МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ




ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №102 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ул. Артема, 196-Б, г. Донецк, 83122, тел./факс: (062) 312-32-42, е-mail: donskola102@mail.ru

 

 


Методы достижения метапредметных результатов обучающихся начальной школы

 

 

Теоретическая исследовательская

работа учителя начальных классов

МОУ «Школа № 102 г. Донецка»

Бондаренко Т.В.

 

Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год

Эти строки Макса Лауэ, произнесённые 100 лет тому назад, звучат современно и своевременно в свете сегодняшних изменений в области образования.
Подтверждение этому можно найти в словах руководителей государства:
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит нам стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации »

Что же такое МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты обучения?
Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (универсальные учебные действия)
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Продуктивные задания, одна из технологий, которая позволяет достигать метапредметных результатов:

- Задания, ход выполнения которых не описан в учебнике или используемом тексте в явном виде, имеются лишь подсказки.

- Задания, которые учат преобразовывать информацию, связывать реальную учебную или жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями.

- Задания, которые нацелены не только на предметные, но и на метапредметные результаты.

Личностное УУДсмыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, «зачем мне учиться?») Задания, связанные с повседневным опытом ученика, привлекающие жизненной ситуацией.

нравственно-этическое оценивание (оценка неоднозначных поступков).

Регулятивное УУД – целеполагание (процесс постановки целей на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).
- несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям
- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов
-столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора
- прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат
- недостаток (недоступность) информации

Познавательные УУД – сравнение, классификация, сериация (с самостоятельным выбором оснований и критериев для указанных логических операций).
– установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез
- использование знаково-символических средств для решения учебных и познавательных задач (кодирование и декодирование информации)
Коммуникативное УУД – умение отстаивать свою точку зрения (приводить аргументы, подтверждая их фактами).

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Требования ГОС (Государственного Образовательного Стандарта) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного образования: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

-корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия, -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, -смысловое чтение, -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, -формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности,

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, -владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью, - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Универсальные учебные действия – умение учиться, способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Метаумение - получение, поиск и фиксация информации. Результат освоения метапредметных связей: Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.

Главная цель образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, ориентированной на самостоятельное участие в учебно- познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.

 

 

Литература

1. Болгаева Г.С. Возможности реализации метепредметного подхода в начальной школе.

2. Колесина К.Ю. Метапредметное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе.

3. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков

4. Образовательный стандарт начального общего образования

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: