Тема 2 (2 часа): Структура педагогической науки, связь с другими науками.
Структура педагогической науки.
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключение и область образования. По мере роста запасов новых знаний происходит расширение отраслей педагогики.
Отрасли педагогических знаний:
1. общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности. Включает в себя разделы: общие основы педагогики, теория воспитания, теория обучения.
2. возрастная педагогика – отрасль педагогических знаний, изучающая закономерности воспитания, обучения, развития и формирования личности в течение всей жизни. Разделы: дошкольная, школьная, педагогика высшей школы, андрогогика (это отрасль педагогических знаний (или отрасль возрастной педагогики), изучающая вопросы развития, формирования, воспитания и обучения людей преклонного возраста)
3. социальная педагогика – отрасль педагогических знаний, изучающая влияние социальной реальности на человека на протяжении всей его жизни, призванная оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли. Разделы: социальная педагогика (раскрывает теоретические вопросы), семейная педагогика, воспитание детей группы риска (сироты, инвалиды, дезадаптированные, правонарушители…), этнопедагогика (закономерности народного воспитания, заложенные в национальной культуре, народных традициях, обычаях, фольклоре).
4. специальная (коррекционная) педагогика – (с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии) сурдопедагогика (с нарушениями слуха), тифлопедагогика (зрения), олигофренопедагогика (умственная недостаточность), логопедагогика (речи).
5. профессиональная педагогика – отрасль научных знаний, изучающая относительно узкую сферу профессиональной подготовки человека к труду и всю система профессионального образования.
Науки | Связь педагогики с другими науками |
Философия - это фундамент педагогики | - философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, указывали направление педагогического поиска и служили для педагогики методологическим основанием. - используем философские категории. - решает задачи осмысления места человека в мире, выявление его взаимосвязей с миром. - философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. |
Социология | Взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика. |
Этика | Связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся. |
Эстетика | Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности. |
Анатомия и физиология | Это основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. |
Психология | Психология изучает закономерности развития психики человека, а педагогика - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению педагогической психологии - отрасли психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. |
Кибернетика | Педагогика как наука об управлении связана с кибернетикой, которая изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами. |
Экономика | Педагогика тесным образом связана с экономикой, в частности, с экономикой образования, данные которой необходимы для решения таких педагогических задач, как: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и пр. |
История | Воспитание имеет исторический характер. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки: исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованным прогноз. |