Философия.
В «Увещеваниях» к правителю Кипра Темисону Аристотель прославляет философию: «… Всякое содержательное отрицание философии уже в некотором роде философство. Философия трудна, она имеет дело со
всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она не
__________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.10
бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной жизни».1 Называл философию мудростью и теологической теоретической философией, т.е.теологией. Под теологией подразумевается не религиозное учение о сверхъестественном, а философия размышления о боге. Моральный образец – бог или совершеннейший философ «мыслящее себя мышление». Теология – наука о недвижимых, нематериальных и вечных сущностях.
Первая сущность – «сущность вечная, неподвижная и отдельная от
чувственных вещей».2
Философия по Аристотелю – такое знание, которое «скорее всего мог бы
обладать бог, и точно также божественной была бы всякая наука о божественном».3 Философия – знания ради понимания, а не выгоды и пользы. Философия не нужна для обыденной практической жизни «все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной».4 Философы – люди, способные удивляться тому, на что другие не обращают внимания, задумываются на тем, что другим кажется ясным в силу привычки «и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать».5
В философии различал:
- теоретическую часть – учение о бытии, его частях, причинах и началах
- практическую – о человеческой деятельности
- поэтическую – о творчестве.
Философия в понятии Аристотеля не была наукой. Но все же признавал, что «Философия… есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. … ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а … отделяя… какую – то часть его, исследует то, что присуще этой части».6 Наука и философия поднимаются над обыденным представлением о мире и побуждают к открытию причин, начал и элементов. Он впервые произвел разделение на специальные науки и самостоятельную философию. Он отделял философию от искусства и мифологии, но сближал с физикой и математикой. Он объединял математику, физику и философию в группу теоретических знаний.
Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственном воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно не возможно без чувственного восприятия. «…всякое знание, основанное на рассуждениях… имеет своим предметом, - говориться в «Метафизике», - более или менее точно определенные причины и начала», «наука связана с доказательством».7
«всякая наука исследует то, что существует всегда или большей частью, между тем случайное не принадлежит ни тому, ни другому».8 В учении о
____________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.16
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.66
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.28
4 Чанышев А.И. Аристотель – с.29
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.30
6 Чанышев А.И. Аристотель – с38
7 Чанышев А.И. Аристотель – с.20
8 Чанышев А.И. Аристотель – с.23
познании отмечал знание достоверное (аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык оба эти
вида связаны между собой.
Опыт, по Аристотелю, не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки усматриваются в качестве «истины» не чувствами, а умом.
Последняя цель науки – определение предмета, а его условие – соединение дедукции с индукцией, т.к. нет такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий и следовательно различные понятия не
могут быть обобщены в общем роде, и следуя из этого, Аристотель указал категории, т.е. высшие роды, которым сводятся остальные роды истинного сущего.
Выделял виды знания:
- об умозрительном. Умозрительно – то, что существует объективно независимо от субъективного.
- о деятельности
- о творчестве
Отличие деятельности от творчества в их древнегреческих корнях: деятельность – «практикос» - «пратейн» - «делать» в значении «поступать»
творчество – «пойэтикос» - «пойейн» - «делать» в значении «производить».
Критерий истины нельзя познать практикой, только теоретический вид
знания подлинно научен. Теоретический вид знаний – знания субъекта не о своей деятельности, а объективно сущем, поэтому здесь нельзя спутать познаваемое и познающее, и это есть знание умосозерцательное и познающее вечные и неизменные причины, то, что существует с необходимостью и не возникает и не уничтожается. Такое знание по Аристотелю может быть
исчерпывающим и законченным, и поэтому, мышление скорее похоже на покой и остановку, нежели на движение, а его результат – «постижение, непоколебимое никаким доводом».1
И в связи с этим предлагает новую классификацию наук, которая резко отличается от существующей уже классификации Платона. (см.Приложение 1, с.15). Логика не входит в квалификацию, т.к. является вступлением ко всем наукам, их методологией
Формальная логика тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических формах Аристотель видел вместе с тем формы бытия.
В учении о познании отмечал знание достоверное (аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика). Однако через язык оба эти вида связаны между собой.
В философии Аристотель не формулировал явно основных вопросов философии, он выражал их через ряд вопросов:
- существуют ли сущности кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии
- достаточно ли одной материи для того, чтобы все существующее могло существовать
____________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.27
Определяет предмет философии: заняться началами доказательства – сущее
как таковое и предельные начала и причины всего существующего. И исходя из этого развивает учение о противоположностях и анализирует различие и его виды.
Определяет противоположность как наибольшее или «законченное различие»: «так как различающиеся между собой вещи могут различаться в большей и в меньшей степени, то имеется и некоторое небольшое различие, и его я называю противоположностью».1
Формулирует основной закон (принцип) бытия и мышления, который
определяет его логику, учение о бытии, анталогию – «начало для всех других аксиом»: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не
было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».2
Формулировкой данного принципа Аристотель критикует Гераклита, учение которого признает «что все существует и не существует», признает все истинным и утверждает, что «морская вода и чистейшая и грязнейшая», а «прекраснейшая из обезьян безобразна».3
Аристотелевское сущее бытие настолько различно внутри себя, что включает в себя и свою противоположность – не – сущее, небытие, в качестве подчиненного сущему.
Не – сущее отдельно не существует, оно как бы тень сущего и не является первичной по отношению к сущему.
Сущее – это и сутьвещи, и некоторое определенное нечто, и истина, и качество, и количество, и место, и время, и возможное, и действительное.
Сущее упорядоченно сущностью. Учение о сущности – центр «первой философии». Сущность (oysia) – главная и основная причина сущего, первое в сущем – предмет поиска в философии как теоретической науке о первых причинах и высших началах. Аристотель считает сущностью субстрат. Субстрат – всегда логичный субъект в суждении; носитель всех свойств, качеств и т.д. Материя – один из видов субстрата.
Аристотель признавал 4 причины:
- материю, или пассивную возможность становления
- форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность
- начало движения
- цель
Он рассматривал всю природу в виде последовательного перехода от «материи» к «форме» и обратно. Источник всякого движения – бог – «неподвижный перводвигатель».
Материя по Аристотелю – один из видов субстрата, пассивный, сырой, который сам по себе ничего из себя произвести не может: «то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но
____________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.36
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.36
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.37
изменяется в своих проявлениях».1 Материя – безразличный носитель противоположностей и следовательно, «Материя, есть сущность, … при всех противоположных друг другу изменениях имеется их субстрат».2 «…материя должна быть и у чего – то не воспринимаемого чувствами», «… если материя не сущность, то от нас ускользает, что бы ещё могло быть ею: ведь когда мы отнимаем все остальное, ничего другого, очевидно не остается…».3 Материя – одна из искомых форм первоначал сущего.
Качество сущности – вид и род (общее), но подлинные сущности –
единичные индивиды.
Начала и причины должны быть вне вещей «начало которых они есть».4
«Для указания сути вещи более подходит род, чем видовые отличия».5
Сущность
единичное общее (род)
В этом разделении проявляются колебания между двумя критериями сущности, и они привели к тому, что преодолевая платонизм Аристотель не смог заполнить брешь между отдельным и общим. Это была брешь между индивидом и видом, ближайшим к индивиду: отдельно существует лишь индивид («первая сущность»), но он не может быть определен через род и видовое отличие; другого определения нет, а сущность должна иметь определения.
Математика.
«некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, которые не существуют отдельно, а даются в материи».6
Основной вопрос математики – вопрос о природе числа.
Физика.
Физика изучает подвижное, в отличии от математики, и не обособленное от материи. Физические сущности не могут существовать без материи, например курносость – без носа. С другой стороны физические сущности существуют самостоятельно. Аристотель ставил физику на второе место после философии и называл – «второй философией».
Предмет физики – природа.
Аристотель отмечал, что о природе говориться в шести значениях:
- возникновение рождающихся вещей
- основное в составе вещей, из чего вещь рождается
- источник первого движения каждой из природных вещей
- основной материал, из которого или состоит или возникает какая – либо из вещей, т.е. материя
- форма
- сущность
___________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.41
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.44
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.45
4 Чанышев А.И. Аристотель – с.59
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.59
6 Чанышев А.И. Аристотель – с.90
«природой в первом и основном смысле является сущность – а именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых…», «природа двояка: с одной стороны, как материя, с другой – форма»1 , но позже Аристотель склоняется к идеализму: «скорее форма является природой, чем материя».2
Биология.
Аристотель был основателем биологии как науки. Организовал в своей школе изучение живой природы. В вопросах происхождения жизни
Придерживался теории самопроизвольного зарождения: рыба, черви ит.д. могут возникать из морского ила и гниющего вещества. Остальные же животные из семени животного одного с ним вида.
Аристотель был отцом зоологии. В центре внимания вид, а не особь и не род, т.к. исходя из его философии реально существует только вид, отдельные особи менее реальны, отличия особей – привходящие отличия, имеющие начало в материи и случае, а род и вовсе не существует отдельно.
Ему принадлежит первая в истории науке классификация и систематизация животных.
Классификация животных 3
с кровью без крови зоофиты
(позвоночные) (безпозвоночные)
живородящие яйцеродящие яйцеродящие головоногие ракообразные медузы
четвероногие четвероногие двуногие антинии
с волосами (безногие) с перьями малюски насекомые морск.
(млекопитающие) со щитками на летающие звезды
коже (рептилии) (птицы)
живородящие яйцеродящие
безногие (живородящие)
живут в воде безногие
дышат легкими с чешуей или
(киты) гладкой кожей
живут в воде
дышат жабрами
(рыбы)
С его именем связывают открытие конкретных биологических факторов и законов, например, жевательный аппарат морского ежа носит название Аристотелева фонаря. Он различил орган и его функции. Ввел принцип аналогии – учения о частях организма, разнородных по форме, но соответствующих по назначению.
Психология.
___________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.93
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.93
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.95
Психология для Аристотеля часть физики и часть теологии: «…рассмотрение души также в некоторых случаях составляет предмет физики, именно той души, которая не бывает без материи».1 Но не вся душа связана с материей – если бы было не так, то «тогда кроме науки о природе, не остается никакой философии».2
Аристотелю принадлежит первый трактат в истории науки психологии «О душе», где он дает три определения души:
- «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности с жизнью. Сущность есть энтелехия; стало быть
душа есть энтелехия такого тела»
- душа первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможномти жизнью»
- «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».3
Виды души:4
- растительная душа, чье дело – воспроизведение (минимальная причастность к божественному) и питание
- животная – появляется способность воспринимать формы ощущаемого без его материи
- человеческая – имеют функции растительной и животной душ и разум.
Самая сложная: обладая всеми функциями растительной и животной душ, обладает специфически человеческими функциями – умом, мышлением, рассуждением.
«Состояния души имеют свою основу в материи…» и «способность ощущения не возможны без тела».5
Душа6
неразумная разумная
![]() |
растительная страстная рассудочная умосозерцательная
(стремящаяся) (теоретическая)
нет добродетели этическая практическая мудрость
добродетель добродетель
Гносиология и логика.
Вопрос о познаваемости мира для Аристотеля не дискуссионный: «все люди
от природы стремятся к знанию».7
__________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.122
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.123
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.123
4 Чанышев А.И. Аристотель – с.125
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.123
6 Чанышев А.И. Аристотель – с.127
7 Чанышев А.И. Аристотель – с.130
Опровергает скептицизм, субъективный идеализм. Выражает сенсуалистическую тенденцию, описывая в «Метафизике» восхождение познающего субъекта к познанию общего. Отводит большую роль чувственному восприятию и опыту в познании и даже пытается постигнуть их механизмы.
Логика связана с метафизикой. Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Правда само слово «логика» появилось лишь в эллинистическо – римские времена, Аристотель называл свою науку «аналитикой». В ней он формулирует основные законы мышления, указывает что есть истина и что есть ложь, дает определение
суждения и устанавливает виды суждений, определяет силлогизм и его три фигуры и 16 их модусов, умозаключение, исследует три вида доказательства, описывает типичные ошибки при доказательствах, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы). Исследует индукцию и аналогию.
Космология.
В космологии отверг учение пифагорийцев и разработал геоцентрическую систему, продержавшуюся до гелиоцентрической системы Коперника.
Этика и политика.
8.1. «Никомахова этика», «Евдокимова этика», «Большая этика» - эти трактаты считались работами Аристотеля, но в наше время подлинно аристотелевским трактатом считают только «Никомахову этику».
Относительно «Евдокимовой этики» мнения исследователей расходятся:
1-е мнение: это работа Евдема Родосского, ученика Аристотеля
2-е мнение: Евдем только редактировал работы Аристотеля; а автором «Большой этики» является неизвестный ученик Аристотеля и она представляет собой конспект двух выше названных «Этик».
Этика и политика – науки о деятельности, предполагающей свободный выбор, осуществляемый человеком. Этику как науку создает Аристотель.
В древности «этика» (ta ethika – «учение о нравственности») означала
жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения.1 По Аристотелю человек обладает свободной воли, т.к. в одинаковой мере он властен в выборе добра и зла, добродетели порока. В связи с эти он подвергает критике учения Сократа за недооценку воли и влияния особенностей характера на поведение личности.
Этика занимает среднее положение между политикой и психологией. Этика Аристотеля тесно связана с политикой, учением о сущности и задачами государства, т.к. для него человек – существо общественно- политическое (bzoon politikon). Аристотель относит этику и политику к практическим наукам и считает, что люди, занимающиеся практической деятельностью «исследуют не вечное, а вещь в её отношении к чему – то и в настоящее время».2
__________________________________________________________________________
1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.10
2 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.9
Предмет науки: в сфере «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» себя, «творит» самого себя в качестве нравственного и разумного существа, т.у. личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом.
Интеллектуально – этический идеал: человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремиться к нему, в частности к bios theoretikos («созерцательная жизнь»), как идеалу.1
Разбирает понятия «произвольное» и «непроизвольное». Утверждает, что
нравственность – приобретенное качество души, что от природы нам дается
лишь возможность приобрести добродетель.
Виды добродетели:2
а) разумная:
дианоэтические (интеллектуальные):
- мудрость
- разумность
- благоразумность
б) страстная:
этические (волевые); добродетельного характера
«всякий в известном отношении виновник собственного характера».3
В этике высшей добродетельной деятельностью признал созерцательную
деятельность разума.
Воспитателями души считает государство и законодательство.
Высказывает отрицательное отношение к благу: «наслаждение не есть благо; а богатство только полезно и служит средством для других целей».4 Критикует Платона, для которого благо в общем: «благо не есть нечто общее, подходящее под одну идею, благо различно, категориально различно».5 Но согласен с Платоном в том, что высшее благо в духовном удовлетворении; назначение человека заключается в самосовершенствовании личности как духовного существа, наивысшей формой жизнедеятельности которого является познание.
Благо – сообразная с добродетелью деятельность, а блаженство – то, что само по себе делает жизнь желанной и ни в чем не нуждающейся, самоудовлетворенной, счастливой.6
8.2. Политика должна играть нравственно – воспитательную роль: «законодатели должны привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному и для общественного воспитания необходимы законы, а для хорошего – необходимы хорошие законы».
В «Политике» дает определение государства, политического устройства, состава государства, понятие гражданина: «граждане – это те, кому доступны
4 функции: воинская, административная, судейская и жреческая»;
__________________________________________________________________________
1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.34
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.155
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.155
4 Чанышев А.И. Аристотель – с.160
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.161
6 Чанышев А.И. Аристотель – с.161
происхождение государства, понятие семьи, классификационные виды политического устройства, понятие монархии и аристократии, республики, тирании, олигархии, демократическое назначение государства. Критикует идеальное государство Платона и выдвигает свой социальный идеал: «счастливо только наилучшее государство», а наилучшим будет то, где наилучшее политическое устройство, «граждане должны быть свободны от забот о делах первной необходимости», а «законодатель прежде всего должен обращать внимание на то, чтобы лучшие люди… правительства… и частные в состоянии были вести жизнь досужую, и чтобы ничто не нарушало их досуга».1
Рассматривает вопросы рабства: «варвар и раб по природе своей одно и то же».2 У раба не может быть счастья, т.к. относиться к низшей категории и даже к разряду одушевленных предметов. Господин – тот «кто может мыслить и предусматривать» и кто нуждается в орудиях для реализации своих замыслов.3 «Одному полезно быть рабом, другому – господином».4 В учении об обществе доказал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе.
Наивысшие формы государственной власти – власть служит всему обществу.
Государство5
тело душа
не люди люди
(рабы, варвары) (свободные, греки)
тело
женщины мужчины
тело
трудящиеся нетрудящиеся
(земледельцы, (дети, взрослые
ремесленники, граждане,
торговцы) старики)
Виды государства6
![]() | ![]() | ||
правильные неправильные
царская власть тирания
аристократия олигархия
полития демократия
_____________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.184
2 Чанышев А.И. Аристотель – с.187
3 Чанышев А.И. Аристотель – с.188
4 Чанышев А.И. Аристотель – с.188
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.191
6 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.41
царская власть – правление одного, имеющего в виду общее благо
тирания – правление одного, руководящегося собственной выгодой
аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан
олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде
полития – правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущиеся об общем благе
демократия – правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства
«Государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.».1 «Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Каждое государство слагается из отдельных семей, семья в свою очередь состоит из трех пар двух элементов: рабы и свободные; мужья и жены; отцы и дети».2 «Государство принадлежит к тому, что существует по природе и человек по природе своей есть существо политическое»3: «душа властвует над телом как господин, а разум над нашим стремлением как государственный муж».4
Аристетель подвергает критике теоретическую позицию Платона – его стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью, а также труды Фалея Халкедонского и Гипподама.
9. Экономика.
Экономические взгляды даются в контексте с этическими и политическими. Аристотель впервые исследовал некоторые явления общественной жизни: разделение труда, товарное хозяйство, деньги, два вида стоимости, распределение и т.д.
Обмен: «нужда связывает людей в одно» и делает необходимым обмен,
«который имеет место в том случае, когда кто – либо нуждается в том, что
другой имеет».5 Без такого обмена государство не может существовать. Обмен приводит к появлению денег, «денежная форма товара есть лишь дальнейшее развитие простой формы стоимости…».6 Деньги – символ и знак стоимости. Аристотель замечает также и тот факт, что деньги стали капиталом и он отрицательно к этому относиться, т.к. является сторонником натурального хозяйства. Он принимает формулу Т- Д –Т`, но не Д – Т – Д`.
«Монета же явилась как бы представителем нужды по всеобщему соглашению. …она не по природе такова, а по человеческому соглашению, и в нашей власти изменить монету и сделать её неупотребительную».7
_________________________________________________________________________
1 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.378
2 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.379
3 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.378
4 Аристотель. Сочинения. Т.4 – с.383
5 Чанышев А.И. Аристотель – с.192
6 Чанышев А.И. Аристотель – с.192
7 Чанышев А.И. Аристотель – с.194
10. Эстетика.
Искусство – то, что создано человеком, а не природой.
«Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе», «искусство частью завершают то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает
ей»1 к такому определению искусства Аристотель относит ремесла. Обычные ремесла дополняют природу, переводят потенциально существующие в душе формы того, чего нет от природы, в реальность. Формы искусственных вещей – это средства осуществления целей и удовлетворения потребностей, которые возникают в реальной практической жизни людей.
Искусство в современном понятии для Аристотеля – мимесис (подражательные искусства). К подражательному искусству он относит: живопись, скульптуру, поэзию и часть музыки.
III. Заключительная часть.
Понять учение Аристотеля трудно. Это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, что он колеблется между материальным и идеальным, между «линией Демокрита» и «линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как объективное идеалистическое со значительными элементами стихийного материализма. Материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей философии феодального общества, идеалистические элементы признаны церковью «мертвой схоластикой».
Аристотель – сын своего века и народа; он «прирожденный» интеллектуалист; для него разум составляет субстанциальную основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Он делает вывод, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связанно с получением непосредственной выгоды.
После Аристотеля древнегреческая культура начинает расти вширь: наступает третий период в истории античной философии – эпоха
распространения греческой культуры на Восток и на Запад – на Рим (III – I
в.в до н.э.). Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие философии возрастает с конца I в. До н.э., после опубликования его сочинений.
В начале VI в. н.э. христианство упразднит античную философию. Этому способствовал и тот факт, что сама античная философия переживала упадок, склоняясь к мистике и мифологии. Изгнанные философы уносят труды Аристотеля на Восток, где они получают вторую жизнь (после переводов на индийский и арабский языки): его учения становятся основной мировоззрения арабских мыслителей. В период позднего средневековья арабазированные сочинения Аристотель переводят на латынь и в XIII в. Аристотелизм стал основой христианской теологии в рационализированном варианте. Основным его последователем в это время был Фома Аквинский (1225 – 1274). Но Фома сделал труды Аристотеля схоластичными, что __________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.200
послужило препятствием в развитии философии и науки XV – XVII в.
Постепенно влияние Аристотеля падало.
Новое время опиралось на новые знания (Коперник, Галилей) и
аристотелизм стал историей.
В наше время к учению Аристотеля надо подходить с исторической точки зрения, отдавая ему дань как мыслителю и основателю многих наук, но видеть его непоследовательность. И следует оценить его как великого ученого, ведь одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами он обогатил почти все существовавшие в его время науки и оставил потомкам достаточное научное наследие.
Приложение 1.
Классификация наук по Платону.1
Душа
разум чувства воля
диалектика физика этика политика
(логика)
учение об идеях
Математика и
математические науки:
астрология,
геометрия,
арифметика,
стереометрия,
музыка (акустика)
Классификация наук по Аристотелю.
Размышление, рассуждение (дианойа)
![]() |
теоретическое практическое творческие
первая физика математика этика политика экономика
философия
метафизика космология астрономия
биология оптика
психология механика
_________________________________________________________________________
1 Чанышев А.И. Аристотель – с.33
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. т.;/ пер. с древнегреч.; обш.ред. А.И.Давтура. – М.: Мысль, 1984 – 830 с
2. Лосев А.Ф., Тахо – Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. – М.: Дет.лит., 1982 г. – 286 с (Люди, время, идеи)
3. Философский словарь/ под ред. И.Т.Фролова – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986 – 590 с
4. Чанышев А.И. Аристотель – 2 – е изд. Доп. – М.: Мысль, 1987 – 221 с - (Мыслители прошлого)



