КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И.Вернадского




(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)

 

Институт экономики и управления (структурное подразделение)

 

Кафедра менеджмента

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению комплексной курсовой работы

на тему "Разработка стратегии расширения деятельности организации"

для студентов направления подготовки 38.03.02 Менеджмент

 

 

Симферополь 2017


Методические указания по выполнению комплексной курсовой работы на тему "Разработка стратегии расширения деятельности организации" для студентов направления подготовки 38.03.02 Менеджмент / составители д.э.н., проф. В. М. Ячменева, к.э.н., доц. А. И. Сулыма — Симферополь, — 2017 г.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры менеджмента от 2017 г., протокол № 1.

 

Ответственная за выпуск зав кафедрой менеджмента

к.э.н., профессор Ячменева Валентина Марьяновна

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. В соответствии с учебными планами студенты на 4 курсе выполняют комплексную курсовую работу на тему «Разработка стратегии расширения деятельности организации».

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в России. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему менеджмента, которая обеспечивала бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров включают:

- умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента; знание должностных и функциональных обязанностей менеджеров, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации;

- высокую информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние техники, технологии, конкуренции, динамика спроса на продукцию и услуги и другие факторы макро- и микросреды;

- способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия;

- умение использовать современные информационные технологии, средства коммуникации и связи.

1.2. Целью настоящей комплексной курсовой работы является закрепление теоретических знаний студентов в области менеджмента, а также овладение прикладными аспектами управленческой подготовки.

Курсовая работа является самостоятельной работой студентов. Основное направление комплексной курсовой работы - это разработка стратегии расширения деятельности организации конкретного вида деятельности, размера, формы.

База исследования выбирается студентом самостоятельно (реально существующее предприятие).

При удачном выборе тематики создается единственный цикл научных исследований учебного характера, завершающим этапом является дипломная работа.

Основными этапами выполнения комплексной курсовой работы являются:

выбор тематики курсовой работы;

изучение специальной литературы и составление плана работы;

сбор исходной информации на предприятиях;

анализ полученных материалов;

формирование текста курсовой работы;

обоснование выводов и предложения;

оформление работы;

представление и защита комплексной курсовой работы.

Комплексные курсовые работы, которые не отвечают вышеперечисленным требованиям, утвержденному плану, а также не содержат материалов деятельности конкретного предприятия, к защите не допускаются и возвращаются студенту на доработку.

Студенты, которые нарушили сроки представления курсовой работы на кафедру, к экзаменационной сессии не допускаются.

 

2. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА комплексной КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Задание для выполнения расчетов в комплексной курсовой работе утверждают каждому студенту, на основании фактически предоставленного материала.

Тематика работ приведена в приложении 1.

Обложка, титульный лист, реферат оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ.

Структура курсовой работы следующая:

Введение (2 стр.)

1. Общая характеристика организации. (2 - 3 стр.)

2. Описание организации как кибернетической системы. (1 стр.)

3. Разработка стратегии предприятия.

3.1. Описание миссии и целей организации. (2 - 3 стр.)

3.2. Оценка и анализ внешней среды (PEST-анализ)

3.3. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации (сильные и слабые стороны, SWOT – анализ перекрестный, реакция на сложившиеся условия).

3.4. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия (перечисление стратегий предприятия и условия их использования: ликвидации, сокращения, ограниченного роста (при увеличении ассортимента), роста (если площади увеличиваются)).

3.5. Планирование реализации стратегии (расчетная часть).

3.6. Расчет эффективности внедрения стратегии расширения деятельности предприятия.

4. Разработка организационной структуры управления предприятием.

4.1. Определение типа организационной структуры управления предприятием (описание существующей структуры, ее схема, проектируемая оргструктура (если происходят изменения вследствие внедрения стратегии).

4.2. Описание функций звена управления (используя должностные инструкции).

5. Проектирование коммуникаций в организации (теория 2-3 стр.).

6. Разработка предложений по эффективному руководству (теория: стиль руководства, власть, 2-3 стр.).

Заключение (1 – 2 стр.)

Список использованных источников (не менее 5 источников).

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

Во введении излагается сущность менеджмента: его значение для предприятий, работающих в рыночной экономике; основные направления предстоящих исследований.

1. В разделе "Общая характеристика организации" необходимо отразить следующую информацию: полное название организации; форма организации (малое, среднее, крупное предприятие; акционерное предприятие, общество с ограниченной ответственностью и т. д.); профиль и основные виды деятельности организации; форма собственности; численность персонала.

2. В разделе "Описание организации как кибернетической системы" раскрывается сущность системного подхода, дается характеристика основных системных терминов (вход, выход, процесс, обратная связь, субъект и объект управления) для организации.

3. Раздел "Разработка стратегии предприятия" включает все этапы стратегического планирования. Модель процесса стратегического планирования может быть представлена в виде алгоритма (рис. 1).

 
 

Рис 1. Процесс стратегического планирования

 

Содержание миссии - основной общей цели организации, причины ее существования - определяется, исходя из трех ключевых пунктов:

- она должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме;

- в ее основе должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей;

- на вопрос, почему потребители будут покупать товары и услуги этой, а не иной фирмы, должен быть четкий ответ.

Для осуществления миссии вырабатываются общие и специфические цели. Общие цели разрабатываются для организации в целом, специфические - по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей. Одновременно с их формированием происходит ранжирование по принципу приоритетности для построения "дерева целей" используют анализ и синтез систем. Анализ целей системы разбивает ее на подцели первого, второго, порядка. На рис. 2 и табл. 1 показан вариант схемы расчленения целей организации.

Таблица 1

Наименование целей организации

Номер уровня Номер цели Наименование цели
     

 

 

Рис. 2. Связи между целями предприятия

 

 

Рис. 3. Разрешение конфликта целей и их изменение (пересмотр)

Оценка и анализ внешней среды.

Внешней средой называется весь комплекс внешних обстоятельств, влияющих на деятельность предприятия. Для принятия стратегических решений не все факторы одинаково весомы. Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования, составления плана возможностей и предотвращения угроз. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно определить так: политические, экономические, технологические, социальные, конкурентные, рыночные, международные.

При анализе политических факторов следует не упускать из вида нормативные акты местных органов власти, правительства, уровень развития правового регулирования экономики, кредитную политику местных властей и т. д.

При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции, налоговую ставку, платежеспособность предприятий.

Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, информации, средствах связи.

Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные установки, традиции, нравы.

Рыночные факторы, включающие многочисленные характеристики, непосредственно влияющие на эффективность функционирования органи­зации. К ним относятся; поставщики, покупатели, конкуренты. Суть анализа факторов конкуренции можно свести к поиску ответов на конкретные вопросы: удовлетворен ли конкурент своим нынешним положением: на какие действия или изменения в стратегии он может пойти; в чем наиболее уязвим; какими будут его наиболее сильные и эффективные ответные меры?

Анализ внешней среды, проведенный с помощью исследования рассмотренных групп факторов, заканчивается составлением перечня опасностей и возможностей предприятия в этой среде.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Анализ внутреннего состояния организации основан на комплексном исследовании его различных функциональных зон. Для управленческого обследования рекомендуется включить семь функциональных зон; маркетинг, финансы, производство, персонал, научно-технический потенциал, организация, организационная культура.

Выявив с помощью внутреннего аудита компетенцию и недостатки предприятия, студент взвешивает факторы по степени важности. Оценка производится по пятибалльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

Оценка сильных и слабых сторон предприятия

Функциональная зона Слабая Средняя Сильная
         
Маркетинг          
Расширение ассортимента продукции       X  
Позиция на рынке     X    
Производство          
Качество продукции   X      
Длительность производственного процесса X        
Научно-технический потенциал          
Потоки новой продукции   X      
Исследовательский потенциал     X    
Финансы          
Задолженность         X
Уровень запасов     X    
Персонал          
Стимулирование          
Талантливые работники     X    
Организация          
Гибкость организационной структуры     X    
Четкость распределения         X
Организационная культура          
Система ценностей       X  
Имидж   X      

Анализ стратегических альтернатив и выборов стратегии. В этом разделе необходимо провести анализ возможных стратегий развития предприятия и обосновать свой выбор.

 
 

Реализация стратегии. При описании реализации стратегии необходимо придерживаться следующей последовательности (рис. 3).

 

Рис. 4. Последовательность реализации стратегии

 

Расчет эффективности внедрения стратегии расширения деятельности предприятия. В этом разделе студент описывает показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, характеризующие конечные результаты его работы, и методы контроля за выполнением разработанной стратегии (Приложение 3).

 

Данный раздел будет содержать следующие этапы:

1. Формирование производственной программы на расширение ассортимента.

2. Расчет капитальных вложений.

3. Расчет амортизационных отчислений и расходов на текущий ремонт зданий, сооружений и оборудования.

4. Расчет производственных норм расходов на упаковку.

5. Расчет потребности в материальных ресурсах на годовую программу.

6. Расчет численности и фонда заработной платы аппарата управления.

7. Потребность в трудовых ресурсах и фонд з/п.

8. Смета общезаводских затрат.

9. Расчет общих инвестиций.

10. Источники финансирования проекта.

11. Калькуляция себестоимости производства продукции.

12. Формирование финансово-производственной программы.

13. Денежные потоки для финансового планирования.

14. Формирование отчета о чистых доходах.

15. Расчет технико-экономических показателей.

16. Определение нормы безубыточности.

 

4. Анализ организационной структуры управления предприятием и внесение изменений.

Определение типа организационной структуры предприятия. В соответствии с разработанной стратегией необходимо осуществить горизонтальное и вертикальное разделение труда; решаются вопросы делегирования полномочий; определяется уровень централизации и децентрализации управления; строит схему организационной структуры предприятия и определяет ее тип.

Приводится содержание схемы управления организации, Описание функций звена управления. В данном разделе определяются должностные лица, их численность, функции и порядок взаимоотношений (табл. 3). Подробно (в виде должностной инструкции, положении об отделе) разрабатываются функции какого-либо звена управления.

Таблица 3

Численность и функции должностных лиц предприятия

 

Должность работника Численность, чел. Основные функции работника
     

 

5. Проектирование коммуникаций в организации.

В этом разделе необходимо:

1. Дать характеристику всем видам коммуникаций в организации (между организацией и внешней средой, уровнями и звеньями; неформальные, межличностные и др.).

2. На конкретных примерах описать использование информации.

3. Предложить систему работы с документами (на конкретных примерах).

4. Охарактеризовать коммуникационный процесс с учетом особенностей организации (разработать схематичную модель на конкретном примере).

Пункты 1, 2, 3 выполнить в соответствии с табл. 4. Содержание пункта раскрыть с помощью графика (рис. 4).

 

Таблица 4

Коммуникации в организации

 

Виды коммуникаций Характеристика конкретных видов документов Пример использования информации при разных видах коммуникаций Пример применения документов при осуществлении разных видов коммуникаций
       

 

Графическая модель коммуникационного процесса представлена на рис. 4.

 
 

Рис. 5. Графическая модель коммуникационного процесса

 

6. Разработка положений по эффективному руководству.

В разделе студенту необходимо:

Охарактеризовать руководителей предприятия, используя такие категории менеджмента как власть, влияние и лидерство; выбрать и обосновать формы власти и влияния на коллектив работников; выбрать и обосновать подходы к лидерству (с позиций личных качеств, поведенческого и ситуационного подходов), рекомендовать соответствующие стили поведения руководителям предприятия (табл. 5).

Таблица 5

Характеристика параметров руководства

 

Параметры руководства Обоснование параметров руководства конкретных должностных лиц
директор зам. директора по экономике
Формы власти    
Способы влияния    
Подходы к лидерству:    
- с позиций личных качеств    
- с позиций поведения    
- ситуационный    

Привести методику или пример оценки профессиональных качеств руководителя (для этого можно использовать табл. 6).

 

Таблица 6

Результаты оценки профессиональных качеств руководителя

 

Факторы, которые отражают профессиональные качества руководителя Должности руководителя Оценка в баллах
  директор  

 

Заключение - последний раздел курсовой работы, в котором характеризуется степень выполнения поставленной задачи и делается обобщение о приобретенных знаниях и навыках.

Список использованных источников должен включать перечень литературы, используемой при подготовке курсовой работы.

 

3. СБОР ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ на Предприятии И ЕЕ АНАЛИЗ

Изучив специальную литературу по выбранной теме, студент приступает к сбору фактического материала на выбранном предприятии, которое является объектом исследования. Организация сбора информации предусматривает: определения показателей, которые необходимо собрать; разработку методики получения отдельных показателей; документальное оформление данных исследований.

Для обработки результатов необходимо использовать новейшие информационные технологии и современную компьютерную технику. При этом можно использовать как стандартные формы анализа, так и разработать собственный алгоритм для трудоемких расчетов.

В процессе обработки материалов составляются таблицы, диаграммы, осуществляется группировка и аналитическая обработка данных с целью последующего обобщения и обоснования рекомендаций. Анализируя собранные данные, необходимо привести их в соответствие с учетом критерия времени.

 

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна быть логически построенной и иметь характер целостного и завершенного самостоятельного исследования. Традиционно комплексная курсовая работа имеет описательно-расчетный характер и состоит из вступления, основной части, выводов и предложений и списка литературы.

Общими требованиями к изложению материала комплексной курсовой работы является четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, точность формулировок, конкретность изложения результатов исследования, выводов и обоснования предложений.

Курсовая работа содержит:

Титульный лист.

Содержание.

Введение.

1. Общая характеристика организации.

2. Описание организации как кибернетической системы.

3. Разработка стратегии предприятия.

3.1. Описание миссии и целей организации.

3.2. Оценка и анализ внешней среды.

3.3. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.

3.4. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия.

3.5. Планирование реализации стратегии.

3.6. Расчет эффективности внедрения стратегии расширения деятельности предприятия.

4. Разработка организационной структуры управления предприятием.

4.1. Определение типа организационной структуры управления предприятием,

4.2. Описание функций звена управления.

5. Проектирование коммуникаций в организации.

6. Разработка предложений по эффективному руководству.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Титульный лист оформляется по форме, приведенной в приложении 2.

«Содержание» составляет название разделов курсовой работы и нумерацию страниц. Текст разделов должен включать подразделы (параграфы). Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы.

"Введение", "Выводы и предложения" не нумеруются как разделы. Подразделы (параграфы) необходимо нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела (параграфа) должен состоять из номера раздела и номера подраздела. Например: "1.1" - первый параграф первого раздела. Нумерация страниц работы должна быть сквозной, начиная с титульной страницы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика современного состояния исследуемой проблемы, определяется цель комплексной курсовой работы и задачи, отмечается предмет и объект исследования. Во введении стоит также обратить внимание на уровень разработанности темы в отечественной и заграничной литературе, выделить дискуссионные вопросы и нерешенные проблемы. Рекомендуемый объем вступления - 2-3 ст.

Рекомендуемый объем основной части должен составлять 30-35 ст.

Заключительная часть работы (выводы) - это резюме по комплексной курсовой работе. Выводы и предложения должны содержать оценку результатов работы, в частности с точки зрения их соответствия цели курсовой работы. Объем заключительной части - 2-3 ст.

Отдельные части текста, которые имеют самостоятельное значение (объемные расчеты, методики, алгоритмы), могут быть вынесены в приложения. Рекомендуемый объем приложений - не более чем 10 с.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на следующих страницах. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу пишется слово "Приложение".

Во время написания комплексной курсовой работы следует придерживаться требований ее правильного оформления. Это касается, в первую очередь, иллюстраций, таблиц, формул, ссылок.

Все иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т.п.) именуются рисунками, которые нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела (например, Рис. 1.2 - второй рисунок первого раздела). Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте работы.

Формулы должны быть написаны четко, чертежным шрифтом. В объяснении значения символов и числовых коэффициентов должны приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует писать с новой строки.

Ссылаясь в тексте на источники информации, следует в квадратных скобках приводить их порядковый номер из списка литературы.

По окончании работы следует прочитать ее всю, обращая внимание на взаимную связь частей.

Объем курсовой работы должен быть в пределах 35-40 страниц печатного текста. Для печати необходимо использовать следующие параметры: шрифт Time New Roman 14 nm с интервалом 1,5.

 

5. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАБОТЫНА РЕЦЕНЗИЮ И ЗАЩИТА КОМПЛЕКСНОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Выполненная комплексная курсовая работа подается на кафедру менеджмента для рецензирования. Рецензия на курсовую работу составляется преподавателем после ее проверки. В ней должны быть отражены такие вопросы: положительные стороны курсовой работы, ее недостатки, предварительная оценка работы.

Курсовая работа, которая имеет серьезные недостатки, возвращается для полной или частичной доработки в соответствии с замечаниями и рекомендациями рецензента. К работе, направленной для перепроверки, обязательно должна быть приложена первая рецензия.

Защита курсовых работ осуществляется по установленному графику (к началу зачетно-экзаменационной сессии). Процедура защиты предусматривает сжатое изложение студентом главных проблем исследования и их решения, ответа на возникшие вопросы. К защите студент получает свою работу, знакомится с рецензией и готовится аргументировано ответить на замечания вопросы.

В процессе защиты оценивается глубина знаний студентом исследуемой темы, его умения вести дискуссию, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы. Окончательная оценка вносится в ведомость и зачетную книжку студента и пересмотру (перезащите) не подлежит.

 

6. Критерии оценки комплексной курсовой работы

Работа должна быть выполнена в установленные сроки до начала зачетной недели.

Работа представленная позже установленного срока не может быть оценена на «отлично».

Суммарная оценка за КР состоит из оценки за выполнение КР и оценки по защите КР.

1. Критерии оценки выполненной комплексной курсовой работы

Оценка «отлично» выставляется, если работа выполнена в полном объеме и соответствует требованиям оформления. Соответствует полному изложению сформулированного теоретического вопроса с указанием точек зрения различных авторов и собственного мнения; соответствие алгоритму выполнения работы; наличию выводов в конце каждого из этапов проведения работы:

- Определены цель и задачи;

- В теоретической части раскрываются особенности объекта исследования;

- В расчетной части определяются экономические параметры организации в соответствии со структурно-логической последовательностью;

- Выводы и предложения составляются по предложенным результатам.

Оценка «хорошо» выставляется, если работа выполнена не в полном объеме (≤80%):

Отсутствует четкая формулировка целей и задач;

- Не в полной мере раскрыты особенности функционирования организации или нарушена структурно-логическая последовательность;

- В расчетной части имеются неточности в расчетах;

- Не достаточно четко сформулированы выводы и предложения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если работа выполнена не в полном объеме (более 70%):

- Не сформулированы цели и задачи (отсутствуют, ошибочная формулировка);

- В расчетах содержатся грубые ошибки;

- Нарушена структурно-логическая последовательность;

- Выводы и предложения не соответствуют работе.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если работа не представлена или не соответствует требованиям.

2. Критерии оценки защиты выполненной комплексной курсовой работы

Защита оценивается по следующим критериям:

«отлично» - при защите студент дает правильные ответы на поставленные вопросы по выполненной работе (количество вопросов на усмотрение преподавателя);

«хорошо» - студент не достаточно уверенно отвечает на поставленные вопросы и не четко формулирует основные положения;

«удовлетворительно» - студент не отвечает на теоретические вопросы или плохо ориентируется в расчетной части;

«неудовлетворительно» - студент не владеет теоретическими и практическими знаниями по выполненной работе.

 

 


Приложение 1

Тематика комплексной курсовой работы

 

1. Разработка стратегии расширения деятельности производственного предприятия (пекарни, молокозавода, пиццерии, швейной фабрики и т.п.)

2. Разработка стратегии расширения деятельности предприятия действующего в строительной сфере.

3. Разработка стратегии расширения деятельности предприятий по оказанию услуг.

4. Разработка стратегии расширения деятельности консультационного агентства.

5. Разработка стратегии расширения деятельности спортивно-развлекательного клуба.

6. Разработка стратегии расширения деятельности предприятия, оказывающего услуги сети ИНТЕРНЕТ.

7. Разработка стратегии расширения деятельности типографии.

8. Разработка стратегии расширения деятельности туристической компании (туроператора, турагента).

9. Разработка стратегии расширения деятельности гостиничного предприятия.

10. Разработка стратегии расширения деятельности предприятия, предоставляющего медицинское обслуживание.

11. Разработка стратегии расширения деятельности предприятия питания.

12. Разработка стратегии расширения деятельности предприятия досуга.

 


Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: