Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров на пути к противоправной деятельности, нанесения обиды или ущерба другой стороне, а в случае попадания в конфликтную ситуацию служит основанием для участия в процессах восстановительной медиации.
Многоаспектность
Сочетание различных направлений деятельности восстановительной медиации. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
• социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор образа жизни, ориентированный на разрешение конфликта и примирение сторон, дающее больше возможности для социализации участников обеих сторон, а также развитие социальной активности сообщества, участвующего в разрешении конфликта;
• психологический аспект, направленный на формирование позитивно-когнитивных оценок, понимания и принятия ситуации противоположной стороны, развитие личностного потенциала, быть способным сделать позитивный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию когда обидчик, нанесший ущерб может быть понят и прощён;
• образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, правовых и морально-этических последствиях конфликтов и преимуществах их разрешения. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при реализации программ восстановительной медиации:
• социально-средовое воздействие, направленное на снижение конфликтности среди детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры — школьных служб примирения;
• воздействие на “саморазрушающее” поведение детей и подростков, вовлеченных в конфликтную (криминальную), а также на другие отклоняющиеся (“девиантные”) формы поведения детей группы риска;
• воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами восстановительной медиации.
Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
• разделены на общие стратегические и частные (этапные), т. е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
• на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
• для обеспечения последовательности или “алгоритма” шагов в реализации системного развития восстановительной медиации в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов конфликтности образовательной среды, но и на формирование структур восстановительной медиации.
Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу деятельности в области восстановительной медиации. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься восстановительной медиацией. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы восстановительной медиации предусматривают:
• действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих примирительные процедуры;
• действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти примирительные процедуры. При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления восстановительной медиации не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих примирительные процедуры, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками восстановительной медиации специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной восстановительных программ; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении примирительных процедур, организации выявления конфликтов, осуществление примирительных программ, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов — с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в программах вос‑становительной медиации. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях участия его в программах восстановительной медиации, влекущих принуждение и ограничение его прав.