Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста (Шабельная Е.А.)




Творчество — это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детс­кой игры. Творчество предполагает наличие у субъек­та способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сво­дится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Во второй половине XX века были выявлены пси­хологические составляющие творческой деятельности:

• гибкость ума — способность к выделению суще­ственных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на дру­гую;

• систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анали­зируются;

• диалектичность мышления — способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;

• способность рисковать и не бояться ответственно­сти за свое решение.

Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У детей же способности к творче­ству складываются постепенно, проходя несколько ста­дий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обя­зательно должен овладеть качествами, формирующи­мися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют вы­делить как минимум три стадии развития творческого мышления (один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразо­ваниями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию):

• наглядно-действенное (дошкольный возраст 5—7 лет);

• причинное (младший школьный возраст);

• эвристическое (с 12 лет и старше).

Рассмотрим стадию наглядно-действенного мыш­ления. Мышление рождается из действия. В младен­честве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

К 5—6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступа­ют уже не реальные предметы, а их образы-представ­ления. Чаще всего дети представляют наглядный, зри­тельный, образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-действенным.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на от­дельные части, анализировать контуры предметов, со­поставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позво­ляет ребенку соединять детали разных образов, приду­мывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяю­щее в себе части многих животных и поэтому облада­ющее такими качествами, которых нет ни у одного су­ществующего животного в мире. В психологии эту спо­собность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических ка­честв, лежащих в основе фантазирования:

• четкое и ясное представление образов предметов;

хорошая зрительная и слуховая память, позволя­ющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, разме­ру и количеству деталей;

• способность комбинировать части разных объек­тов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазий являются не­законченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления на­зывается оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует мно­гих педагогов и психологов.

В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческо­го, личностного характера, а также с детьми, у кото­рых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии — умственном, физи­ческом, художественном, — обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способнос­ти угасают, и развитие таких детей затормаживается.

На развитие креативности оказывают влияние сле­дующие факторы:

• наследственность;

• специально организованное обучение;

• собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

• окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Исходя из этого, для развития творческих способ­ностей в образовательных учреждениях необходимо сво­евременно выявлять детей с предпосылками одаренно­сти, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия пе­дагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобрази­тельной деятельности и т. п.), родителей.

Создание развивающих групп в дошкольных об­разовательных учреждениях для детей, имеющих пред­посылки одаренности, — это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В таких группах дети вмес­те с педагогом-психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способ­ности.

Представленная программа нацелена на развитие творческого мышления. Эта программа содержит в себе решение трех основных задач:

• развитие творческого мышления;

• развитие творческого воображения;

• эмоциональне развитие мира детей пяти-семи лет, имеющих предпосылки одаренности — вы­сокий, превосходящий возрастные нормы, уро­вень развития способностей.

Творить ребенок способен только при условии нор­мального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение нега­тивных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруп­пе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер — мышления, воображения и эмоций в про­грамме по развитию творческого мышления — способ­ствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста.

Программа осуществляется в три этапа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: