Положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения, вытекают из общей методологии педагогического процесса.
Концепции обучения.
- Бихевиористские теории (Б. Ф. Скиннер, А.Лазарус, А. Бандура и др.):
- научение человека сведено к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения;
- основной механизм закрепления у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления - своевременное подкрепление в виде наград и наказаний, т.е. удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение потребностей учащихся;
- отождествление психической жизни человека и животных, сведение жизнедеятельности к формуле "стимул - реакция";
- процесс обучения - это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, а процесс учения - совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации;
- развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся;
- сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами;
- отличие человека от высокоорганизованных животных: у человека кроме двигательных есть еще и словесные реакции, поэтому могут действовать вторичные - словесные – стимулы; у человека кроме биологических есть и вторичные потребности (честолюбие, корысть и т.п.).
2. Прагматизм (Дж. Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.):
- сведение обучения лишь к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю;
- обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения;
- цель обучения, как и воспитания, научить ребенка жить, т.е. приспосабливаться к окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой;
- среда воспитывает, а жизнь учит (Дж. Дьюи);
- отрицание необходимости формирования систематических знаний, умений и навыков, научного обоснования учебных планов и программ;
- роль учителя - помощник, консультант;
- метод получения знаний, умений и навыков – «обучение через делание», т.е. выполнение практических заданий, упражнений. Современные прагматисты считают, что обучение - это сугубо индивидуальный, "интимный" процесс (Ругги и др.).
3. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Н.А. Бердяев и др.):
|
- обучение сведено к процессам, происходящим в душе ученика;
- процесс обучения объясняется через такие понятия, как «интуиция», «озарение», «усмотрение», «ум» и т.п.;
- познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей;
- подчинение интеллектуального развития воспитанию чувств;
- познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.
4. Неотомизм (Ж. Маритон, У. Кинингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.):
- человек есть сложная субстанция, состоящая\ из двух простых — души и тела;
- душа — формообразующий по отношению к телу принцип — предстаёт основой личности;
- личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага;
- человек направлен в своих деяниях на то, чтобы творить добро и избегать зла;
- обучение сведено к процессам, происходящим в душе ученика;
- познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.
5. Материалистическая теория познания:
|
- обучение есть специфический вид познания объективного мира;
- ученик познает субъективно новое, он не открывает каких-либо научных истин, а усваивает уже накопленные наукой научные представления, понятия, законы, теории, научные факты;
- познание ученика облегчено мастерством учителя;
- ученик познает упрощенный, дидактически адаптированный к возрастным учебным возможностям и особенностям учеников материал;
- учебное познание предполагает межличностное взаимодействие;
- познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом. Ф. Бэкон: всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением; "золотое правило" дидактики Я. А. Коменского: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами;
- отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению, от него - к практике;
- сущность познания состоит в противоречивости.