Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. Логика учебного процесса - это сочетание логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала. В обучении необходимо взаимодействие как индуктивно-аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса.
Логика учебного процесса предполагает такие шаги, как:
- поставка познавательных целей и задач, обеспечение их понимания учащимися;
- определение фактического материала, его плана и объема;
- постановка вопросов, определение и подбор заданий;
- организация самостоятельной работы учащихся.
Логика обучения исходит от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений, от обобщения конкретных представлений к понятиям:
- Чувственное познание (живое созерцание) есть чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств, в основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
- Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств - глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). При организации восприятия как целенаправленной деятельности, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние факторы - частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий, поставленная задача, мотивы его деятельности и установок, эмоции. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.
- Абстрактное мышление: понимание - установление связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования; осмысление – это сложные мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др.), сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, практического, личностного значения. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, соотнести с определенной группой, классом предметов, обобщить его в слове. Обобщение – это выделение и систематизация общих существенных признаков предметов и явлений, переход от уяснения смысла к определению понятия. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений, а сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам. Место обобщения: индуктивно-аналитический путь познания – обобщение завершает познание; дедуктивно-синтетический путь познания - обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.
- Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление – это повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика, требует включения механизмов памяти, но не сводится к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике. Применение знаний - процесс обратного восхождения от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример, далее – в умении решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала - упражнения в учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий и др.
|
|
Вопросы для самопроверки
- Что такое дидактика?
- Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их сходство и различие?
- Каковы движущие силы (основные противоречия) процесса обучения?
- Дайте характеристику основных функций процесса обучения.
- Каковы методологические основы процесса познания?
- Какова логика учебного процесса?
- Каков механизм процесса усвоения знаний?