Формирование ханафитского мазхаба




Абу Ханифа не оставил после себя фундаментальных книг. Несколько небольших брошюр, которые ему приписываются, выражают только общие мировоззренческие принципы и постулаты его учения. Почти все его наследие было передано им в устной форме своим ученикам, которые начали работу по систематизации и записям всего того огромного научного наследия, которое оставил после себя Учитель. Его ученики сделали все от них зависящее, чтобы наследие этого величайшего человека не было предано забвению и их усилиями начала формироваться мировоззренческо-правовая школа (мазхаб) Ханафи, которому было суждено стать одной из самой распространенной в ортодоксальном Исламе.

В сохранении, систематизации и распространении учения Абу Ханифы особенно отличились два его ученика - Йакуб ибн Ибрахим аль-Ансари (ум. в 182 г.), который больше известен под именем Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани (132-189 гг.). Их принято называть "сахибейн" (два ученика).

Абу Йусуф является автором следующих сочинений:

- Китаб аль-Асар. В этом сочинении Йусуф, сын Йакуба ибн Ибрахима, повествует о своем отце, а тот об Абу Ханифе. В этой работе указаны ссылки и цепи повествователей (иснады) всех событий, которые восходят к Пророку и его сподвижникам, на которые ссылался покойный Учитель. В этом же сочинении показаны научные методы Абу Ханифы, а также собраны фетвы различных иракских правоведов.

- Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн Абу Лейла. В этом полемическом сочинении повествуется о различных аспектах дебатов по различным вопросам между Абу Ханифой и правоведом Ибн Абу Лейлой. Здесь также отчетливо выражено мировоззрение Сабита ибн Нумана и его методы.

- Ар-Радду Аля Сиййер аль-Авзаи. В этом сочинении говорится об отношении мусульман с немусульманами во время ведения войн и затрагиваются различные аспекты исламской доктрины о войне (джихада).

- Китаб аль-Харадж. В этом сочинении Абу Йусуф затронул экономические проблемы государства. Отличительной особенностью этого труда является его собственные представления по этой проблеме, которые порой не совпадают с представлениями самого Абу Ханифы, которые автор дал параллельно со своими мыслями.

Что же касается Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шейбани, то он был учеником Абу Ханифы недолгое время. Свое образование он дополнил позднее посредством Абу Йусуфа и считался одним из ведущих специалистов в области права в Ираке. Он написал много книг в области мусульманского правоведения. Все эти книги являются одними из самых основных в ханафитском мазхабе.

В числе выдающихся учеников Абу Ханифы был также и Зуфар ибн Хузайл (110-158), Абдулла ибн Мубарак аль-Маварди (118-181), Хасан ибн Зийад (ум. в 204).

Источники Ханафитского мазхаба

Все основные книги мазхаба подразделяются на три категории:

а) Масаилю'ль-усуль или Захиру'р-Риваййа. Это основные книги мазхаба, которые считаются самыми надежными. Сюда входят сочинения Абу Ханифы, Абу Йусуфа, Мухаммада Аш-Шейбани, Зуфара ибн Хузайла, Хасана ибн Зийада и некоторых других авторов. Основу Масаилю'ль-усуля составляют книги Мухаммада аш-Шейбани - Мабсут, Аз-Зиядат, Аль-Джами ас-Сагир, Аль-Джами аль-Кабир, Ас-Сийер ас-Сагир, Ас-Сийер аль-Кабир. Эти книги были собраны Абу Фадлом аль-Марвази (Хаким Шахид) в сборнике "Мухтасар аль-Кафи". Этот сборник в своб очередь приводится в труде Ас-Сарахси "АльМабсут".

б) "Масаилю'н-навадир" или "Гайри Захиру-р-риваййа". Это дополнительные книги мазхаба). Сюда входят сочинения тех же теоретиков ханафитского мазхаба, которые не входят в Масаилю'ль-усуль. Сюда относятся книги: "Аль-Кайсаниййат", "Аль-Харуниййат", "Аль-Джурджаниййат", и "Ар-Рукиййат" Мухаммада аш-Шейбани. Источники этой категории считаются менее надежными, чем книги первой категории.

в) Аль-Вакиат и фетвы. Авторами этих книг являются ученики Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шейбани и учениками их учеников. Количество их достаточно большое. В этих книгах отражены правовые предписания (фетвы) мазхаба, а также различные события. Наиболее известными являются книги "Китаб ан-Навазиль лиль Факих", "Меджму ан-Навази'ль ва аль-Вакиат". Первый такой сборник фетв "Навазиль", на основании этих книг, составил Абу-ль-Лейс Самарканди. К этой категории относится и сочинение Ибни Абидина "Ресми аль-Муфти".

Мировоззренческие и философские основы ханафитского мазхаба были развиты Абу Мансуром аль-Матуриди, в сочинении "Китаб ат-таухид".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: