Оглавление
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 12
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ.. 14
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы
Рабочая программа производственной практики является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
1.2. Место производственной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Производственная практика студентов является составной частью ПМ.01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью»; ПМ. 02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»; ПМ. 03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров», ПМ 04 «Выполнение работ по рабочей профессии «Продавец продовольственных товаров», обеспечивающих реализацию ФГОС СПО. Производственная практика включает: практика по профилю специальности и преддипломная практика.
1.3. Цели и задачи производственной преддипломной практики:
Производственная практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы обучающимися по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика проводится на завершающем этапе подготовки после освоения программы теоретического и практического обучения и сдачи студентами всех форм промежуточной аттестации.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Менеджер по продажам готовится к следующим видам деятельности:
1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
С целью овладения указанными видами деятельности студент в ходе практики должен:
Вид профессиональной деятельности:
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью.
Студент должен иметь практический опыт:
- приемки товаров по количеству и качеству;
- составления договор;
- установление коммерческих связей;
- соблюдения правил торговли;
- выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;
- эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдения правил охраны труда.
уметь:
- устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;
- управлять товарными запасами и потоками;
- обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;
- оказывать услуги розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
- устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;
- эксплуатировать торгово-технологическое оборудование;
- применять правила охраны труда, экстренные способы оказания помощи пострадавшим, использовать противопожарную технику.
знать:
- составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, виды коммерческой деятельности;
- государственное регулирование коммерческой деятельности;
- инфраструктуру, средства, методы, инновации в коммерции;
- организацию торговли в организациях оптовой и розничной торговли, их классификацию;
- услуги оптовой и розничной торговли: основные и дополнительные;
- правила торговли;
- классификацию торгово-технологического оборудования, правила его эксплуатации;
- организационные и правовые нормы охраны труда;
- причины возникновения, способы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, принимаемые меры при их возникновении;
- технику безопасности условий труда, пожарную безопасность.
Вид профессиональной деятельности:
Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.
Студент должен иметь практический опыт:
- оформления финансовых документов и отчетов;
- проведения денежных расчетов;
- расчета основных налогов;
- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;
- выявления потребностей (спроса) на товары;
- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;
- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;
- анализа маркетинговой среды организации.
уметь:
- составлять финансовые документы и отчеты;
- осуществлять денежные расчеты;
- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
- рассчитывать основные налоги;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;
- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования рынка; оценивать конкурентоспособность товаров.
знать:
- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;
- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;
- основные положения налогового законодательства;
- функции и классификацию налогов;
- организацию налоговой службы;
- методику расчета основных видов налогов;
- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;
- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;
- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;
- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;
- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;
- этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.
Вид профессиональной деятельности:
Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров.
Студент должен иметь практический опыт:
- определение показателей ассортимента;
- распознавание товаров по ассортиментной принадлежности;
- оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества;
- расшифровки маркировки;
- контроля режима и сроков хранения товаров;
- соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения.
уметь:
- применять методы товароведения;
- формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
- оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
- рассчитывать товарные потери и списывать их;
- идентифицировать товары;
- соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним.
знать:
- теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
- виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
- классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;
- условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
- особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
1.4. Количество часов на освоение программы производственной преддипломной практики:
Преддипломная практика - 144 часа (4 недели)
2. РЕЗУЛЬТАТЫПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Результатом освоения производственной программы преддипломной практики является овладение обучающимися теми видами профессиональной деятельности, и в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, которые отражает дипломной работа:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции. |
ПК 1.2. | На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение. |
ПК 1.3. | Принимать товары по количеству и качеству. |
ПК 1.4. | Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли. |
ПК 1.5. | Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли. |
ПК 1.6. | Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг. |
ПК 1.7. | Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения. |
ПК 1.8. | Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы. |
ПК 1.9. | Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков. |
ПК 1.10. | Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование. |
ПК 2.1. | Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации. |
ПК 2.2. | Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем. |
ПК 2.3. | Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов. |
ПК 2.4. | Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату. |
ПК 2.5. | Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров. |
ПК 2.6. | Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации. |
ПК 2.7. | Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений. |
ПК 2.8. | Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации. |
ПК 2.9. | Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты. |
ПК 3.1. | Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. |
ПК 3.2. | Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию. |
ПК 3.3. | Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. |
ПК 3.4. | Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества. |
ПК 3.5. | Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. |
ПК 3.6. | Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями. |
ПК 3.7. | Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные. |
ПК 3.8. | Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 8. | Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения. |
ОК 9. | Пользоваться иностранным языком как средством делового общения. |
ОК. 10 | Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. |
ОК 11. | Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. |
ОК 12. | Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план производственной преддипломной практики
Коды профессиональных компетенций | Наименования профессиональных модулей | Вид практики | Условия реализации практики | Курс (семестр) изучения | Примерная длительность практики |
ПК 1.1 – 1.10 ОК 1 –12 | ПМ.01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью». МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности. МДК 01.02. Организация торговли. МДК 01.03. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда. | Преддипломная | Концентрированно | II курс 4 семестр | |
ПК 2.1 – 2.9 ОК 1 –-12 | ПМ. 02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности». МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение. МДК 02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. МДК 02.03. Маркетинг | ||||
ПК 3.1 – 3.8 ОК 1 –-12 | ПМ. 03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров». МДК 03.01. Теоретические основы товароведения. МДК 03.02. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров. | ||||
Итого | Производственная практика (преддипломная) | 144 (4 недели) |
Содержание преддипломной практики
Этапы преддипломной практики | Содержание преддипломной практики | Объем часов | Уровень освоения | |
ПМ. 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью». | Ознакомление со спецификой организации, в которой проходит практика (структура, Устав, полномочия, управление, нормативное регулирование, клиентская база и др.); - выявление специфики исследуемой проблемы по месту прохождения практики (определить, какую сторону исследуемой проблемы можно изучить на материалах организации – базы практики, какую - из других информационных источников); - дать характеристику объекта практики с точки зрения темы выпускной квалификационной работы (определить объем информации, которую можно получить в организации - базе практики, форму ее представления: таблицы, документы, графики, анкеты и т.д.) - выбор способов решения поставленных задач и методов исследования проблемы ВКР (определить, какие методы исследования надо использовать для сбора информации по решению проблемы исследования и особенности применения этих методов, включая компьютерные) | |||
ПМ.02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» | ||||
ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров» | ||||
Оформление отчётной документации. | Проверка дневника-отчета руководителем практики от организации, оформление заключения-характеристики о практике. Защита отчета преддипломной практики. | |||
Всего часов | ||||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