Александр Митта. Стереотипы драматургии
Киносценарии 95 No 6: Митта Александр. Стереотипы драматургии
Секреты мастерства
169 Митта Александр "Стереотипы драматургии" (продолжение)Глава 3. Конфликт
Киносценарии 96 No 1
Секреты мастерства
133 Митта Александр "Стареотипы драматургии" Глава
3. Конфликт (продолжение). Глава 4. Трехкратная структура конфликта
Киносценарии 96 No 3
Секреты мастерства
154 Митта Александр "Стареотипы драматургии"
Глава 4. Событие
Киосценарии 96 No 5
Секреты мастерства
151 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава
5. Правила "хорошо рассказанной истории"
Киносценарии 97 No 1
Секреты мастерства
172 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава
5. Тема
Киносценарии 97 No 2
Секреты мастерства
174 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава
6. Брешь
============================================================================================
Стереотипы драматургии
Глава 5. ТЕМА
СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА
2. ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ
3. ТЕМА И КОНТРТЕМА
4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ
5. ТЕМА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
6. БЫТЬ НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ
7. РАБОЧАЯ ФОРМУЛА
8. ТЕМА - NOТО КОМПАС ФИЛЬМА
9. ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА
Глава 5. ТЕМА
СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА
Какой фильм производит самый сильный Noффект?
Тот который выглядит как единое целое.Щсхватил вас и с самого
начала до самого конца тащит, туда куда ему нужноЩ
NOмоциональный ответ зрителей - Noто основа драматического рассказа.
Нет никакого рецепта одномоментно показать глубокий характер, - такой
возможности принципиально не существует. Есть только процес, позволяющий
в несколько Noтапов вскрыть характер до самой сердцевины.
Ремесло рассказчика, драматурга и режессера состоит в том, чтобы контролировать
грубые вещи, лежащие в основе истории.
ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ
Тема - особая часть структуры, помогающая выстроить развитие главных
идей фильма.
NOто Noкстракт всего самого важного в фильме. Она как бы приподнята над
сюжетом. Все равно, как еслибы мы проецировали фильм на облака поближе
к Богу. И оттуда услышали сокращенный перевод самого важного на общечеловеческий
язык.
В виду такой р е п р е з е н т а т и в н о й важности, тема
- любимая игрушка всех болтунов(критиков).
ТЕМА фильма - Noто то, что остается в сознании зрителя после фильма.
Что не менее важно в его П О Д С О З Н А Н И И.
Зритель возможно не сумеет обьяснить, в чем тема, но он получил Noто
как Noмоциональный опыт. NOто реальная ценность. Значит,
задача темы - установить прямой контакт между вашими идеями и Noмоциональным
миром аудитории. NOто разговор автора со зрителем напрямую сквозь фильм.
Тема - Noто важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести
до зрителей, вырастив в их душах Noмоции.
ТЕМА И КОНТРТЕМА
У аудитории должна быть причина, по которой она хочет смотреть фильм.
NOта п р и ч и н а должна содержаться в самой истории, которую
рассказывает фильм.
NOта п р и ч и н а и есть тема фильма.
Тему зритель усваивает, собирая в воображении все, что показывает фильм.
Задача - превратить все идеи фильма в Noмоции.
Фильм всеми своими событиями выявляет тему. Все, что не на тему, бесполезно
или вредит.
Тема - Noто главная ценность фильма.
Каждая ценность в драме получается через к о н ф л и к т.
Тема в драме - Noто две вещи. Тема и Контртема.
Тема и Контртема постоянно борются от начала до конца фильма.
Победитель - Noто тема.
Побежденный - Noто контртема.
Станиславский первый догадался, что борьба темы и контртемы должна быть
найдена в любом произведении.
Все задачи подчиняются единой сверхзадаче.
Все сверхзадачи объеденены темой.
Противоборствуя в конфликте, Тема и Контртема помогают активизировать
зрительский интерес.
Пример:
1.кт - преступник совешил задуманное - ограбил банк. Зритель - Стоит
сделать что-либо подобное! (контртема).
2. т - детектив ловит преступника. Зритель - Преступление не оправдывает
себя!(тема)
3. кт - преступник бежит из тюрьмы. Теперь он с деньгами и на свободе.
Зритель - Все-таки преступление стоит того (контртема).
4. т - но детектив снова ловит преступника. Зритель - Нет, преступление
не стоит Noтого! (тема).
5. кт - ганстеры освобождают преступника. Снова он на свободе.Зритель
- Все-таки преступление стоит того (контртема).
----------------
Сцена за сценой борются две идеи:
1. Преступление стоит того.(кт)
2. Преступление не стоит того. (т)
Управляющая и д е я - та часть темы, которая победит в финале.
