Чекист и святая
СВЯТАЯ Блаженная Матрона Анемнясевская
ДЕНЬ памяти - 29 июля (по нов. ст.)
Матрона Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Родители её, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрона была четвертою по счету.
Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем другим братьям и сестрам, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой.
Её обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю.
Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для нее жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ…
Так лежала Матрона в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения.
С семнадцати лет к Матроне стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин её же деревни. «Матреёша, – сказал он, – вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают». Матреша исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу. Крестьянин рассказал о своем исцелении другим. С тех пор всё больше и больше людей стало ходить к Матроне со своими нуждами, скорбями и болезнями.
С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: шли не только жители окрестных селений, но и самых отдаленных мест
--------------------------------- СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКАЯ ---------------------------- 2
нашего Отечества. Шли беспрерывным потоком на протяжении более, чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
Когда Матрона лежала у родителей и посетители приносили ей различные пожертвования за ее молитвы, то отец обычно всё это отбирал на водку, и тяжело было Матреше, что пожертвования шли не на доброе дело. Матрона любила делиться всем с людьми, но лишена была этой возможности.
По внешнему своему виду она казалась десятилетним ребенком
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть блаженной от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный её почитателями.
Село Анемнясево, где родилась и жила святая Матрона |
Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы её перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на неё внимания и переносили её в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более невозможно.
– Однажды, – вспоминала Матрона, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна. Часто в осенние холода приходящие удивлялись её терпению и спрашивали: «Матреша, да тебе холодно?»
«Да нет, тепло, – обычно отвечала она, – посмотри, какая я горячая».
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
По внешнему своему виду св. Матрона была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 см в длину. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело её не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки.
Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Молитвенница и угодница Божия
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что блажен-
--------------------------------- СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКАЯ ---------------------------- 3
ная Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения. На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придёт добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
Святая часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала своего духовника – приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для неё самым радостным днем. Особенно строго соблюдала Матрёша посты. С семнадцати лет она не вкушала мяса. Очень уважала Матрёша духовенство и к каждому священнику относилась с глубоким благоговением, отличалась особой ревностью к Православию.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матрёша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу Земли Русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда их не видела и не говорила с ними.
Помощь страждущим
Матрёша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
Анна, молодая девушка 19 лет из соседнего села, вступила в партию против воли родителей, людей религиозных и добрых. Вскоре после этого у Анны отнялись рука и нога. Шесть недель полежала девушка дома неподвижно, и врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну на лошади к Матрене. Та помазала девушку маслицем из своей лампадки, и Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полного выздоровления не было.
Через два года Матрона благословила Анну съездить в Саров и Дивеево. В Дивееве, посетив блаженную Марию Ивановну и искупавшись в источнике преподобного Серафима, Анна исцелилась душевно. После этого случая она стала глубоко верующим человеком и очень почитала Матрону.
Арест
Часовня блаженной Матроны на Владыкинском кладбище |
– Я ведь теперь не Матрёна, – сказала она тогда одной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мардария… Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.
Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране
--------------------------------- СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКАЯ ---------------------------- 4
советов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.
Наконец было проведено колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. Сельсовет дал характеристику «на Белякову М.Г.», в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гражданка является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к её дому днём, не таясь. Всех вошедших охватил страх. По долгу службы председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матронушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель в дверях сказал: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими лёгкими будут». Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.
Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова её быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он так громко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрёшеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.
Тюрьма в опасности
В Москве блаженная Матрона прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключённых, которые начали петь акафисты и молиться.
Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
https://www.sovsekretno.ru/public/userfiles/images/36-37_Matrona.jpg |
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года (в возрасте 72 лет – ред.) в Доме хроников имени Радищева в Москве. Рядом - Владыкинское кладбище, и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена на нем.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.
--------------------------------- СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА АНЕМНЯСЕВСКАЯ ---------------------------- 5
«Матрёша, помоги мне! Я - в беде!»
Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефан (Никитину). По профессии врач-невропатолог, он был старостой храма святителя Николая в Клённиках (на Маросейке), и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева).
В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трём годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.
Насколько было в силах, он помогал заключённым, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».
Епископ Стефан |
На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще десять лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матрёне, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите её помочь». Сергей Алексеевич так и сделал. Он пошёл на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матрёша, помоги мне! Я - в беде!» И пообещал, если Матрёна поможет, первым делом навестить её.
Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день — к Матрёне. Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, оно была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», — сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Серёженька», — ответил голос из корытца.
Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» — «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Всё это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».
Предсказание блаженной Матроны исполнилось — Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал её первой на каждой совершаемой им Божественной Литургии.
Жизнеописание подвижницы было составлено при её жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу её авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей.
Источники (в т.ч. иллюстраций): 1) https://hramtprav.ru/o-xrame/zhitiya-svyatyx-pokrovitelej-xrama/blazhennaya-matrona-anemnyasevskaya/,
2) https://www.miloserdie.ru/article/blazhennaya-matrona-anemnyasevskaya-blazhenny-nelyubimye-ibo-oni-vozlyubleny-budut/