Ход занятия «Знакомые незнакомцы»
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в необыкновенную страну, где живут живые существа. Внимательно посмотрите на слайд и решите: можно ли эти живые организмы объединить в одну группу или нет. Если нет, то почему? Точный ответ я пока не скажу, но в конце нашего занятии мы вернемся к этому вопросу, и вы мне сами ответите на него.
Эти живые организмы вы не узнали. Хотя с ними мы встречаемся очень часто, и они в нашей жизни играют огромную роль. Мы, н е теряя времени, скорее отправимся к ним в гости.
Наше занятие называется «Знакомые незнакомцы»
В гостях у гриба- хлебопека. Беседа с элементами исследования.
Учитель: Наш первый гость - гриб- хлебопек. Как он называется?9 выслушиваю ответы учащихся). Это синьор Дрожжевой грибок, которого мы называем просто- дрожжи. Кто из вас видел дрожжи? Взгляните на этот гриб(демонстрирую прессованные и сухие дрожжи). Всего существует более100 видов дрожжевых грибков, но мы с вами сегодня знакомимся только с пекарскими дрожжами.
Рассмотрите дрожжи, которые находятся у вас на тарелочках. Чем они отличаются? Как вы думаете, в пачках продаются живые дрожжи или нет?(Выслушиваю предположительные ответы учащихся)
Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти грибы, мы возьмем в помощники микроскопы. Но прежде послушайте, как с ними нужно работать(инструктаж по технике безопасности).
Вы сейчас будете рассматривать временный препарат дрожжей. (учащиеся самостоятельно работают с микроскопом)
А теперь возьмите карандаш и поработайте с таблицей, стрелочками укажите материнскую и дочернюю клетки. (самостоятельно работают с таблицей).
|
После оформления таблицы осуществляется проверка с помощью слайда.
Ребята, как вы думаете, почему микроскоп называют «волшебным глазом»(выслушиваю ответы). Правильно, потому что он увеличивает в несколько раз исследуемый предмет.
Ребята. а как заставить работать дрожжи? (Ответы детей)
Учитель: Находясь в спрессованном виде и на холоде, дрожжи не размножаются. Они могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и в высушенном виде. Только стоит добавить питательную жидкость- «сонное царство» просыпается и начинается массовое размножение дрожжей.
Ваши мамы и бабушки, наверное, все ставят тесто и пекут вкусные пирожки.
Я вам предлагаю сейчас немного поиграть.
Игра «Кто быстрее и правильнее поставит тесто»
Учитель: Перед каждым из вас лежит конверт с карточками, возьмите его и выберите те карточки со словами, которые необходимы для приготовления теста.(1 мин). Теперь, давайте проверим ваши ответы по слайду.(демонстрация: дрожжи, сахар, вода(молоко), соль, мука). Тесто мы с вами поставили. А какие условия нужно создать, чтобы тесто поднялось? (ответы учащихся).
Проверим, условия отмечены на слайде: тепло, исключение сквозняка, тесто покрыто сырой марлей.
Я перед занятием завела опару, и сейчас мы поэкспериментируем, проведем простой опыт: одну баночку с отметкой поставим к батарее, другую - между рамами окна. В конце нашего занятия проверим, что же из этого получится.
Ребята, давайте побеседуем о хлебе.
Посмотрите на хлеб и скажите, чем он отличается? (ответы детей)
В чем причина образования «дырочек» в хлебе? (ответы детей)
|
Хлеб, который приготовлен с использованием дрожжей, всегда будет иметь пористую структуру. А секрет прост. При благоприятных условиях дрожжи начинают быстро размножаться. Благодаря этому тесто начинает увеличиваться в объеме. Существует даже поговорка «Растет как на дрожжах».
Гриб живой, и он, как мы с вами, питается и выделяет продукты обмена(углекислый газ) Именно пузырьки углекислого газа поднимаются кверху и делают тесто рыхлым и пористым. Тесто готово, хозяйка ставит в печку каравай.
Что случается с грибами?(ответы детей). Жар убивает грибы, и они не успели сделать свое дело. От пузырьков в хлебе остаются пустоты.
Сейчас мы с вами поговорили об одной из «профессий» дрожжевого грибка, а у него их много. Посмотрите на слайд: познакомьтесь: грибы- хлебопеки, грибы- виноделы, грибы- пивовары, грибы- кожемяки, грибы- производители витаминов, грибы- сыроделы.
Вы знаете, ребята, мне пришло сообщение, что мы с вами задерживаемся. А нас с нетерпением ждет другой гость. Он у вас притаился на столах. Поднимите салфетки и скажите, что это? (ответы детей)
В гостях у гриба- плесени
Беседа с элементами исследования
Не все то зло-что плесенью зовется
Учитель: Мы называем это плесенью, она тоже является разновидностью грибов. К плесневым грибам относят более 500 видов грибов.
А где можно встретить плесневые грибы?9 ответы учащихся)
Обратимся к слайду -вот где может поселиться плесень: на овощах, фруктах, продуктах питания, на траве, на старых книгах, на стенах. И даже на отсыревшей кожаной обуви. Давайте с помощью волшебного глаза посмотрим, как устроен этот гриб? (учащиеся рассматривают в микроскоп препарат). Перед нами мистер Мукор.
|
Как смог появиться на хлебе плесневый гриб?
Оказывается, споры этого грибка присутствуют в большом количестве в воздухе, мы их не видим, так как они очень маленькие. Как только спора попадет в хорошие условия, она прорастает в плесень.
А что нужно, чтобы спора проросла? (Влага, питательная среда)
Работа с таблицей
Учитель: А теперь, поработайте с таблицей и отметьте стрелочками споры и нити гриба.
Как вы думаете, можно ли употреблять продукты с плесенью? (Нет, так как плесневый гриб выделяет около 200 вредных веществ, которые могут вызвать отравление или воспаление органов и систем)
Вот какие последствия могут ожидать после употребления таких продуктов(демонстрация слайдов)
Ребята, но среди правил есть исключения, и я с вами могу поспорить. Посмотрите на продукт. Вы его узнали? Это сыр, определенное количество которого должно присутствовать обязательно в рационе, так как сыр- источник кальция, необходимого для костей и крови.
Посмотрите и определите, чем отличаются сыры?(ответы учащихся). Оказывается, для приготовления некоторых разновидностей сыров, кроме дрожжей, бактерий, используется еще и плесневые грибки- мукор или пеницилл.
А зачем нужен плесневый гриб?(Именно плесень придает определенный аромат и специфичность сыру)
Учитель предлагает учащимся понюхать сыр.
Но как же так, ведь мы знаем, что плесень вредна…
Оказывается. в процессе созревания сыра, который длится от 4 до 8 месяцев, на плесневый грибок действуют различные вещества, и он (грибок) перестает выделять токсичные вещества, но остается в сыре, придавая ему особенный вид. Гурманы такому сыру отдают большое предпочтение, нежели простому, без плесени.
Какой сыр вы покупаете дома? (ответы детей)
У мистера Мукора есть лучший друг, господин Пеницилл - тоже плесневый грибок. Сам он сегодня не пришел на встречу с нами, так как он вечный труженик и очень занят. Но просил обязательно рассказать о себе.
Этот гриб известен тем, что из него получают известный антибиотик пенициллин, который убивает вредных возбудителей заболеваний(например, бактерии ангины, гнойных инфекций и т.д.) Благодаря этому чудесному свойству во время Великой Отечественной войны пенициллин спас тысячи раненных от смерти. Эти антибиотики можно приобрести в аптеке(демонстрация пенициллина).
В настоящее время построено много заводов, где выращивают пеницилл и получают лекарственный препарат. Надеюсь, я убедила вас в том, что и среди плесневых грибков есть и незаменимые помощники.
Давайте вернемся к дрожжам и посмотрим опыт.(учащиеся делают выводы по опыту)
Итог занятия
Общий вывод по теме
Учитель: Наше занятие близится к завершению, и сейчас мы посмотрим, кто из вас был самым внимательным.
Обратимся вновь к первому слайду. Я задаю тот же вопрос: можно ли эти организмы объединить в одну группу? (ответы учащихся).
Конечно, эти организмы относятся к одному царству Грибы, потому, что у них есть общие признаки.
В настоящее время грибов насчитывается порядка 100 тысяч видов, и изучением их занимается наука микология.