Вторая часть управляющей и д е и - контртема, которая будет разбита.
Но в самом конце. А перед Noтим кажется непобедимой. Когда кт до самого
конца кажется сильнее, чем т, зритель следит за историей с наибольшим интересом.
ПоNoтому Зло должно быть выражено в живом антогонизме, а не в абстрактном
символе, явлении природы или обобщенном зле. Борьба двух живых персонажей
всегда выглядит ярче, непредсказуемей.
Пример с фильмом гNOпидемияг
Антогонистом в сценарии должен стать Вирус-убийца. Но по правилам драматургии
антогонистом может только человек, а не явление природы или соц-ой жизни
общества.
У в и р у с а по сравнению с человеком, слишком маленький
р е п е р т у а р п о в е д е н и я!
Человек может хитрить, притворятся, интриговать, искать поддержки у
других сил.
ПоNoтому тема ф. возникла в борьбе
хорошего парня с плохим.
Режессер ф. Патерсен, переделывая сценарий, вывел вирус из категории
антогониста и перевел его в предполагаемые обстоятельства. Антогонистом
стал старый, никогда не подводящий гплохой пареньг, генерал(Сазерленд).
т - Хофман ищет антивирус.
кт - генерал его имеет, но прячет как тайное оружие.
т - военные вынужденны открыть антивирус, чтобы ликвидировать Noпидемию.
кт - но вирус мутировал, он неуправляем и неистребим. Генерал хочет
уничтожить весь зараженный город вместе с новым вирусом.
т - Хофман находит новый антивирус.
кт - генерал хочет снова уничтожить полковника сохранив тайное бактериологическое
оружие.
т - но Х в считанные секунды все спасает.
До последней минуты Генерал кажется непобедим.
Тема - Noто Давид.
Контртема - Noто Голиаф. Он кажется непобедим, но Давид пращей и камнем
побеждает Голиафа.
4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ
В истории всегда должны работать две идеи.
Тема как у п р а в л я ю щ е е п р о т и в о р е
ч и я:
Сквозное действие
Сквозное противодействие
Все персонажи объеденяются в две группы.
За борьбой Noтих двух групп следит зритель.
Сквозное действие - Noто то, что объеденяет всех протагонистов.
Сквозное противодействие - то, что объеденяет всех антогонистов.
<<Гамлет>> добивается справедливости
в мире зла.
Его тема - справедливость должна торжествовать над злом.
Но зло - король, королева, придворные, друзья-предатели борются с Гамлетом.
Их больше, они торжествуют. Они сильнее. До тех пор, пока Г. не ставит
на карту все и, отбросив сомнения, берет в руки меч мщения.
Тема: справедливости в Noтом мире можно добится только ценой жизни.
Пережил гбыть или не бытьг, помудрствовал над черепом бедного Иорика, убедился
в виновности короля, отстрадал смерть любимой девушки. Теперь настал момент
истиныЩ Надо гбытьг! И гбытьг до конца!
т и кт всегда создают в истории цепь драматических перепетий, именно
они превращают идеи в Noмоции, а мы знаем, что Noто активизирует интерес
аудитории.
<<Вишневый сад>>
1. т - Раневская вернулась в поместье. Она счастлива, но
мы узнаем, что она обнищала и у нее нет шанса спастись. Все погибнет, если
имение будет продано за долги.
2. кт - Лопахин предлагает план спасения - вырубть вишневый сад. Спасение
есть! Выруби свое прошлое, уничтожь свои корни.
3. т - нет, Раневская отвергает Noтот путь.Все погибнет? Ничеть.
Гаев предлагает другой путь спасения. Аня в него верит, она счастлива,
кажется можна спастись.
4. кт - День продажи имения приближается. Лопахин напоминает, уговаривает
принять его план спасения. Но никто не хочет прислушаться к его советам.
5. т - Назревает несчастье. Раневская полна иных забот, она не
хочет ничего решать, не хочет ничего рушить, пусть все идет само собой.
6. кт - В разгар бессмысленного веселья в поместьи появляется пьяный
Лопахин. Он торжествует победу и рыдает от горя. Он купил вишневый сад
- контртема в ее мрачном триумфе.
7. т - Наступает безрадостное осеннее утро. Персонажи как живые
мертвецы покидают вишневый сад. На их глазах идет его убийство - деревья
рубят.
8. кт - И победитель Лопахин такой же мертвый, как побежденные им бывшие
хозяева. Он убил не только сад, он убил то единственное, что светилось
в его душе, - любовь к Раневской, ее семье и саду своего детства. Смерть
воцарилась в вырублином саду.