Молодёжь как социальная группа




Cоциальная стратификация и мобильность

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План:

1. Социальная дифференциация и социальная стратификация

2. Функции социальной стратификации:

2.1. упорядочение общественной жизни;

2.2. организация людей в группы;

2.3. социализация личности и ее поддержка.

3. Критерии стратификации

3.1. Доход

3.2. Власть

3.3. Образование

3.4. Престиж

4. Исторические типы стратификационных систем

4.1. Рабство

4.2. Кастовая

4.3. Сословная

4.4. Классовая

5. Основные подходы к анализу социальной структуры общества

5.1. Стратификационный (Вебер)

5.2. Классовый (Маркс)

6. Понятие социальной мобильности

7. Виды социальной мобильности

7.1. Вертикальная и горизонтальная

7.2. Индивидуальная и групповая

7.3. Межпоколенная и внутрипоколенная

7.4. Организованная и структурная

8. Показатели социальной мобильности

8.1. Скорость (дистанция) мобильности

8.2. Интенсивность (объём) мобильности

9. Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты):

9.1. семья;

9.2. система образования;

9.3. профессиональная деятельность;

9.4. государственная служба и пр.

10. Маргиналы и их типы

10.1. Этномаргиналы

10.2. Социомаргиналы

10.3. Экономические маргиналы

10.4. Политические маргиналы

10.5. Религиозные маргиналы

10.6. Биомаргиналы

11. Особенности социальной стратификации и социальной мобильности в современном обществе.

 

 

Понятия

Социальная стратификация – это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Каста – социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Класс – большая социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.

Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

Каналы социальной мобильности (социальные лифты) – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие.

Маргинальность – социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.

Страта – элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Схемы

Стратификационный и классовый подходы к анализу социальной структуры общества

Стратификационный подход Классовый подход
Учет в первую очередь величины того или иного признака (дохода, образования, доступа власти) Выстраивание групп по шкале неравенства в зависимости от наличия или отсутствия ведущего признака
Основа выделения страт—совокупность признаков, среди которых доступ к богатству играет важную роль Основа выделения классов —обладание частной собственностью, дающей возможность присваивать прибыль
Учет не только фак тора конфликтности, но и солидарности, взаимодополняемости различных социальных слоев Деление общества на конфликтные группы

 

Страта Класс
Различается по:
Уровню доходов Основным чертам образа жизни Включенности во властные структуры Отношениям собственности Социальному престижу Самооценке своей позиции в обществе Месту в системе общественного производства Отношению к средствам производства Роли в общественной организации труда Способам и размерам получаемого богатства

 

 

Показатели социальной мобильности

Наименование показателя Его сущность
Скорость (дистанция)мобильности Вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенныйпромежутоквремени. Пример: два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней)
Интенсивность (объем) мобильности Число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальномили горизонтальном направленииза определенный промежутоквремени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность

Практикум

  1. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

  1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
  2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критерями социальной стратификации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

1) Доход

2) Социальная роль

3) Престиж

4) Власть

5) Авторитет

6) Образование

  1. К критериям социальной стратификации относится

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

  1. Касты, сословия, классы — это

1) типы социальной стратификации

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы, присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

  1. Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются

1) показателями общественного прогресса

2) проявлениями социальной мобильности

3) критериями социальной стратификации

4) мерилом общественного богатства

  1. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется

1) восходяшей социальной мобильностью

2) вертикальной социальной мобильностью

3) горизонтальной социальной мобильностью

4) нисходящей социальной мобильностью

  1. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Б. Социальная мобильность может быть связана с получением образования, овладением новой профессией.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
    на место пропусков.

«Социальное неравенство характеризует соотносительное положение отдельных личностей и социальных __________(А). Конкретные групповые или индивидуальные __________(Б) признаны членами общества,
и в общественном мнении им приписана некая значимость.

Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как __________(В) – распределение общественных групп
в иерархическом порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе __________(Г), гражданские права.

Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и __________(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим __________(Е) социального статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) статус

2) группа

3) критерий

4) стратификация

5) социализация

6) профессия

7) престиж

8) авторитет

9) мобильность

10. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
  2. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Эссе

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

  1. «Основой стратификационного строения является соц. неравенство» (Г.В Пушкарева)
  2. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию» (Е. Бергель).
  3. «Очень богатые люди не похожи на нас с вами». Ф.С. Фицжеральд
  4. «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности, труда». (П. Верньо).
  5. «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).
  6. «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).
  7. «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев).
  8. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

Социальные группы

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

1. Понятие социальной группы

2. Характерные признаки социальной группы

2.1. устойчивость состава;

2.2. продолжительность существования;

2.3. определенность состава и границ;

2.4. общая система ценностей и норм;

2.5. осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

3. Виды социальных групп

3.1. в зависимости от характера взаимодействия - первичные и вторичные.

3.2. в зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия - формальные и неформальные.

3.3. в зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

3.4. в зависимости от количественного состава и формы осуществления связей - малые и большие.

3.5. в зависимости от социально значимых признаков - реальные и номинальные.

4. Малая социальная группа

4.1. Характерными чертами малой социальной группы являются:

4.1.1. малочисленный состав;

4.1.2. пространственная близость ее членов;

4.1.3. длительность существования;

4.1.4. общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

4.1.5. добровольность вступления в группу;

4.1.6. неформальный контроль за поведением членов.

4.2. Типология малых групп

4.2.1. группа-конгломерат

4.2.2. группа-ассоциация

4.2.3. группа-кооперация

4.2.4. группа-корпорация

4.2.5. коллектив

4.2.6. гомфотерный

5. Большая социальная группа

5.1. этнические общности (расы, нации, народности, племена);

5.2. социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни). Они формируются на основе социально-территориальных различий;

5.3. социально-демографические общности (общности, выделяемые по половозрастным признакам);

5.4. социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные

6. Групповая динамика

6.1. сплочение или разобщение групп;

6.2. процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

6.3. становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. функции в системе общественного разделения труда.

7. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

Схема

  Первичные группы Вторичные группы
Условия существования Пространственная близость Преобладание личной (внутренней) оценки Дистанция Преобладание внешней оценки
Характеристики отношений Стихийность Неформальное управление Организованность Формальное управление
Примеры отношений Друг – враг Муж – жена Родитель – ребенок Учитель – ученик Продавец – покупатель Лектор – слушатель Актер – зритель Начальник – подчиненный
Примеры групп Играющие, семья, соседи Церковная организация, профессиональная организация

 

 

Понятия

Социальная группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (американский социолог Р. Мертон).

Социальная группа – это образование из двух или более человек, которые вступают в контакт с определенной целью и считают этот контакт значимым (Ч.Р. Миллс).

Малая группа - это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Большая социальная группа – это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

Ингруппа - это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.).

Группа-конгломерат – группа еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

Группа-ассоциация, имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

Группа-кооперация, характеризующаяся единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

Группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);

Коллектив – группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами гуманизма;

Гомфотерный (букв. «сбитый») коллектив, в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Практикум

1. По каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?

1.1. возраст, профессия, доход, образование

1.2. пол, возраст, физические особенности организма, доход

1.3. пол, физические особенности организма, профессия, доход

1.4. физические особенности организма, темперамент, способности

2. Социальные группы выделяются

2.1. по профессиональному признаку

2.2. с учётом генетических особенностей организма

2.3. в зависимости от степени одарённости людей

2.4. с учётом индивидуальных психологических особенностей людей

3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Любую социальную группу характеризуют общие социально значимые признаки.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

3.1. верно только А

3.2. верно только Б

3.3. верны оба суждения

3.4. оба суждения неверны

4. К малой социальной группе можно отнести

4.1. ветеранов труда

4.2. пенсионеров одного города

4.3. студентов университета

4.4. учеников класса

5. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству, – это

5.1. нация

5.2. сословие

5.3. молодежь

5.4. номенклатура

6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В зависимости от характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Б. По одной из классификаций социальные группы подразделяются на малые и большие.

6.1. верно только А

6.2. верно только Б

6.3. верны оба суждения

6.4. оба суждения неверны

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные группы

ГРУППЫ ПРИМЕРЫГРУПП
Демографические Молодёжь, пенсионеры, дети
Артисты, инженеры, учителя

Начало формы

 

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

9. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

9.1. Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.

9.2. В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

9.3. Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.

9.4. Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

9.5. Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

10. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.

Эссе

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер).

 


Молодёжь как социальная группа

Место в системе социально-гуманитарных наук: социология

План

1. Молодежь – особая социальная группа.

2. Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления:

2.1. подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;

2.2. молодежь - от 18 до 24 лет;

2.3. молодые взрослые – от 25 до 30 лет.

3. Социально-психологические особенности молодежного возраста:

3.1. стремление к освоению новых социальных ролей;

3.2. максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения;

3.3. стремление к переустройству мира (мессианский комплекс);

3.4. позитивное и органичное восприятие инноваций;

3.5. психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности.

4. Изменение социального статуса молодого человека

4.1. новый правовой статус

4.2. изменение статуса в сфере образования и профессиональной подготовки

4.3. начало трудовой деятельности

5. Специфика молодежной субкультуры:

5.1. особый характер отношений, неформальные молодежные группы

5.2. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;

5.3. своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке;

6. Основные проблемы современной российской молодежи:

6.1. сокращение численности молодежи в структуре населения;

6.2. рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

6.3. ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

7. Государственная молодежная политика в РФ.

8. Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире.

Понятия

Молодежь - это социальн о -демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

Тинейджеры- подросток в возрасте 13—19 лет.

Инфантилизм- незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Схема

 

Практикум

1. В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам стран Z и Y задавали вопрос «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов.) Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха медицинское образование, среди опрошенных в стране Z выше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха военное, гуманитарное и педагогическое образование.

3) Равные доли опрошенных в стране Z ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха экономическое
и гуманитарное образование.

4) Большинство опрошенных считают, что высшее образование необязательно для достижения успеха.

5) Среди тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, граждан страны Y больше, чем граждан страны Z.

2. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.

2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что
в молодости самое важное – создать семью.

3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.

4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.

5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.

3. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) ь семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

4. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль

1) избирателя

2) члена формальной группы

3) военнослужащего

4) члена общественного объединения

5. Молодежь как социальную группу отличает(-ют)

1) общность быта

2) сходные черты сознания и поведения

3) однородность, отсутствие дифференциации

4) единство политических взглядов

6. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта

2) общность социального происхождения

3) социально-психологические особенности

4) единство политических взглядов

7. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных обеих групп считают что, чтение сейчас никому не нужно.

2) Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», ниже среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.

3) Среди опрошенных девятиклассников тех, кому нравится читать, меньше, чем тех, кто считает чтение скучным занятием.

4) Учащимся 5 класса, в большей степени нравится читать, по сравнению с учащимися 9 класса.

5) Наименьшая доля опрошенных пятиклассников считает чтение скучным занятием.

Ответы учащихся Учащиеся 5 класса Учащиеся 9 класса
«Мне нравится читать»    
«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»    
«Не люблю читать, скучное занятие»    
«Чтение сейчас никому не нужно»    

8. В ходе социологического опроса юношам и девушкам задавали вопрос: «Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди молодёжи?». Ответы (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сквернословие как наиболее распространённую форму отклонений юноши отмечали чаще, чем употребление алкоголя.

2) Юноши реже, чем девушки, отмечали употребление алкоголя как наиболее распространённую форму отклонений.

3) Курение как наиболее распространённую форму отклонений девушки отмечали чаще, чем употребление алкоголя.

4) Сквернословие как распространённую форму отклонений девушки отмечали чаще, чем юноши.

5) Большинство опрошенных юношей и девушек считают, что самой распространённой формой отклоняющегося поведения являются драки.

9. В ходе социологического опроса респондентам с разным уровнем образования предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди респондентов со средним образованием мнение, что в молодости важнее создать семью, менее популярно, чем мнение, что надо пожить
в своё удовольствие.

2) Среди респондентов с высшим образованием тех, кто считает, что
в молодости важнее сделать карьеру, больше, чем тех, кто считает, что важнее создать семью.

3) Независимо от уровня образования респонденты считают, что
в молодости пожить в своё удовольствие предпочтительнее, чем создать семью.

4) Каждый пятый респондент с высшим образованием считает, что
в молодости важнее всего пожить в своё удовольствие.

5) Равные доли респондентов с образованием ниже среднего считают, что
в молодости важнее пожить в своё удовольствие и сделать карьеру.

 

10. В ходе социологического опроса совершеннолетних жителей страны Z, имеющих различный уровень образования, им был задан вопрос: «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов.) Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены
в диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли получивших среднее образование ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха военное
и гуманитарное образование.

2) Большинство опрошенных в обеих группах считают, что высшее образование необязательно для достижения успеха.

3) Среди тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, больше людей
со средним образованием, чем с высшим образованием.

4) Доля тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха медицинское образование, среди получивших среднее образование выше, чем среди получивших высшее образование.

5) Равные доли получивших высшее образование ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха экономическое и техническое образование.

 

11. В ходе социологического опроса в стране Z респондентам с разным уровнем образования предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Респонденты, имеющие образование ниже среднего, считают, что
в молодости создать семью предпочтительнее, чем пожить в своё удовольствие.

2) Большинство респондентов с высшим образованием, считают, что
в молодости важнее всего сделать карьеру.

3) Респонденты независимо от уровня образования считают, что
в молодости важнее сделать карьеру, чем создать семью.

4) Респонденты со средним образованием, считают, что в молодости важнее всего пожить в своё удовольствие.

5) Каждый десятый респондент с высшим образованием считает, что важнее всего в молодости пожить в своё удовольствие.

 

12. В ходе социологического опроса 20-летних юношей и девушек страны Z им был задан вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных юношей готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления
и профессиональных объединений.

2) Доля тех, кто не готов безвозмездно принимать участие в деятельности ни одной общественной организации, среди юношей больше, чем среди девушек.

3) Юноши готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей бездомным, в большей степени, чем в деятельности экологической организации.

4) Девушки готовы безвозмездно участвовать в деятельности благотворительной организации в большей степени, чем в деятельности профессиональных объединений.

5) Равные доли опрошенных девушек готовы безвозмездно принимать участие в деятельности политической партии, политическом движении
и в деятельности экологических организаций.

 

 

13. В ходе социологического опроса в стране Z респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

 

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего создать семью, преобладают респонденты старшей возрастной группы (более 55 лет).

2) Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего сделать карьеру, преобладают респонденты в возрасте 40–54 лет.

3) Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего пожить в своё удовольствие, преобладают люди в возрасте 18–24 лет.

4) Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего сделать карьеру,
в равной мере представлены как самые молодые (18–24 года), так
и пожилые (более 55 лет) респонденты.

5) Каждый десятый респондент в возрасте 40-54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: