Мобильная школа во Франции как способ профилактики девиантного поведения подростков.




Мобильная школа во Франции была создана в 1996 г. супружеской парой Жан Мишель и Франсуаз Курк как «бродячая» форма воспитания для подростков с отклоняющимся поведением. В «Мобильной школе» все подростки равны. Это школа для девочек и мальчиков в возрасте от 13 до 17 лет, у которых наблюдаются:
? серьезные трудности в поведении, обычно связанные с условиями социальной и семейной жизни;
? дефицит эмоциональной, психологической, социальной и профессиональной ориентации;
? недостаток самообладания: неустойчивость, приводящая к жестокости, физическое или психическое расстройство;
? неспособность строить положительные отношения с окружающим миром, с другими людьми и, как следствие воровство, проституция, наркомания;
? отставание в школе или отказ посещать школу, провокации, побеги.
Ограничения по зачислению в мобильную школу существуют, они обусловлены тяжелыми отклонениями в характере или серьезными умственными нарушениями.
«Мобильная школа» - это форма путешествия подростков девиантного поведения по Африке вместе с педагогами на протяжении десяти месяцев на внедорожниках.
Во время поездки, условия жизни не имеют ничего общего с привычным западным комфортом. Ребятам предстоит путешествовать по узкой дороге в тысячу километров, усеянной минами с двух сторон, терпеть бесконечные придирки полицейских и таможенников при каждом пересечении границы, болеть малярией, избегать змей и скорпионов, им предстоит познакомиться с нищетой, проходить десятки километров, чтобы добыть воды и на обратном пути нести 10 литров воды на голове.

Задача выжить стимулирует подростков для пересмотра своей смысложизненной позиции, своих поступков на родине.
Последствия пребывания в «Мобильной школе» положительны.
Вдали от родного квартала, подростки мобильной школы не воспринимаются как трудные подростки. В Африке к ним относятся как к ответственным лицам, которым можно без ограничения говорить всё прямо в лицо. Там подростки больше не страдают от семейных конфликтов, излишней материнской опеки и поэтому у них образуется новый взгляд на семью, их место в семье.
«Мобильная школа» дает возможность пересечь политические, социальные и культурные границы, покинуть свои привычные места.
В социально-педагогической деятельности с подростками в «Мобильной школе» используются новые методы обучения, обучение становится социальным. «Вместо стен родного дома – три машины и палатки, в качестве школьного класса – пустыня, лес, река, деревня, рынок. Вместо учителей – мужчины, женщины, молодежь, говорящие на разных языках. Курс математики проходит на рынке, где спорят о ценах, на кухне, где надо взвешивать и соблюдать пропорции, с рулеткой плотника или с землемером в полях и на пирогах вместе с рыбами. Они изучают географию, гоняя по дорогам, вдоль берегов рек, по дюнам, а также глядя на небо. В этой школе, движение, внимательный взгляд и напряженный слух имеют первостепенное значение для познания себя и своего места в жизни, как человека ответственного за свою жизнь, за свой народ, за свою историю» [1].
Три раза в год по 15 дней подростки проходят сеансы в «Терапевтический мастерской», цель которой – психокоррекционная помощь личности. Здесь подростки вместе с психопедагогом осознают свои трудности, школьные, семейные, физические, психологические. Эта индивидуальная работа длится каждый раз по два часа и включает: работу над собственным телом; работу над развитием воображения и творческих навыков; самовыражение с помощью рисунков и слов; работу над ориентацией в пространстве; работу над личностью и разными видами отношений; работу по развитию памяти и логики; работу над жизненными ситуациями и ценностями.
Финансирование этой программы полностью обеспечивается Генеральным Советом Департамента Франции. На каждого подростка ежедневно выделяется 220 евро. Сюда входят: заработная плата обслуживающего персонала, питание, покупка инвентаря, транспортные расходы, расходы на медицинское обслуживание, расходы, связанные с оформлением документов, покупка и содержание машин и палаток, расходы по размещению (в том числе в семьях, в которых подростки временно проживают), расходы на досуг, расходы на почтовые и телефонные связи.
Результаты мониторинга социального сопровождения подростков, проводимого после возвращение во Францию, показывают, что длительное путешествие позволяет подросткам осознать свои отклонения и «возвратиться в семью, школу», «подростки чаще стремятся к реализации социально активной позиции», «становятся более уравновешенными и принимают обдуманные решения», «снижается число антиобщественных поступков».
В заключении отметим, учитывая тенденции развития института ювенальной юстиции, перспективным направлением исследования «Мобильной школы» как формы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения может стать оценка возможностей её внедрения в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России.

3.

Медиация как основа первичной профилактики

ПОНЯТИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) сами разрешают конфликт.

Восстановительная медиация — это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ — добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

— информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

— нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

— конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть из‑менены.

— ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

— заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

— самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ МЕДИАЦИИ

Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации. Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на нала‑живание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения. Службы примирения при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными.

Деятельность служб примирения должна получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Службы примирения могут создаваться как по ведомственному принципу (в системе образования, молодежной политики, социальной защиты, судебных, правоохранительных органов и пр.), так и носить межведомственный, надведомственный (службы при муниципалитетах, КДНиЗП и пр.) или территориальный характер. Медиаторы, руководители служб и кураторы должны пройти специальную подготовку. Служба примирения использует разные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации. Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным медиациям. Службы примирения должны обладать достаточной самостоятельностью при исполнении своих функций.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫПРИМИРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов — в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор. В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) учащиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения. Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора — организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях. Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее. Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора. Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.

Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов‑школьников на их участие в работе службы примирения. Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы. Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации. По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и так далее.

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИАТОРОВ, ТРЕНЕРОВ И КУРАТОРОВ.

Медиатор не обязательно должен иметь специальное образование (педагога, психолога и тп.), но обязательно должен пройти подготовку в качестве медиатора.

Основные этапы подготовки взрослых медиаторов должны включать в себя:

1. Теоретическое обучение медиации, включая специфику восстановительной медиации и знание настоящих стандартов.

2. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации;

3. Самостоятельное проведение серии медиаций и последующуюсупервизию с более опытными медиаторами или в кругу других медиаторов, а также написание отчетов по проведенным медиациям.

Формы подготовки медиаторов службы медиации могут разрабатывать самостоятельно. Медиатор должен знать специфику работы с обидчиками и пострадавшими в той области, в которой он работает. Тренер по медиации должен быть практикующим медиатором Куратор службы должен пройти обучение в качестве медиатора.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Необходимо стремиться к организации и развитию сообществ восстановительной медиации. Продвижение восстановительной медиации способствует расширению возможностей использования восстановительного способа реагирования на конфликтные и криминальные ситуации и тем самым содействует укреплению позитивных социальных связей в обществе.

Для продвижения стандартов восстановительной медиации рекомендуется:

1. Распространять информацию о целях и задачах восстановительной медиации, положительных ее аспектах, процедурах и результатах среди всех заинтересованных лиц.

2. Развивать методическую и нормативно-правовую базу.

3. Организовать обучение ведущих и координаторов программ восстановительной медиации.

Необходимо стремиться к внедрению восстановительной медиации в деятельность различных ведомств, в различные сферы общественной жизни. Развитие восстановительной медиации в образовательной среде согласно Концепции включает следующие основные принципы:

1. Комплексность Согласованное взаимодействие:

• на межведомственном уровне

— органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы восстановительной медиации в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, социальной защиты населения, правоохранительные органы, юстиции и др.);

• на профессиональном уровне

— специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты восстановительной медиации (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, судьи);

• в системе образования

— органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

Дифференцированность

Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов восстановительной медиации с учетом:

во‑первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), младшего школьного возраста (7–10 лет), среднего школьного возраста (11–14 лет), старшего подросткового возраста (15–16 лет), юношеского возраста (17–18 лет) и молодежи (от 18 лет);

во‑вторых, степени вовлечения в конфликты, в том числе в конфликты с законом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: