Экономический взгляды Аристотеля.




 

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое»[3]. И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги»[4].Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

"средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца - прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

"Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

"блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают

товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности -

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

 

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.

 

Сочинения Аристотеля

 

Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:

Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его

пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по

сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;

Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в

частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда

в Элладе и за ее пределами;

Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли

записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят

из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его

философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на

несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его

зрелое мировоззрение.

Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и

другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их

содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах

более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все

коллективные работы, в том числе описания государственных устройств,

исключая «Афинскую политию», связываемую обычно с именем самого Аристотеля.

Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта,

где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела

и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в

большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.

Сохранившиеся произведения Аристотеля относятся в основном к

ликейскому периоду, однако в них сохранены идеи и прямые отрывки из более

ранних произведений, что свидетельствует об известной целостности его

воззрений после выхода из Академии. Сохранилось также немало фрагментов,

относящихся к первому, платоническому, периоду его развития. Вопрос о

хронологической последовательности сочинений Аристотеля чрезвычайно труден,

поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако несомненно, что

более ранние произведения пронизаны платонизмом. Так, фрагментарно

сохранившийся диалог «Евдем», или «О душе», содержит доказательства

бессмертия души, сходные с аргументами платоновского «Федона». Следуя

Платону же, он «провозглашает душу формой (eidos), и потому хвалит здесь

(ср.: Арист. О душе, III, 429а) тех, кто рассматривает ее как

местонахождение идей» (Розе фр. 46). Опять-таки в соответствии с Платоном

пишет он, что «жизнь без тела представляется для души естественным

состоянием, [тогда как связь с телом - болезнью] » (фр. 41).

Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе

фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - впоследствии распространенный жанр

философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к

созерцательной жизни; значительная часть произведения Аристотеля содержится

в «Протрептике» неоплатоника Ямвлиха). Разделяя еще платоновскую теорию

идей, Стагирит апеллирует к «созерцательной жизни», а высшим благом

провозглашает «мышление» (рhгоne- sis). Причем слово это он употребляет в

его платоновском значении проникновения философского ума в высшую

реальность - мир идей. Впоследствии этот термин стал означать у него просто

житейскую мудрость.

Лишь в сочинении «О философии», некоторыми исследователями относимом

ко второму периоду творчества мыслителя, Обнаруживаются существенные

отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя, подобно

Спевсиппу, идеи к математическим сущностям - числам. «Если поэтому идеи

означают какое-то иное. число, чем математические, - пишет он,-то это вовсе

недоступно нашему пониманию. Ибо как простому человеку понять [какое-то]

иное число?» (фр. 9). Вместе с тем, Аристотель опровергает и воззрение

пифагорейцев и Платона, утверждая, что из бестелесных точек не могут

образоваться ни линии, ни тем более тела. В этом же сочинении он писал о

двойном происхождении веры в богов: через вдохновение, нисходящее на душу

во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. Показательно при

этом переосмысление образа «пещеры». В своем «Государстве» (V 11, 51 4а -

51 7с) Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные

пленники, видящие перед собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном»

мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире.

Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной

пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев

красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все

это - произведение богов» (Розе фр. 12). Таким образом, не созерцание

запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего

земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок

Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам

последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не

были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только

после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой

тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким

образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля

оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до

н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как

«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О

философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-

видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще

молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено

риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В

этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само

искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар

красноречия.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum,

делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,

«Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в 8-ми кн., «О

небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении» в 2-х кн., «О небесных

явлениях» («Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В

натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский

трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

3. Психология: «О душе» в З-х кн., а также «Малые труды по

естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и

воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О

вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О

жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также не подлинный труд «О

духе», относящийся, видимо, к середине III в. до н. э.

4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О

передвижении животных», «О происхождении животных». Эти аутентичные труды

Аристотеля обычно дополняются рядом трактатов, написанных в школе

Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - «Проблемы»,

где рассматриваются разнородные вопросы физиологии и медицины, а также

математики, оптики и музыки.

5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название

«Метафизика». В издании Беккера ему предшествует трактат «О Мелиссе,

Ксенофане и Горгии».

6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн.,

«Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают

с 5-7 книгами «Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8

книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается не аутентичной, также

не аутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени

между I в. до н. э. - I в. н. э.

7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн.

обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском

переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158

греческих городов-государств. В 1890 г. был.найден папирус с текстом

«Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в З-х кн., за которым

печатается не подлинный трактат «Риторика против Александра»-ранняя

перипатетическая работа. За нею идет трактат «О поэзии».

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти

философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н.

э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей

критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах.

Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних

перипатетиков Андроником Родосским. Цитируются сочинения Аристотеля (кроме

«Афинской политии») соответственно изданию И. Беккера (1831).

Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его

учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и

произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как

таковой выделены специальные науки. Каждой работе Стагирита предшествует

краткое изложение и критический разбор предшествующих учений по данному

вопросу. Тем самым осуществляется первый подход к проблеме, которая затем

решается в духе собственного учения Стагирита. Последний выступает, поэтому

и первым историком науки, хотя его изложение учений древних требует

критического подхода.

Заключение

 

Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.

 

Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид.

 

Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

 

Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

 

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля стали источниками многочисленных школ и направлений.

 

Используемая литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.,

«ТЕИС», 1996 г.

 

2. Богомолов А. С. Античная философия. – М.: МГУ, 1985 г.

 

3. Костюк В.Н. История экономических учений. - М.: «Центр», 1997 г.

 

4. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М.: «ЭКСМО-Пресс»,

1998 г.

 

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: «Центр», 1998 г.

 

6. Чанышев А. Н. Аристотель. – М.: «Мысль», 1981 г.

 

7. Ягдаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. – М.: Инфра – М, 1997.

 

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%E8%F1%F2%EE%F2%E5%EB%FC

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: