Доктор богословия и проповедник.




Летию со дня кончины посвящается.

Андреевский кавалер –

Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев.

2 (15) апреля 1906 года Святой Государь Мученик Николай II Александрович «Многострадальный» (1868-1918) Высочайше пожаловал Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного доктору богословия Казанской Духовной Академии, ректору Санкт-Петербургской Духовной Академии, протопресвитеру придворного духовенства и духовнику Их Императорских Величеств 80-летнему Иоанну Леонтьевичу Янышеву (1826-1908).

То было последнее в истории Российской Империи Высочайшее пожалование Императорского ордена пастырю Русской Православной Церкви и единственное – священнику в чине протопресвитера.

Рождение кавалера.

 

Талантливый ректор Академии, русский ученый-богослов, блестящий проповедник, оставивший великую память о себе как протопресвитер и администратор, и церковно-общественный деятель, появился на свет Божий в первый год Царствования Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого» (1796-1955) 14 (27) апреля 1826 года, в семье диакона Калужской губернии.

 

Начало служения и научная деятельность.

 

Иоанн Янышев по окончании курса в Санкт-Петербургской Духовной Академии остался в ней бакалавром физико-математических наук.

В 1856 году Иоанн Янышев определен в Императорский Университет профессором богословия и философии, в 1858 году назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 году в чине протоиерея перемещен был в Висбаден, где оставался до 1864 года.

В это время написал он статью «Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов » (Журнал «Христианское чтение», 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с Нантским Епископом («Erorterung u. s. w.», Франкфурт-на-Майне, 1861).

 

Служение за границей.

 

В 1851 году будущий пастырь определен был священником в Великое герцогство Баден, в православную церковь в г. Висбаден.

Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Иоанн Леонтьевич Янышев перевел на немецкий язык и издал в г. Висбаден в 1855 году беседы профессора Киевской Духовной Академии Якова Кузьмича Амфитеатрова (1802–1848): «Об отношении Святой Церкви к христианам ».

В начале 1864 года протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев приглашен был в столицу Королевства Дания г. Копенгаген преподавать Закон Божий помолвленной в сентябре 1864 года с Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем (1843-1865) Высоконареченной невесте наследника Русского престола Принцессе Марии Софии Фридерики Дагмар фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург, ставшей позднее Государыней Императрицей Марией II Феодоровной (1847–1928). Протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев оставался в столице Королевства Дания до июня 1866 года, до времени совершения новой помолвки Принцессы Марии Софии Фридерики Дагмар и Наследника Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича (1845-1894), второго Августейшего сына Государя Императора Александра II Николаевича «Освободителя» (1818-1881), сделавшего Принцессе предложение руки и сердца после трагической кончины старшего Державного брата в г. Ницца 12 (25) апреля 1865 года.

 

Ректор Академии и духовник Царской Семьи.

 

С 1866 по 1883 гг. протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев в должности ректора преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Именно ему принадлежит первая мысль об основании при Академии духовного журнала «Церковный Вестник», издававшемся до бунта 1917 года.

В 1883 году протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев Высочайше назначен был духовником наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича (1868-1918), заведующим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого Спаса Нерукотворного образа в Зимнем Дворце и Московского собора в Кремле во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно он излагал Святому Государю Мученику историю Русской Церкви и инославных исповеданий.

 

Доктор богословия и проповедник.

 

В 1899 году протопресвитер Иоанн Янышев, по предоставлению Казанской Духовной Академии, утвержден был Святейшим Синодом в степени доктора богословия.

Как профессор нравственного богословия в Санкт-Петербургской Духовной Академии протопресвитер Иоанн в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и выбрал путь психологического анализа.

Некоторые вопросы нравственного богословия, например, о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный профессором Казанской Академии А. Ф. Гусевым (1842–1904) курс чтений протопресвитера Янышева под заглавием «Православно-христианское учение о нравственности» (Москва, 1887) обнимает собой не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора.

Все проповеди протопресвитера Иоанна Янышева служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему Русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально Академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к Академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни.

Почти все проповеди протопресвитера Иоанна Леонтьевича Янышева относятся ко времени Царствования Государя Императора Александра II Николаевича «Освободителя». Он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел сего Царствования.

В 1874 году протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев призван был к участию в делах по старокатолическому вопросу в качестве официального представителя Русской Церкви на Боннской конференции.

В 1890 году Иоанн Янышев напечатал в «Церковном вестнике» ряд статей «Об отношении старокатоликов к Православию», в «Христианском чтении» за 1891 год – перевод писем и заявлений Деллингера о Ватиканских декретах.

В 1893 году протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев принимал деятельное участие в работах Комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 году – в заседаниях четвертого Интернационального конгресса, на котором представил ответы Санкт-Петербургской комиссии на мнения Роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с Православной Церковью (См. «Церковный вестник», 1897, №№ 38–39).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: