Речевая тревога и страх речи.




Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей.

Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги.

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства: чем более выражено заикание, тем выше тревога.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте; это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Различают три степени болезненной фиксации на своем дефекте:

(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним.
При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми.
Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок.

Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния.
При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте.

Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач - логофобия.

Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Нетрадиционные способы помощи
и особенности помощи в стационаре.


Попытки найти панацею, то есть универсальное, гарантированное средство избавления от заикания, предпринимались неоднократно. И каждый раз казалось, что найденное решение является окончательным, а правдоподобное объяснение механизмов действия предлагаемого средства, с точки зрения автора, "уничтожает" наивные способы всех остальных; но проходит некоторое время и... увы, о чудо-методе успешно забывают. В XIX веке таким методом некоторое время казалось оперативное лечение в виде подрезания уздечки языка, которую вы легко можете увидеть, посмотрев в зеркало. Этот варварский метод стал модным и получил широкое распространение в популярных клиниках Европы. "Теоретическое" обоснование выглядело достаточно убедительно. Авторы метода утверждали, что заикание является следствием плохой подвижности слишком короткого языка и поэтому стоит путем подрезания уздечки "освободить" язык, и заикающийся вновь станет говорить свободно. Это не подтвердилось, и метод был благополучно забыт.

С давних времен периодически возобновлялся поиск лекарственных средств, способных предотвратить заикание. Особые надежды возлагались на препараты, оказывающие влияние на нервную систему. Многолетний опыт показал, что большинство из них не оказывает желаемого действия на речь пациентов, хотя, бесспорно, они оказываются полезными в тех или иных случаях, в частности при наличии признаков невроза. Поскольку, согласно теоретическим представлениям, заикание является результатом судорог артикуляторных мышц, определенные надежды возлагались на противосудорожные препараты, но эти надежды в целом также себя не оправдали. Можно сказать, что применение тех или иных, в том числе противосудорожных, лекарств может быть полезно при оказании помощи отдельным заикающимся, но не в качестве самодостаточного лечения, а в сочетании с другими лечебными мероприятиями.

В современной медицине получили распространение методы, основанные на вмешательстве в процессы управления теми или иными функциями организма. Эти методы успешно используются также и в спорте. В их основе лежит представление о том, что мозг человека управляет, например, какой-либо мышцей, посылая к ней по нервам сигнал, и контролирует результат с помощью информации, поступающей от мышцы по другим нервам. Если результат отличается от ожидаемого, мозг посылает новый сигнал для исправления полученного результата. Этот процесс осуществляется непрерывно. Если происходит сбой в обмене информацией между мозгом и исполнительным органом, в данном случае мышцей, возникает расстройство управления этим органом и, соответственно, расстройство той функции, которую тот осуществляет. Методы вмешательства в процесс управления отдельными функциями человеческого организма получили название методов регуляции биологических обратных связей (БОС). Они особенно эффективны при восстановлении движений после перенесенной травмы и некоторых других расстройствах. Эффективным оказался этот метод и при оказании помощи заикающимся.

История его появления такова.

Примерно в середине века американский исследователь Ли предлагал здоровым людям слушать их речь в условиях, когда с помощью специального электромеханического устройства создавался "эхо-эффект", то есть отставание. Эксперименты с различными длительностями задержек выявили два интересных результата - замедление речи и появление своеобразного искусственного заикания при величине задержки, равной 0,2 секунды. Этим заинтересовались специалисты, оказывающие помощь заикающимся. Было очевидно, что Ли обнаружил ту характеристику регулирования процесса речи, которая связана с возникновением заикания. Была проведена экспериментальная проверка возможности использования в лечебных целях эффекта Ли, или, как его называли, задержанной акустической обратной связи (ЗАОС). Специалисты исходили из предположения, что если с помощью ЗАОС можно вызвать заикание, то нельзя ли с его помощью и избавить человека от него. Поиски оказались успешными. Удалось установить, что у подавляющегося большинства заикающихся (не менее 95%) речь нормализуется при величине задержки, в среднем равной 0,1 секунды. При этом речь становится замедленной и не сколько растянутой. То есть важным действующим началом метода вновь является замедление речи, но достигаемое в данном случае с помощью вмешательства в систему управления артикуляторными движениями. Метод получил достаточно широкое распространение в различных странах. В нашей стране его применение ограничено в силу отсутствия соответствующей аппаратуры.

Некоторый интерес представляет метод, при котором речь заглушают каким-либо шумом. Чаще всего это делают через наушники, на которые подается специальный так называемый "белый" шум. В некоторых случаях этот прием позволяет несколько улучшить речь, но в меньшей степени, чем метод ЗАОС. Одним из возможных объяснений результативности этого метода может быть психологический эффект отключения повышенного внимания заикающегося от своей речи.

Некоторые взрослые пациенты вспоминают эпизод из телевизионного фильма "Противостояние", где показано, как главного героя лечат от заикания методом болевого отрицательного подкрепления или, проще говоря, отучения от неправильной речи с помощью ударов электрическим током. Пациента в этом случае заставляют непрерывно говорить, но стоит ему хоть один раз запнуться, как он получает сильный разряд тока. Удивительно, что некоторые наши пациенты выражают готовность избавиться от заикания даже таким способом. Метод, основанный на условно-рефлекторном подкреплении, открытом И.П. Павловым, ориентирован все же на положительное, а не отрицательное подкрепление. Экспериментально было доказано, что оно гораздо эффективнее.

Приведенные выше примеры свидетельствуют, что многие методики опираются на представление, что при заикании нарушается моторная организация речи. Отсюда один шаг к тому, чтобы попытаться лечить заикание с помощью двигательных упражнений. Экспериментально было доказано, что в наибольшей степени с развитием речи связана мимика и движение кистей рук, в частности пальцев. Поэтому существуют методы, в которых заикающимся предлагают сочетать речь с какими-либо другими движениями. В одной из методик такими движениями являются ритмические движения пальцев руки, напоминающие игру на пианино. Очевидно, что в этом случае необходимость одновременно выполнять два вида движений приводит к заметному замедлению речи, о значении которого в улучшении речи заикающихся мы уже говорили.

Стоит остановиться на таком "загадочном" методе, как гипноз. Многие слышали о нем и знают, что он применяется при лечении заикания, но даже те, кто подвергался его воздействию, сохраняют весьма смутные представления о том, что же это такое. В большинстве случаев специалисты, применяющие гипноз (на что имеют право только врачи, в силу возможных осложнений при его проведении), разъясняют своим пациентам механизм его действия. Это разъяснение является важной составной частью самого лечебного метода, но его сущность может быть объяснена достаточно просто. Под собственно гипнозом подразумевается искусственно вызванный сон. Обычно врач вызывает гипнотический сон с помощью своего голоса и некоторых других дополнительных приемов в обстановке, близкой к той, которая требуется для проведения аутотренинга. Гипнотический сон сам по себе может быть использован как лечебное средство для нормализации нервных процессов в коре головного мозга, отвечающей за протекание высших психических функций, в число которых входит и речь. Но также он может быть использован и для достижения других результатов. Чаще всего под гипнозом подразумевают различные лечебные внушения в состоянии гипнотического сна. Они отличаются от внушений в состоянии бодрствования большей эффективностью. Вместе с тем у гипнотического метода есть свои существенные ограничения. Кратко перечислим их. Во-первых, не все люди обладают одинаковой способностью подвергаться гипнозу, значит, для некоторых людей этот метод просто непригоден. Во-вторых, в случае проведения сеансов гипноза возникает определенная зависимость пациента от врача, а значит, его несамостоятельность. Поэтому после проведения такого лечения необходимо потратить какое-то время на снижение зависимости. В-третьих, гипноз во многих случаях позволяет достигнуть определенного, но ограниченного результата, и без применения других методов эти результаты являются крайне нестойкими.

Последнее замечание в значительной мере относится и ко всем остальным методам, описанным здесь. Большинство современных специалистов при лечении заикания предпочитают достаточно длительный многоступенчатый подход с применением различный методов помощи.

Кроме уже перечисленных, существуют еще и дополнительные формы помощи заикающимся, к которым относятся лечебные ванны, рефлексотерапия, курортное лечение и др. По большей части такого рода лечебные средства оказывают симптоматическое действие на состояние мышечной, периферийной и центральной нервной систем. Курортное лечение в сочетании с психотерапией полезно после проведения комплексного логотерапевтического воздействия. Это способствует закреплению результатов лечения и социальной адаптации. Значительное тонизирующее влияние на нервную и дыхательную системы оказывают морские купания. Массаж повышает эффективность закаливающих водных и воздушных процедур. За конкретными рекомендациями следует обращаться к специалистам, прежде всего физиотерапевтам и невропатологам. Стоит помнить, что полезность процедур не всегда пропорциональна цене путевки.

 

Заключение

Советы логопеда

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

 

 

Литература

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30.

2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.

3. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1977. - 96с.

4. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 1974. - №7. - С.82-85.

5. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990. - 576с.

6. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 1997. - 352с.

7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 1995. - 528с.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М: ВЛАДОС, 1997. - 304с.

9. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.

10. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.

11. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.

12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 36с.

13. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.

14. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей // Дефектология. - 1977. - №1. - С.20-23.

15. Шкловский В.М. Заикание. - М., 1994. - 248с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: