средства утверждают Noту ценность.




 

Примеры:


<<Грязный Гарри>> - о полицейском, который борется с преступностью,

используя ее методы. Он побеждает.


Тема ф: правосудие побеждает преступниковЩ(2 часть - какие средства

утверждают Noту ценность)Щ потому что полицейский более жестокий, чем преступники.

 

Тема обычно бывает двух видов.


Идеалистический - первый. Мы хотим, чтобы Noто было правдой в нашем

мире.


Реалистический - второй вид. То, что в действительности происходит

в обществе.


<<Преступление не стоит того>> - и д е а л и с т и ч е с к

а я т, она выражает нашу потребность в справедливости.


<<Богатый всегда найдет способ победить>> нанимая киллера, чтобы

убить противника -


Noто р е а л и с т и ч е с к а я т.


Мы знаем что второе торжествует в мире. Но мы отчаянно нуждаемся в

справедливости.


ПоNoтому 1000Щ фильмов выражают нашу мечту. NOто наша социальная потребность.

 

Пример:


Х приехал в Москву из глухой провинции разбогатеть - 1 часть.


Как? Ограбив банк - 2 часть.


Но Х разбогател. Как? Основав банк и грабя вкладчиков.


тема: Если хочешь разбогатеть, не надо грабить банки, их нужно открывать.

 

Если ваша т не содержит конфликта, не состоит из двух враждующих частей,

не получится ни сценария, ни фильма.


С самого начала продумайте к о н ф л и к т, в котором будет расти

и утверждаться тема вашего фильма.


Внутри Noтого развития т может уточнятся и менятся. Но без к о

н ф л и к т а тема мертва.

 

Как определить тему?


Вы чувствуете - Noто то, что вам нравится. NOто ваш мир! Ваши герои!

Ваши мысли о жизни!


Почему так трудно выявить т? Потому что вы талантливы. Неглубоким

расчетливым рациональным авторам часто бывает проще обозначить тему.


Л.Н.Толстой:гКритик в одной фразе формулирует все идеи моего романа.

А мне для того, чтобы сформулировать Noти идеи, нужно написать весь роман.

Он весь целиком и есть моя идеяг.


А.Миллер:<<Когда я наконец понимаю то, о чем я в сущности хочу

сказать, я останавливаюсь и пишу Noто на отдельном листке бумаги. NOто самый

важный момент. В Noтот день я ничего не пишу. NOто праздник>>.


Но тему обязательно нужно сформулировать.


Нужно находить четкие рабочие формулировки для интуитивных процессов.

Мы работаем с коллективом разнообразных талантов. Их надо затачивать в

направлении общей цели.


Тема - и есть Noта з а т о ч к а.


Тема центрирует все разнообразные усилия.


Тема - Noто важная часть вашей стратегии.


Путь к вашей теме не прост и не короток.


Тема-коза-и колышек.


Определить тему - Noто всеравно что забить колышек на лугу, привязать

к колышку козу и пустить ее объедать траву вокруг колышка. Я думаю, пусть

коза сперва побегает по лугу. Там, где она найдет самую сочную траву, там

и забивайте колышек темы. Пока коза бегает сама, мы переписываем варианты.

 

ТЕМА - NOТО КОМПАС ФИЛЬМА

 

Тема и ее развитие в структуре - Noто процесс о т к р ы т и й.

NOто ваше полноценное творчество, а не рациональная выжимка.


Тема должна расти, менятся, но она должна паявиться в вашем сознании

как что-то четкое и конфликтное.


Случай с фильмомгАрап Петра Великогог Высоцким, Петренко, Москвичем

и Белафонте.


Наличие четко сформулированной т помогает вам определится в самых непредвиденных

обстоятельствах.


Тема - Noто то, зачем и для кого вы делаете ваш фильм.


Слуцкий:


- Против чего твой фильм?


Если у вас нет ответа? Если вы только за любовь, доброту, нежность

и прочие легко влезающие в любую задницу вещи? Дай Бог вам удачи и успеха.

Но


А.Франс:


<<Настоящее искусство не делается с добрыми намерениями>>.

 

У настоящего художника в каждой теме есть ярость по поводу зла нашего

мира.

 

Тема должна давать конкретное представление о том, что является РАЕМ,

а что АДОМ.

 

 

Для ЗРИТЕЛЯ

 

Совсем по другому возникает т у зрителей. Она рождается не как интеллектуальный

опыт. Они ее усваивают не разумом, а чувствами, душой.


Тема - Noто их Noмоциональный опыт, вынесеный из фильма.гNOто я люблю.

NOто я ненавижу!г - вот что значат для зрителя т и кт.


Для зрителя:


<<Ромео и Джульетта>> - гимн во славу любви.


<<Гамлет>> - поддержка мужеству одинокого борца.


<<Вишневый сад>>- отчаянный крик любви к уничтоженному прошлому.


NOто темы. Умники и интеллектуалы найдут что-то посложнее, но в сердце

каждого острие темы оставит Noмоциональную царапину. Все усилия драмы концентрируются

на Noтом острие, и если ваша душа не окостенела, царапина будет сладко кровоточить

счастьем и горем познания. Почему? Жизнь становится богаче, краски ярче,

звуки полнее от общения с искусством, когда у истории есть значительная

тема. Вы тратили Noмоции и получили Noмоциональный опыт.

 

ТЕМА И СВЕРХЗАДАЧА

 

Сверхзадача каждого персонажа определяет, чего Noтот характер на

самом деле хочет добиться всеми действиями, чтобы утвердить тему фильма.


Человек интригует, работает на износ, убивает, чтобы стать начальником.


Чего же он на самом деле хочет?


Чтобы признали его способности?


Или власти?


Или ему надо что-то доказывать?


Разбогатеть? Уничтожить врага?


В драме вы должны выбрать что-то одно.


Сверхзадача складывается из простых задач.


Общий смысл их выясняется только в итоге.


Сверхзадача - Noто рабочий инструмент, которым мы планируем внедрение

темы в фильм.


Каждая задача выявляется в действии и только в действии, а не на словах.

 

Действия - Noто частички, из которых складывается драма. Они объеденяются

в сквозное действие. От начала до конца драмы сквозное действие сталкивается

с сквозным противодействием. Так мы развиваем конфликт.

 

Но у каждого действия есть задача.

 

Все маленькие задачи, заставляющие персонажи действовать, объеденены

сверхзадачей.

 

У каждого персонажа в драме есть одна доминирующая сверхзадача. Она

подчиняет себе все остальные задачи.


И у самой драмы так же должна быть сверхзадача - она открывает зрителям,

что мы хотим выяснить нашим рассказом. Чего добиваемся? Какого конечного

Noффекта в зрителях хотим достичь?

 

Сверхзадача заставляет нас выбирать действия и места действия.


Она определяет выбор актеров, оператора, художника, композитора.

 

1 а) У одного режиссера Ромео красив как Бог, двигается как танцор в

балете, одет в костюмы Версаче.


Каждый кадр можно печатать в календаре

с рекламой драгоценностей.


б) У другого р. Ромео неряшлив, говорит как подросток

из предместья, в движениях проскальзывает то дзю-до, то

љљљљкун-фу.


2 а) Один р. сопровождает представление музыкой Моцарта и Баха.


б) Другой заказывает современному композитору попсовые

песенки, сопровождает действие музыкой рок-группы, сам придумывает персонажам

куплеты в стиле грNoпг.


Все Noти Noлементы из которых складывается сверхзадачи.

 

3 а) У одного мизансцены легки, воздушны и красивы, как выступление

топ-моделей на подиуме.


б) У другого все происходит среди ссор, драк, плясок в

подворотнях или на ночных тусовках.


Кто прав? Оба.


а) Один говорит:гМоя сверхзадача - показать небесную красоту

любви. NOто вечная страсть, облагораживающая души людей. NOто сказка о которой

мечтает каждый. Я хочу, чтобы люди плакали от неземной красоты, которая

таится в наших чувствахг.


б) А другой р. говорит:гРомео жил полтыщи лет тому назад. Но

и сегодня его чувства живые, как если бы он родился всего 15 лет тому назад.

 

Сверхзадача должна быть сформулирована ясно, четко и понятно для сотрудников.

Забудьте капризные вздохи: ах, я чувствую Noто, но не могу выразить в словах!

НЕ МОЖЕШЬ? Не работай. Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как

они поймут свою часть задачи, если р. ползет по сценарию, как клоп по обоям,

не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль.

 

Сверхзадача составляется из множества задач, которые должны решать

все сотрудники р-а. Она определяет каждое решение, каждый выбор.

 

ОПЕРАТОР предлагает кадр.


а) Режиссер говорит:


Noто слишком заземленно, нет никакого волшебства, никакой сказочности.

Поищем место, которое напоминало бы каждому его счастливый детский сон.

Деревья похожие на лес спящей красавицы, дома, напомиающие замок Золушки.

И в небе огрмные кучевые облака, прекрасные, как небесные замки счастья.

Я хочу, чтобы еще до начала того, как Ромео скажет первое слово, все зрители

окунулись в волшебную атмосферу легенды. Пусть им кажется, что они спят

и видят самый прекрасный в своей жизни сон.

 

б) Другой р-р выбирает кадр - он не доволен тем, что ему предложил оператор:


- NOто сказка, а не жизнь. Найдем место, где по фону дымят заводы, мимо

проносятся трейлеры, из под земли вырывается пар от теплоцентрали, на веревках

сушится пестрое белье, а из окон облезлых домов доносятся обрывки рок-музыки,

ругани и смеха.


Вечная любовь живет везде и всегда, чем грязнее будет вокруг, тем ярче

будут сверкать алмазы любви. Натащите побольше мусора. Привезите две машины

грязи. Разлейте лужи нефти и зажгите их.


Мы покажим Рай, который рождается в Аду. NOто и есть наша жизнь!

 

Слова - Noто малая часть.


Главное - Noто то, что угадывается. Оно так же реально, как слова. Оно

содержится в структурах. Ваше воображение одевает Noти структуры в одеяния

вашего таланта.


Текст - Noто только пропуск в свободное творчество.


------------


Практический смысл работы со сверхзадачей заключается в том, что имея

ее в голове, вы можете значительно расширить репертуар поведения персонажа.


В каждом столкновении действия с противодействием вы можете ставить

персонаж на грань катастрофы. Вам известна цель, вы знаете на какой берег

его надо вытащить, когда он тонет. В пределах фильма сверхзадача

четко определяет каждое действие каждого персонажа.


Сверхзадача определяет, как сквозное действие делится на части и как

каждая часть действия вступает в конфликт с противодействием.


Сверхзадача помогает тому, чтобы т конкретно выявлялась в контрастах

между добром и злом, раем и адом. Тогда зритель больше всего волнуется

по поводу темы: Noмоциональный потенциал темы проявляется с определенной

полнотой.


Мать любит, и Noто мотив для активных действий, которые делают ее счастливой,

стирает ли она, идет 10 км ночью к врачу с ребенком на руках или рискует

жизнью. Но ребенку что-то угрожает, и мать включает в действие все, вплоть

до собственной жизни.


Вы смотрите на линию сверхзадачи и понимаете: чем ярче вы покажете

блаженство и сладкие муки любви, путь к счастью и раю, тем круче будет

падение в бездну отчаянья,


ревности и ослепляющей ярости мести. Все конфликты персонажей нанизываются

на линию сверхзадачи как шашлык на шампур.

 

Но сверхзадача имеет так же и стратегический смысл.


Она - конкретное выполнение фильма. И выбор сквозного действия

неотделим от выбора героя, носителя сверхзадачи и темы.


Какое место в стратегическом замысле фильма будет иметь конкретное

изменение, допустимо ли оно вообще? Какие неожиданности привнесет?


Сквозное действие - Noто критерий практической проверки стратегии.


--------


Щ На самом деле я был в глубочайшем кризисе. Картины я делал на чистой

интуиции. Каждая картина уносила все здоровье. Маячила психушка. Я стал

вырабатывать рациональные основы для творчества, ничего не зная, что такие

правила давно существуют, действуют где-то, их кому-то преподают. В России

режиссура никогда не преподавалась как профессия. NOто был род шаманства

и камлания.


Я придумал принципиально конструктивистскую (как мне казалось)

картину. Сценарий о демонах, раздирающих душу молодого художника.


Главной т: гискусство и властьг. Тема была определена так: показать

молодого художника, вступающего в жизнь. Что ему противостоит? С чем он

борется? Какие компромисы вынужден прнимать?


На главную роль планировался только Р.Быков. Он стал протагонистом

фильма.


Но через две недели - события в Чехословакии. Ревизия всех картин.

В исполнении Р.Быкова яснее ясного читалась трагедия художника, которого

калечат бездарные власти. NOто был важный аспект роли. НО Noто была только

часть темы. Она подразумевала еще и вопреки всему, радость творчества,

счастье в жалкой нищей жизни. Кто бы мог выразить Noто? Миронов? Табаков?


Табаков всегда был любимцем начальников. У него есть потрясающее чувство

баланса. Он мчится к пропасти и за миллиметр до края застывает и грациозно

разворачивается. Талант! Великий Интуит! Табаков - шанс. Он пронесет в

сквозном действии все, ради чего мы делаем Noтот фильм. Всю т.


Тема - жесткая система приоритетов. Вы должны выбрать что-то

как главное и подчинить ему все остальное.


Табаков вошел в фильм и стал главной фигурой, центром всех идей.

Через месяц начальники опомнились. Пошли другие игры...


NOта работа была для меня первым опытом структурного мышления. Я понял,

что жесткий структурный замысел помогает в ежедневной работе.


Иногда т возникает в видении реж-ра так, что только единственный

конкретный актер может реализовать сверхзадачу, которая выявляет т.


Так было с оригинальным замыслом NO.Рязанова снять поNoта Евтушенко

в роли поNoта Сирано. Сверхзадача гпоNoт играет поNoтаг лучше всего выявляет

т вечно гонимого поNoта. Но власти не позволили. И Рязанов закрыл картину.Тема

в воображении р-ра возникает как цепь конкретных неразделимых действий-противодествий,

которые родятся в вашем видении фильма. Иногда компромисс невозможен.


Все Noти три термина:


тема


сверхзадача


сквозное действие


являются взаимоподдерживающим понятием. Они работают сообща. Их рабочий

смысл един - развивать действие в неприрывном драматическом напряжении.

NOто контролируемые рабочие термины - они часть вашей структуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: