в Красную книгу, т.к. инородные предметы антропогенного происхождения часто могут ими приниматься за пищу, что в свою очередь часто имеет губительный эффект с летальным исходом. Это грубое нарушение законодательства требует обязательного строгого надзора и привлечения нарушителей к ответственности, - нередко такие свалки возникают при вываливании строительных или промышленных отходов в сельской местности с целью избежать платы за размещение на полигоне для захоронения. К сожалению, в принятой редакции территориальной схемы решения по рекультивации несанкционированных свалок не представлены. Согласно поверхностным оценкам, затраты на устранение всех объектов незаконного размещения отходов в Вологодской области могут составить до 6 млрд рублей.

Большое значение для недопущения образования новых и разрастания старых нелегальных свалок имеет создание устойчивой инфраструктуры по сбору и вывозу ТКО в сельской местности. Многие свалки образуются стихийно из-за того, что у жителей малых поселений нет возможности размещения или сдачи на переработку образующихся отходов в силу слабой транспортной досягаемости. Тем не менее, необходимо как стимулировать работу сельских советов и районной администрации по обеспечению стабильного вывоза отходов (с дальнейшей их сортировкой при полигоне) из деревень и сел, так и общественные инициативы по недопущению разрастания несанкционированных свалок. В случае выявления жестких нарушений крайне важно в оперативном порядке обращаться в надзорные органы.

4. Отсутствие эффективного аппарата по оперативному решению проблем, связанных с образованием и утилизацией отходов различных классов опасности.

Все вышеперечисленные и другие связанные с ними проблемы можно считать результатом недостаточной консолидации структур различного уровня и профиля при решении проблем, связанных с отходами производства и потребления. Проблема, на наш взгляд, заключается в нерациональной постановке приоритетов для принятых к исполнению задач других направлений работы Правительства Вологодской области, а также в отсутствии ключевого координирующего органа (совета), позволяющего эффективно и оперативно регулировать взаимоотношения и действия, направленные на достижение успеха при решении проблем, связанных с внедрением переработки отходов. Особенно важно, что для достижения действительно эффективных результатов такой координационный орган должен пользоваться определенными полномочиями, и в своем составе включать представителей различных структур, имеющих непосредственное отношение к управлению системой обращения с отходами. Оптимальным, по нашему мнению, представляется интеграция усилий на уровне муниципального образования (или района Вологодской области), с активным участием администрации, коммерческих объединений, общественных учреждений, по необходимости – привлечением научно-экспертных организаций и надзорных органов. Основной профиль работы таких координационных объединений должен быть сосредоточен на прогрессивном улучшении и развитии системы переработки отходов, адаптации ее для различных уровней общества и бизнеса в долгосрочной перспективе.

 

Ниже приводятся рекомендации и предложения, рассмотренные участниками Форума в связи с отмеченными проблемами

Для решения проблемы, связанной с отсутствием готовых решений по развитию селективного сбора ТКО от населения, предлагаются следующие мероприятия:
а) Правительству Вологодской области: разработать и установить конкретный критерий, который позволит объективно продемонстрировать готовность населения к сортировке отходов и использованию придомовых площадок для селективного сбора ТКО

б) Правительству Вологодской области, Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области: разработать и включить в территориальную схему целевые показатели эффективности внедрения раздельного сбора отходов как приоритетного способа обращения с ТКО.

 

в) Правительству Вологодской области: рассмотреть варианты частно-государственного партнетрства в области сбора и переработки определенных видов вторсырья, образующегося у населения (стекло, полимеры).

г) Правительству Вологодской области: обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением ускорить разработку и утверждение Постановлений и решений, позволяющих запустить работу органов власти и надзора Вологодской области в сфере обращения с отходами в рамках по принятой территориальной схеме, а также определить возможность внесения корректировок и уточнений в территориальную схему на уровне субъекта федерации по наиболее актуальным вопросам развития системы обращения с отходами.

д) Законодательному собранию Вологодской области, органам местного самоуправления муниципальных образований: Расширить и утвердить полномочия территориальных общественных самоуправлений, управляющих компаний и других товариществ в сфере местного управления жилым сектором в области проведения мероприятий по осуществлению селективного сбора ТКО


е) Правительству Вологодской области: в рамках государственной программы Вологодской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2013 – 2020 годы» разработать и запустить информационную кампанию по повышению осведомленности жителей области о базовых принципах сортировки мусора и о необходимости раздельного сбора ТКО.

ж) Правительству Вологодской области, Контрольно-счетной палате Вологодской области, органам местного самоуправления муниципальных образований: разработать схему частичного субсидирования и возможного льготного налогообложения для компаний, осуществляющих сбор вторичного сырья из дворов в жилом секторе.

Для решения проблемы, связанной с отсутствием развитой и адаптированной для населения системы сбора и утилизации батареек, предлагаются следующие мероприятия:

а) Постоянному комитету по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области, Правительству Вологодскй области: создать тематическую рабочую группу для принятия оперативных правомочных решений проблем, связанных со сбором и утилизаций батареек, образующихся в жилом фонде, с учетом анализа результатов совместной работы общественных организаций и коммерческих предприятий по данной теме.

б) Правительству Вологодской области, Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области: на основе приоритетности обеспечения безвозмездного приема источников малого тока от населения рассмотреть поправки к бюджету, включив в него затраты на субсидирование экологических инициатив по приему батареек и передачу их в места утилизации.

в) Правительству Вологодской области: разработать проектный план на ближайшие 3 года, содержащий целевые показатели по организации безвозмездного приема опасных отходов (ртутьсодержащих приборов, источников малого тока, бытовой химии, отработанных масел, лекарств) от физических лиц, для их обезвреживания и переработки, дополнив соответствующими корректировками территориальную схему.

г) Правительству Вологодской области, Постоянному комитету по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области: рассмотреть варианты частно-государственного партнёрства с лицензированными компаниями, занимающимися сбором, хранением и утилизацией отходов I-IV классов опасности, на предмет развития инфраструктуры, обеспечивающей безвозмездный прием опасных отходов от населения с гарантией их надлежащей утилизации.

Для решения проблемы, связанной с большим числом несанкционированных свалок в сельской местности, предлагаются следующие мероприятия:

а) Управлению Росприроднадзора по Вологодской области, органам районной администрации и муниципальных образований Вологодской области, Постоянному комитету по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Вологодской области: расширить программу борьбы с несанкционированными свалками, включить её в территориальную схему в виде корректировок; для органов районной администрации составить и утвердить стимулирующие планы по ликвидации стихийного замусоривания территорий.


в) Органам районной администрации и муниципальных образований Вологодской области, Правительству Вологодской области: учредить постоянные рабочие группы по мониторингу и фиксированию несанкционированных свалок, обеспечить оперативную их ликвидацию.

г) Правительству Вологодской области, органам районной администрации Вологодской области: создать необходимые условия для сбора и вывоза ТКО из малых поселений Вологодской области (санкционированное накопление на контейнерных площадках и/или регулярный вывоз ТКО)

д) Органам местного самоуправления муниципальных районов и районной администрации Вологодской области: на регулярной основе организовывать «народную» уборку в прибрежной зоне водных объектов (особенно крупных водоёмов с обширными отмелями) с широкой административной информационной и ресурсной поддержкой.

Для решения проблемы, связанной с отсутствием эффективного аппарата по оперативному решению проблем образования и утилизации отходов различных классов опасности, предлагаются следующие мероприятия:

а) Правительству Вологодской области, органам местного самоуправления: рассмотреть возможность создания уполномоченных координационных советов для оперативного решения вопросов развития системы переработки отходов в формате диалога между администрацией, коммерческими и общественными структурами.

б) Правительству Вологодской области: рекомендуется при разработке проектов и принятии решений различной направленности руководствоваться принципами расширенной экологической ответственности и рассматривать критерий количества образующихся отходов и их воздействия на качество природной и городской среды в качестве приоритета.

в) Правительству Вологодской области, органам местного самоуправления районов и муниципальных образований Вологодской области: провести работу по повышению уровня осведомленности о проблемах, связанных с отходами производства и потребления, среди работников администрации поселений и муниципальных образований, и о важности включения в решение этих проблем всех управленческих структур.

г) Постоянному комитету по экологии и природопользования Законодательного Собрания Вологодской области, Комитету охраны окружающей среды г. Череповца: информационно и ресурсно содействовать работе общественных инициатив и движений по созданию системы постоянно действующего оперативного мониторинга уровня загрязнения воздушной среды, водных объектов и земель г. Череповца и Череповецкого района (в том числе уровня радиационного фона), при частичной поддержке Росгидромета, Росприроднадзора, а также экологических служб ведущих промышленных предприятий г. Череповца.

Ключевым условием благополучного становления новой системы обращения с отходами, отраженной в территориальной схеме, является согласованное и организованное взаимодействие администрации области и городов и бизнеса, в соответствии с общественными запросами. При этом для решения ряда вопросов (например, связанных с организацией системы сбора и утилизации отходов I-IV классов опасности) обязательно необходимо изъявление политической воли и определение приоритетности развития сектора вторичной переработки ресурсов, поскольку это в полной мере отвечает праву граждан на благоприятную окружающую среду. Большое значение имеет оперативность принятия важнейших решений и подкрепление научно-экспертными заключениями спорных решений, а также гибкость правового регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: