Тут следует сказать, что 2003 год занимает в истории шансона особое место. Это год «начала конца» жанра. Именно в 2003-м шансон начал стремительно переформатироваться под лирический вариант, что в итоге привело к вырождению жанра, его гламуризации. Многие артисты жанра, в том числе и «мэтры», стали широкой публике просто неинтересны – они уже не могли или не хотели сказать народу ничего такого, что народ реально волнует. Вошло в моду говорить с публикой «брендовыми фразами» типа «всё только о любви!» или «я вас всех люблю!!!», сопровождая это призывами делать «выше ладошки» и улыбаться по-голливудски – от стены до стены… Призыв к аплодисментам – приём крайне тревожный, заимствованный из поздней попсы конца 90-х. Это прямое свидетельство профессиональной деградации артиста. Другой напастью того периода стал диктат продюсеров и директоров крупных мероприятий, буквально ставивших артистам условия – что петь и даже что говорить со сцены. Многие сломались и либо ушли с официальной сцены совсем, либо превратились в «китайских болванчиков», пляшущих под чужую дудку по принципу «чего изволите?». Фестиваль «Звёздная пурга 2000», раскрывший подлинный талант подлинно талантливых личностей, так и остался первым и последним фестивалем настоящего шансона, а не его гламурно-лирической профанации.
К счастью, Елена Ваенга в тот период находится в стороне от этого шоу-болота. Находясь в Петербурге, она сочиняет новые песни, записывает альбомы, вырабатывает свой собственный стиль… Только в 2006 году доходит до первых больших концертов. Но пройдёт ещё около 2 лет прежде чем о новой певице заговорит вся страна.
Её первой серьёзной заявкой на Большую сцену становится сольник в БКЗ «Октябрьский» в 2007 году, приуроченный ко Дню Рождения. Это станет традицией – в отличие от многих женщин (Кати Огонёк в том числе), певица не только не скрывает свой возраст и даже вес (!), но и будет отмечать ДР ежегодным концертом в Питере. Концерт проходит с огромным успехом и приковывает к себе пристальное внимание ценителей как шансона, так и других жанров.
|
В новой певице необычно всё – энергетика, «беспощадная к себе» манера пения (некоторые сразу стали сравнивать её с Высоцким), открытое и прямое общение со зрителем, явная музыкальная и актёрская подготовка… Но самым необычным были сами песни. Хотя Ваенга пришла на сцену через шансон, в полной мере шансоном её песни назвать всё-таки было нельзя. Но и в рамки эстрады они никак не вписывались. Песни Ваенги не были «социальными» в традиционном для шансона понимании, но не было в них и того бессмысленного лирического гламура, заполоняющего в то время и попсу и шансон подобно саранче. Ваенга относительно редко улыбается, и в этом ещё одно её принципиальное отличие от эстрады и отформатированного шансона. Люди соскучились по песне-размышлению, песне-разговору, им успели осточертеть гламурная и тупая попса, равно как и бессмысленно веселящийся на пустом месте отлакированный шансон. Ваенга впервые делает то, что почти никто не делал уже 20 лет – она объединяет людей разных музыкальных вкусов, разных возрастов и поколений. На её концертах сидят в одном зале и любители шансона, и почитатели советской эстрады, народной песни и даже рока…
|
В 2008 году певица делает проект, который многим в тогдашней России и вовсе кажется непонятным – концерт песен о Великой Отечественной войне, приуроченный не к 9 мая, как было логично ожидать, а к 22 июня – дате, хоть и памятной, но очень уж «неудобной»… Однако она не только даёт концерт в этот день, но и делает его ещё одной своей традицией – отныне и ежегодно 22 июня в Питере – день концерта военных песен Елены Ваенги. Следует отметить – концерт этот произвёл на зрителей эффект разорвавшейся бомбы. К тому времени попса уже усиленно осваивала военную тематику и по приближении каждого Дня Победы обрушивала на головы зрителей «патриотические» концерты-сборники. Получалось тупо, глуповато, убого и гламурно. Что касается шансона, то он вообще интереса к военной тематике не проявил, хотя объективно был способен освоить такой материал. По сути, Ваенга сделала то, что могла, но не сделала та же Катя Огонёк – исполнила военные песни по-своему, со знанием дела и уважением к самим песням и зрителю.
После этого о новой певице заговорили уже всерьёз. В ноябре 2008 года Ваенга впервые даёт сольник в Москве, в Театре Эстрады. Судя по всему, прошёл он весьма удачно, потому что ждать второго «пришествия» певицы в столицу пришлось совсем недолго: следующие концерты состоялись в январе 2009-го. И это было только начало…