Основные принципы развивающей программы




1. Принцип принятия всех продуктов творчества де­тей, независимо от их формы, содержания и каче­ства (поведение не учитывается).

2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.

3. Новые понятия должны вводиться только в знако­мом, доступном содержании.

4. Принцип активности и самостоятельности ребен­ка, а также стимулирование к высказыванию соб­ственных идей по поводу решаемой проблемы.

5. Содержание развивающих игр и упражнений дол­жно быть ориентированно на ребенка и его взаи­модействие с другими детьми.

Организаций занятий:

Каждое занятие включает в себя:

1. Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.

2. Основную часть занятия, которая направлена на до­стижение цели программы и задач каждого заня­тия (решение проблемных ситуаций, изобразитель­ная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)

3. Игру на повышение двигательной активности.

4. Релаксационные дыхательные и мышечные упраж­нения.

5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже про­щаются. При необходимости детям дается домаш­нее задание.

Занятия проводят 1—2 раза в неделю, время — 30 минут, в первую половину дня после основных заня­тий, примерно в 10.30—11.00, с шестью-восемью деть­ми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1—2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии пе­дагог-психолог рассказывает, что и как делать, пока­зывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная де­ятельность). На третьем — дети действуют самостоя­тельно. Взрослый — организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное уп­ражнение проводят или не проводят — в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Взаимодействие при выполнении программы:

Для положительного результата в развитии спо­собностей необходима взаимосвязь педагога-психоло­га, родителей, воспитателя и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

1. Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог информирует воспитателей о том, что такое ода­ренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.

2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-пси­хологом деятельность.

3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Работа с родителями детей, имеющих предпосыл­ки одаренности:

1. Организация совместной работы педагога-психо­лога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способно­стей:

• ознакомление с программой,

• групповая консультация.

 

2. Использование педагогом-психологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональ­ную поддержку детей в оказании правильной по­мощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).

3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, име­ющих предпосылки одаренности.

Содержание развивающих занятий с детьми.

Занятие 1

1. Ритуал приветствия. Снятие эмоционального на­пряжения (один ребенок бросает мяч другому, на­зывая свое имя, или прикасается своими ладошка­ми, здороваясь):

а) «Какое у тебя настроение? На что похоже?»

Участники игры по очереди говорят, на какое вре­мя года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взросло­му: «Мое настроение похоже на белое пушистое облач­ко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает: какое же се­годня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об эмоцио­нальном неблагополучии ребенка.

б) «Подарок» (Дети сидят кругом).

«Ребята, кто любит получать подарки? А кто да­рить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать по­дарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем пода­рить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой пода­рок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь да­вайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».

После того как дети «подарят» друг другу «подар­ки» следует спросить у них, что им понравилось боль­ше и почему, что для них было приятнее — дарить или получать их.

2.1. Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

а) «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите пять предметов круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые пред­меты есть у вас дома».

б) Назовите по три предмета, которые могут соче­тать в себе два названных признака (можно в
переносном смысле). Например: яркий, жел­тый — свет, солнце.

• пушистый, зеленый;

• прозрачный, голубой;

• сильный, добрый;

• звонкий, громкий;

• черствый, черный;

• сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

• гладкий, черный, тихий;

• темный, тяжелый, шумный;

• светлый, легкий, блестящий;

• белый, мягкий, съедобный.

Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция — что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое — для еды). А те­перь я назову вам два признака— например: яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим этим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик».

в) «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку {Приложение 2). Какая
из четырех фигур внизу рисунка совпадает по форме с дырой в сейфе?» {Приложение 3).

2.2. Развитие творческого воображения. Стимулиро­вание фантазий ребенка.

Последовательно предъявляя картинки (часы, конь­ки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? — для чтения. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?»

3. Подвижная игра «Море волнуется — раз, море вол­нуется — два, море волнуется — три. На месте мор­ская фигура замри!»

4. Ритуал прощания.

Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой — и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг другу: «До свидания!»

Занятие 2

1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмо­ционально-благоприятного климата в группе. Ус­тановление контакта.

а) Какое у тебя настроение? (см. занятие 1).

б) Дружба начинается с улыбки: «Сейчас все вмес­те возьмемся за руки, и посмотрим своему соседу в глаза и подарим ему молча самую доб­рую, улыбку. И так поочереди друг другу».

2. Развитие мышления, формирование умения выде­лять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.

Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как можно больше признаков предме­та (каков он).

Для детей шести лет карточки с изображением предметов (цвет, размер, форма, масса, качество по­верхности, температурные особенности, блеск, мате­риал, твердость — мягкость, прочность — хрупкость, функция...). Затем дети обмениваются этими карточ­ками.

3. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображением раз­личных частей тела человека или животного, предме­ты и т. д. Его задача — построить из них фантастичес­кий образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, и сказать, как его можно использовать.

Инструкция. «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвос­ты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него рассказ: как его зо­вут, что он любит, какой он, для чего он нужен»

4. «Дотронься до...»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий гово­рит «Дотронься до синего!» Все должны мгновенно со­риентироваться — обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название цвета периодически меняется. Взрослый следит, что­бы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал прощания.

«Давайте возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их, улыбнемся друг другу и обнимемся». Ве­дущий и дети говорят друг другу «до свидания» после того как поднимутся в группу. Если кому-то необходи­мо домашнее задание, его пишут в тетрадь для домаш­них заданий.

Занятие 3

1. Ритуал приветствия.

Дети здороваются друг с другом и со взрослым ладошками.

«На что похоже настроение», «Подарок».

2.1. Умение угадывать предмет по словесному опи­санию свойств и признаков.

В этом домике жильцы — Все умелые пловцы. Что за дом у них такой

— До краев налит водой? (Аквариум)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное, Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик)

То по лесу кружит, То в поле свистит. Но мы не видали, Каков он на вид. В открытые окна Нежданно влетит... (Ветер)

Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я И вот теперь я спелая. (Вишня).

Не машина, а железный, Со шляпой, а не гриб. (Гвоздь)

Два брата через дорожку живут, А друг друга не видят. (Глаза)

Дом без окон и дверей, В нем шесть кругленьких детей. В темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (Горошинки)

Что за плод! — Шкатулочка с секретом! Семена — стекляшечки на вид — Все прозрачные, все розового цвета, Потрясешь — как странно! — всё звенит. (Гранат)

2.2. Развитие воображения.

«Неоконченный рисунок». «Перед каждым из вас листы с двенадцатью кружочками. Ваша задача из каж­дого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует об­разов, тот и выиграл».

«Вообразите, что вы превратились:

• в тигра, который пробирается в джунглях;

• в робота;

• в парящего над скалами орла;

• в королеву Франции;

• в инопланетянина;

• в кипящую кастрюлю;

• в авторучку, в которой закончились чернила. Изобразите это ваше внутреннее превращение в движении. (Задания расположены в порядке возраста­ния сложностии).

3.Подвижная игра «Порви круг». Дети стоят вкруг, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него.

4. Ритуал прощания.

Занятие 4

1. Ритуал приветствия.

«Какое у тебя настроение?»

«Подарите друг другу улыбку...».

Если у кого-то вдруг плохое настроение, то необ­ходимо спросить у этого ребенка: «Может, тебе чем-то помочь?» Или: «Что тебе подарить?» Каждый из детей делает какой-либо подарок (улыбку, взгляд, тепло руки...)

2.1. Умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе какой-то его части. Детям пред­лагают карточки с незаконченными изображения­ми, приблизительно по 5—7 каждому. Ребенок дол­жен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось.

Усложнение: ребенку предлагается лист с девятью изображениями незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л. Ю. Субботина).

Инструкция. «Перед вами карточки с незакончен­ными рисунками. Посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди расскажите, что у кого получилось».

2.2. Умение сочетать признаки разных предметов (ме­тод фокальных объектов). Название метода про­изошло от глагола «фокусироваться». В перенос­ном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях.

Произвольно выбираем несколько объектов и на зываем их. Желательно чтобы предметы были хоро­шо знакомы ребенку. Затем «примеряем» признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные со­четания этих признаков с изучаемым объектом по­зволяют его рассмотреть с разных, порой с самых необычных, сторон. Новые ракурсы рассмотрения по­зволяют глубже понять его особенности, открыть но­вые и интересные свойства. Например: понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода.

Инструкция. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Чем похожи?"» Мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова. Например: река и молоток.

Но чтобы нам было легче и понятнее, давайте вспомним, какими свойствами обладает молоток?» — (большой, стальной, тяжелый, деревянный, красивый и т. п.)

«А теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово река:

• большая река — Волга, Дон, Амазонка...;

• стальная река — расплавленная сталь в литей­ном цехе завода;

• тяжелая река — река, трудная для туристов, сплавщиков, работников речного транспорта;

• деревянная река — деревянный водопровод в древних городах.

Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле.

3. Подвижная игра «Водный карнавал»

«Сейчас мы все отправимся на праздник к Мор­скому царю. Ну мы же не можем отправиться туда в облике людей: под водой мы погибнем! Что нужно сде­лать? Превратиться в рыбок, крабов, морских коньков, звезд и т. п.»

«Сейчас зазвучит музыка, и вы попадете на карна­вал морских обитателей, будете танцевать как рыбки, коньки, крабы и т. д., а Морской царь будет хвалить особо понравившихся танцоров».

Под плавную музыку морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал.

4. Ритуал прощания.

Занятие 5

1. Ритуал приветствия

«Какое у тебя настроение?». «Подарок».

2. Умение распознавать в неопределенных графичес­ких формах (чернильные пятна, каракули) различ­ ные знакомые предметы.

• Раздают детям картинки с чернильными пятна­ми. Каждому задание: «Посмотри вниматель­но. Кто это? Как его зовут? Придумай об уви­денном сказку».

• Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны сделать «кляксы»: цвет­ные пятна различной величины и формы. За­тем детям предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др. (Приложение 4).

3. Подвижная игра «Прорви круг». Эта игра способ­ствует большей вовлеченности детей в группу. Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один из детей должен с разбегу разорвать круг и ока­заться внутри него.

4. Упражнение на расслабление (Приложение 5). «Пу­тешествие на голубую звезду» под космическую музыку.

5. Ритуал прощания.

Занятие 6

1. Ритуал приветствия.

«На что похоже настроение?» «Подарок».

2.1. Умение находить в двух и более объектах общие и различные признаки.

1) Задание на объединение предметов в группы: стол, стул, шкаф, диван, табурет — что это?;
лимон, яблоко, апельсин, груша — что это?

Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все объединить одним словом».

2) Игра «Лишнее слово». Назвать лишнее слово. Объяснить выбор:

• щука, карась, окунь, рак;

• ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

• Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров;

• ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград;

• заяц, лось, кабан, волк, овца;

• ухо, лицо, нос, рот, глаз;

• рысь, медведь, тигр, кошка, лев;

• змея, паук, ящерица, дерево, улитка;

мяч, коньки, качели, клюшка;

• гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;

• диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;

• дряхлый, старый, изношенный, маленький, вет­хий;

• молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

3) Игра «Назови отличия». Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, само­лет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, сто­ла, птицы? Найдите как можно больше отличий.

Например:

• шкаф — телевизор:

• большой — маленький;

• используется для хранения вещей — не исполь­зуется для их хранения;

• не нуждается в электричестве — нуждается в электричестве.

Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду называть два слова, а вы — назы­вать отличия этих предметов»: шкаф — телевизор, маг­нитофон — собака, книга — машина, звонок — каран­даш, чернильница — стол, самолёт — птица. 2.2. Игра «Выпекание пряничной куколки» (аналогич­но игре «Торт» — по Кряжевой Н.Л.) Водящий «лепит» из ребенка «пряничную кукол­ку», постоянно вслух проговаривая: «Какие красивые глазки, ушки, носик получаются!». Приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, ноги, тело. Когда куколка будет готова, дети трижды вдувают в нее «жизнь». Куколка «оживает».

Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.

3. Подвижная игра «Море волнуется раз!»

4. Ритуал прощания.

Занятие 7

1. Ритуал приветствия.

«На что похоже настроение». «Подарок».

2.1. Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним. «Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать».

Загадки:

По снегу покатите — я подрасту, На костре согреете — я пропаду.

(Снежный ком)

Стукнешь о стенку — а я отскачу, Бросишь на землю — а я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)

Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него — И не будет ничего! (Одуванчик)

Очень любят дети Холодок в пакете Холодок — холодок, Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое).

           
   
 
   
 
 


Нагнут меня ребята — И дождь пойдет на грядки. (Лейка)

Суп варил, картошку пёк. На привале нам помог. Для похода он хорош, Да с собой не понесешь! (Костер)

За ботву, как за верёвку, Можно вытащить... (Морковку)

Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

2.2. Развитие чувств с помощью воображения. Упраж­нение «Волшебники» (Приложение 6). Вначале ребенку предлагают две совершенно оди­наковые фигуры «волшебников» (колдунов, звездоче­тов, фей). Его задача— дорисовать эти фигуры, пре­вратив одну из них в «доброго», а другую — в «злого» волшебника. Затем придумать, что же совершил «доб­рый» и «злой» колдун, колдунья, звездочет, фея, вол­шебница. В конце рассматривают все рисунки.

Можно предложить обыграть встречу двух волшеб­ников: «Представьте, что встретились добрый и злой волшебники и разговорились. О чем они могли гово­рить? Давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся и побеседуют». 3. Детям предлагают вспомнить сказку про Ивана-Царевича и Серого волка, представить, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в неведо­мые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье. Далее детей делят на пары — Ивана-Царевича и его волка. Иванам-Царевичам завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти. Потом по команде ве­дущего волки начинают бегать по комнате и «во­зить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновения или падения Иванов-Ца­ревичей.

4. Расслабление под музыку «Море».

5. Ритуал прощания.

Занятие 8

1. Ритуал приветствия (см. занятие 1).

2.1. Умение использовать мерку при сравнении пред­метов по величине, весу.

• «Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно сле­дить за ходом времени, пока в городе не появятся новые часы?» Сколько способов ты можешь предложить?

• «Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? Рас­скажите, как вы это измерите».

• «Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку, соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого про­дукта?»

«Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следую­щие продукты: муку для оладий, молоко для оладий, масло, сироп, молоко для питья, яйца, соль, перец? Сколько бы вы взяли каждого про­дукта?»

2.2. Развитие фантазии, образного мышления художе­ственного восприятия.

Упражнение «Три краски».

Дают ребенку краски трех цветов, которые, по его мнению, наиболее подходящи друг другу, и просят зак­расить ими весь лист. На что получился похожим ри­сунок? Если ему трудно определить, тогда ему разре­шают немного дорисовать рисунок. Теперь просят при­думать как можно больше названий к полученному ри­сунку.

Инструкция. «Перед вами листы бумаги и различ­ные краски. Выберите любые три понравившиеся вам краски и зарисуйте весь лист бумаги — так, как захоти­те. Представьте, что вы великие художники и создаете самую красивую картину в своей жизни...

А теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что он похож, что там нарисовано, как на­зывается ваш рисунок?»

3. Подвижная игра «Свободный танец».

«Сейчас я включу музыку, а вы с закрытыми гла­зами будете танцевать, выполняя любые, какие вам захочется, движения, не касаясь друг друга».

Ритм, громкость музыки лучше периодически ме­нять.

4. Ритуал прощания.

Занятие 9

1. Ритуал приветствия. Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем желает в данный момент общаться. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Игра дает возможность судить о симпатиях или антипатиях в группе. 2. Умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.

а) Развитие воображения.

«Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь продолжить мое высказы­вание. Итак, начинаем. Я прислушаюсь к мысли каж­дого из вас. (Отвечает каждый ребенок.)

• Такого не бывает, что...

• Все знают, что...

• Витя сел на велосипед, хотя...

• Гоша заблудился, потому что...

• Транспорт — это...

• На высоком дереве жил дятел. Он работал лес­ным доктором. Каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он....

• Жил был каменный человечек.

• В погребе мыши устроили пир...

б) А сейчас я вам начну рассказывать сказку о нео­бычных героях:

«Жил-был маленький гиппопотамчик. Вы знаете кто это?

Многие звери смеялись над ним, что он такой ма­ленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. (Показать картинку. Прило­жение 7.) И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить.

А теперь придумайте сами и продолжите сказку».

И дети по очереди рассказывают тут же придуман­ные сюжеты.

. «Вы все сегодня были замечательными сказочни­ками. Поэтому давайте каждому подарим аплодис­менты».

Дети стоят полукругом, в центр на возвышение поднимается по очереди каждый ребенок: «Попривет­ствуем сказочника из Франции..., самого лучшего и замечательного.. Дети аплодируют каждому ребенку.

Игра эта направлена на повышение самооценки и уверенности в себе.

4. Подвижная игра на выбор детей.

«Вспомните, в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из них вы хотели бы поиграть еще раз?»

Если не вспомнят — ведущий предлагает свою.

5. Ритуал прощания.

Занятие 10

1. Ритуал приветствия «На что похоже настроение?» «Подарок».

2.1. Умение располагать предметы в порядке возрас­тания и убывания.

а) «Посмотри на картинку и мысленно расставь солдат по росту: от большого к маленькому.
Скажи, какой солдат должен стоять первым, вторым, третьим...» (Приложение 8).

б) «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту — от самой маленькой до
самой большой» (Приложение 9).

2.2. Умение находить действия, противоположные по значению. «Сейчас я буду называть слово, а вы мне будете называть противоположное по значению. Например -.разрезатьсоединять, увеличиватьуменьшать.

Таять — Поджигать —

Засыпать — Вытаскивать —

Подниматься — Приглашать —

Нырять — Входить —

Нагревать — Пачкать —

Рисовать — Чинить —

3. Развитие воображения и притязания на признание.

Упражнение «Игрушки» (дети сидят кругом).

Инструкция. «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-то игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в ка­кую игрушку вы превратились: в куклу, слона, маши­ну, мячик или во что-то другое. Может быть, вам уда­стся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игруш­кой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадать­ся, кто в какую игрушку только что превращался».

По очереди в центре внимания оказывается каж­дый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон своего «я».

4. Подвижная игра — «Шел медведь по лесу».

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют:

Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу, Нашел медведь принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, помашем, помашем И опять попляшем, попляшем, попляшем.

При словах «Шел медведь по лесу...» медведь с закрытыми глазами кружится, а когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он вы­бирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если оказывается мальчик — первые две строчки повторя­ются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем поётся в песне.

Так как игра для детей новая, то ведущим назна­чается взрослый или игра разучивается со всеми деть­ми в группе заранее.

5. Ритуал прощания.

 

Литература:

Бачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о са­мой «душевной» науке. — М., 1996.

Зелъцерман Б.А., Гоголева Н.В. Учись! Твори! Развивай­ся! — Рига, 1997.

Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражне­ния и тесты. — СПб., 1998.

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. По­собие для школьных психологов. — М., 1995.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.

Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 19^7.

Словарь практического психолога/Составитель СЮ. Голо­вин. — Минск, 1998.

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярос­лавль, 1997.

Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: