Сквозное противодействие




Александр Митта. Стереотипы драматургии

Киносценарии 95 No 6: Митта Александр. Стереотипы драматургии


Секреты мастерства
169 Митта Александр "Стереотипы драматургии" (продолжение)Глава 3. Конфликт

Киносценарии 96 No 1


Секреты мастерства


133 Митта Александр "Стареотипы драматургии" Глава

3. Конфликт (продолжение). Глава 4. Трехкратная структура конфликта

 

Киносценарии 96 No 3


Секреты мастерства


154 Митта Александр "Стареотипы драматургии"

Глава 4. Событие

 

Киосценарии 96 No 5


Секреты мастерства


151 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава

5. Правила "хорошо рассказанной истории"

 

Киносценарии 97 No 1


Секреты мастерства


172 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава

5. Тема

 

Киносценарии 97 No 2


Секреты мастерства


174 Митта Александр "Стереотипы драматургии" Глава

6. Брешь


============================================================================================

 

 

Стереотипы драматургии

 

Глава 5. ТЕМА

 

СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА


2. ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ


3. ТЕМА И КОНТРТЕМА


4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ


5. ТЕМА И СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ


6. БЫТЬ НА ГРАНИ КАТАСТРОФЫ


7. РАБОЧАЯ ФОРМУЛА


8. ТЕМА - NOТО КОМПАС ФИЛЬМА


9. ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА

 

Глава 5. ТЕМА

 

СТРАТЕГИЯ КОНТРАКТА

 

Какой фильм производит самый сильный Noффект?

 

Тот который выглядит как единое целое.Щсхватил вас и с самого

начала до самого конца тащит, туда куда ему нужноЩ

 

NOмоциональный ответ зрителей - Noто основа драматического рассказа.

 

Нет никакого рецепта одномоментно показать глубокий характер, - такой

возможности принципиально не существует. Есть только процес, позволяющий

в несколько Noтапов вскрыть характер до самой сердцевины.

 

Ремесло рассказчика, драматурга и режессера состоит в том, чтобы контролировать

грубые вещи, лежащие в основе истории.

 

ХАРАКТЕРИЗАЦИЯ ТЕМЫ

 

Тема - особая часть структуры, помогающая выстроить развитие главных

идей фильма.


NOто Noкстракт всего самого важного в фильме. Она как бы приподнята над

сюжетом. Все равно, как еслибы мы проецировали фильм на облака поближе

к Богу. И оттуда услышали сокращенный перевод самого важного на общечеловеческий

язык.

 

В виду такой р е п р е з е н т а т и в н о й важности, тема

- любимая игрушка всех болтунов(критиков).

 

ТЕМА фильма - Noто то, что остается в сознании зрителя после фильма.


Что не менее важно в его П О Д С О З Н А Н И И.


Зритель возможно не сумеет обьяснить, в чем тема, но он получил Noто

как Noмоциональный опыт. NOто реальная ценность. Значит,

 

задача темы - установить прямой контакт между вашими идеями и Noмоциональным

миром аудитории. NOто разговор автора со зрителем напрямую сквозь фильм.


Тема - Noто важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести

до зрителей, вырастив в их душах Noмоции.

 

ТЕМА И КОНТРТЕМА

 

У аудитории должна быть причина, по которой она хочет смотреть фильм.


NOта п р и ч и н а должна содержаться в самой истории, которую

рассказывает фильм.


NOта п р и ч и н а и есть тема фильма.


Тему зритель усваивает, собирая в воображении все, что показывает фильм.


Задача - превратить все идеи фильма в Noмоции.


Фильм всеми своими событиями выявляет тему. Все, что не на тему, бесполезно

или вредит.


Тема - Noто главная ценность фильма.


Каждая ценность в драме получается через к о н ф л и к т.


Тема в драме - Noто две вещи. Тема и Контртема.


Тема и Контртема постоянно борются от начала до конца фильма.


Победитель - Noто тема.


Побежденный - Noто контртема.

 

Станиславский первый догадался, что борьба темы и контртемы должна быть

найдена в любом произведении.


Все задачи подчиняются единой сверхзадаче.


Все сверхзадачи объеденены темой.

 

Противоборствуя в конфликте, Тема и Контртема помогают активизировать

зрительский интерес.


Пример:

 

1.кт - преступник совешил задуманное - ограбил банк. Зритель - Стоит

сделать что-либо подобное! (контртема).


2. т - детектив ловит преступника. Зритель - Преступление не оправдывает

себя!(тема)


3. кт - преступник бежит из тюрьмы. Теперь он с деньгами и на свободе.

Зритель - Все-таки преступление стоит того (контртема).


4. т - но детектив снова ловит преступника. Зритель - Нет, преступление

не стоит Noтого! (тема).


5. кт - ганстеры освобождают преступника. Снова он на свободе.Зритель

- Все-таки преступление стоит того (контртема).


----------------


Сцена за сценой борются две идеи:


1. Преступление стоит того.(кт)


2. Преступление не стоит того. (т)

 

Управляющая и д е я - та часть темы, которая победит в финале.


Вторая часть управляющей и д е и - контртема, которая будет разбита.

Но в самом конце. А перед Noтим кажется непобедимой. Когда кт до самого

конца кажется сильнее, чем т, зритель следит за историей с наибольшим интересом.

ПоNoтому Зло должно быть выражено в живом антогонизме, а не в абстрактном

символе, явлении природы или обобщенном зле. Борьба двух живых персонажей

всегда выглядит ярче, непредсказуемей.


Пример с фильмом гNOпидемияг


Антогонистом в сценарии должен стать Вирус-убийца. Но по правилам драматургии

антогонистом может только человек, а не явление природы или соц-ой жизни

общества.

 

У в и р у с а по сравнению с человеком, слишком маленький


р е п е р т у а р п о в е д е н и я!


Человек может хитрить, притворятся, интриговать, искать поддержки у

других сил.


ПоNoтому тема ф. возникла в борьбе


хорошего парня с плохим.


Режессер ф. Патерсен, переделывая сценарий, вывел вирус из категории

антогониста и перевел его в предполагаемые обстоятельства. Антогонистом

стал старый, никогда не подводящий гплохой пареньг, генерал(Сазерленд).


т - Хофман ищет антивирус.


кт - генерал его имеет, но прячет как тайное оружие.


т - военные вынужденны открыть антивирус, чтобы ликвидировать Noпидемию.


кт - но вирус мутировал, он неуправляем и неистребим. Генерал хочет

уничтожить весь зараженный город вместе с новым вирусом.


т - Хофман находит новый антивирус.


кт - генерал хочет снова уничтожить полковника сохранив тайное бактериологическое

оружие.


т - но Х в считанные секунды все спасает.


До последней минуты Генерал кажется непобедим.


Тема - Noто Давид.


Контртема - Noто Голиаф. Он кажется непобедим, но Давид пращей и камнем

побеждает Голиафа.

 

4. ТЕМА И УПРАВЛЯЮЩАЯ ИДЕЯ

 

В истории всегда должны работать две идеи.


Тема как у п р а в л я ю щ е е п р о т и в о р е

ч и я:

 

Сквозное действие

Сквозное противодействие


Все персонажи объеденяются в две группы.


За борьбой Noтих двух групп следит зритель.


Сквозное действие - Noто то, что объеденяет всех протагонистов.


Сквозное противодействие - то, что объеденяет всех антогонистов.

 

<<Гамлет>> добивается справедливости

в мире зла.


Его тема - справедливость должна торжествовать над злом.


Но зло - король, королева, придворные, друзья-предатели борются с Гамлетом.

Их больше, они торжествуют. Они сильнее. До тех пор, пока Г. не ставит

на карту все и, отбросив сомнения, берет в руки меч мщения.


Тема: справедливости в Noтом мире можно добится только ценой жизни.

Пережил гбыть или не бытьг, помудрствовал над черепом бедного Иорика, убедился

в виновности короля, отстрадал смерть любимой девушки. Теперь настал момент

истиныЩ Надо гбытьг! И гбытьг до конца!

 

т и кт всегда создают в истории цепь драматических перепетий, именно

они превращают идеи в Noмоции, а мы знаем, что Noто активизирует интерес

аудитории.

 

<<Вишневый сад>>

 

1. т - Раневская вернулась в поместье. Она счастлива, но

мы узнаем, что она обнищала и у нее нет шанса спастись. Все погибнет, если

имение будет продано за долги.


2. кт - Лопахин предлагает план спасения - вырубть вишневый сад. Спасение

есть! Выруби свое прошлое, уничтожь свои корни.


3. т - нет, Раневская отвергает Noтот путь.Все погибнет? Ничеть.

Гаев предлагает другой путь спасения. Аня в него верит, она счастлива,

кажется можна спастись.


4. кт - День продажи имения приближается. Лопахин напоминает, уговаривает

принять его план спасения. Но никто не хочет прислушаться к его советам.


5. т - Назревает несчастье. Раневская полна иных забот, она не

хочет ничего решать, не хочет ничего рушить, пусть все идет само собой.


6. кт - В разгар бессмысленного веселья в поместьи появляется пьяный

Лопахин. Он торжествует победу и рыдает от горя. Он купил вишневый сад

- контртема в ее мрачном триумфе.


7. т - Наступает безрадостное осеннее утро. Персонажи как живые

мертвецы покидают вишневый сад. На их глазах идет его убийство - деревья

рубят.


8. кт - И победитель Лопахин такой же мертвый, как побежденные им бывшие

хозяева. Он убил не только сад, он убил то единственное, что светилось

в его душе, - любовь к Раневской, ее семье и саду своего детства. Смерть

воцарилась в вырублином саду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: