Теория познания и логика




Философия Аристотеля

Основные сочинения

· Метафизика

· О душе

· Органон:

§ Категории

§ Об истолковании

§ Первая аналитика

§ Вторая аналитика

§ Топика

§ О софистических опровержениях

 

Единичное «первично для нас» (в гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» (т.е. онтологически).

Общее: причины и начала – «первично по природе» (онтологически), но «вторично для нас» (с гносеологической точки зрения).

Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей; общее постигается мыслью.

Познающая мысль восходит от единичного (частного) к общему: ум образует общие понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.

Задача познания – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

 

Абстракция (лат. abstractio, отвлечение) – 1) познавательная процедура (приём исследования),
заключающийся в мысленном отвлечении от тех или иных сторон, свойств или связей предмета; 2) отвлечённое понятие или теоретическое обобщение, образуемое в результате этой
абстрагирующей работы мысли.

Истина – центральная категория гносеологии; в традиции, восходящей к Аристотелю,
означает соответствие субъективных когнитивных актов: ощущений, представлений, понятий,
суждений, умозаключений, теорий и т.п., – объективной действительности.

Логика(греч. λογική, наука о мышлении,от λόγος, слово, понятие) –наука о законах, формах и приёмах мыслительной познавательной деятельности.

Законы мышления:

1. Закон тождества

2. Закон [запрета]противоречия А самое достоверное из всех начал –то, относительно которого невозможно ошибиться,ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности.Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего,не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало,укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) –это, конечно, самое достоверное из всех начал,к нему подходит данное выше определение.

3. Закон исключённого третьего: Равным образом не может быть ничего промежуточного
между двумя членами противоречия,а относительно чего-то одногонеобходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать.

 

• Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.

• Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.

• Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.

• Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:

§ общее,

§ существенное,

§ необходимое.

Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений.

Элементарное суждение можно представить в виде формулы:

Суждение выражает либо истину, либо ложь.

Умозаключение

• Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.

• Общее знание выражается:

• в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному;

• в отрицательных суждениях: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы тем самым утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, что субъект данного суждения к ним не относится (в их число не входит).

• В общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения; в отрицательных суждениях – предикат. Таким образом:

• в общеотрицательном суждении распределены и субъект, и предикат;

• в общеутвердительном – только субъект;

• в частноотрицательном – только предикат;

• в частноутвердительном – ни субъект, ни предикат.

Правила терминов:

o В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше.

o Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.

o Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.

Правила посылок:

o Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.

o Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.

o Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.

o Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: