Информационное обеспечение управления стоимостью




Информация, используемая в процессе оценки и управления стоимостью бизнеса, должна быть достоверной, точной и представительной. Для комплексного применения информации в процессе оценки стоимости компании(объекта) ее можно классифицировать на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация характеризует условия деятельности компании в определенной сфере бизнеса. Внутренняя информация дает представление о деятельности компании в целом.

Объем и характер внешней информации различается исходя из целей. Информацию целесообразно представлять в достаточном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.

Макроэкономические параметры включают сведения о том, как влияет на деятельность компании изменение экономической ситуации в стране. Исходя из целей, макроэкономический обзор можно выделить в отдельный раздел отчета об оценке или раскрыть в общем контексте отчета.

Основные факторы макроэкономического характера:

· темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);

· уровень инфляции;

· изменение учетной ставки банковского процента;

· изменение обменного курса валют;

· уровень политической стабильности;

· состояние рынка капитала как источника необходимой информации, например, о возможных ставках дохода по альтернативным вложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компании и др.

Внутренняя информация характеризует текущую (операционную) деятельность компании. Пользователь должен получить максимально полную и достоверную информацию, чтобы понять особенности оцениваемой компании (бизнеса).

Данный информационный блок включает:

· исторический аспект деятельности компании;

· характеристику поставщиков и покупателей товаров (услуг);

· производственные мощности;

· менеджмент;

· внутреннюю финансовую информацию за последние два года (бухгалтерский баланс, отчет о финансовой деятельности, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств);

· долю акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, подлежащий оценке, включая права, привилегии и условия, количественные характеристики, факторы, влияющие на контроль и соглашения, ограничивающие продажу или передачу;

· данные о предыдущих сделках с участием оцениваемой компании, долю акционеров в капитале организации или ее акций и др.

Если в компании разработан бизнес-план, то соответствующие данные можно взять из его разделов. Например, организационно-правовая форма, величина уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного каптала и контрольных пакетах акций и пр.

Анализируя маркетинговую стратегию, оценщик обязан изучить следующую информацию:

· объем продаж за прошлый и текущий периоды и прогноз на ближайшее будущее;

· себестоимость продаж;

· прогнозируемое изменение объема спроса на продукцию предприятия;

· периоды жизненного цикла товаров;

· политику в области рекламы и т.д.

Следовательно, в процессе оценки бизнеса необходимо использовать ретроспективную учетную информацию (бухгалтерскую отчетность) и текущие финансово-экономические показатели, характеризующие финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность, деловую и рыночную активность компании. Следует иметь в виду, что время учета используемых данных и момент оценки между собой не совпадают. Расхождение данных во времени создает условия для появления в них искажений. Среди них можно назвать: изменение стандартов учета исходных данных, деноминацию денежных единиц, колебания курса валют, структурные изменения цен и т.д.

Эти несоответствия создают проблему корректировки всей используемой финансовой отчетности для приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.

Приведение и корректировка финансовой отчетности может включать:

· приведение финансовой информации об оцениваемом предприятии и компаниях-аналогах к единой основе;

· пересчет отчетных стоимостей в текущие;

· корректировку статей доходов и расходов с целью достаточно полного отражения результатов работы предприятия за длительный период времени;

· учет нефункционирующих активов и обязательств и связанных с ними доходов и расходов.

Приведение финансовой отчетности к единой основе состоит в следующем. В рамках российской системы бухгалтерского учета корпорация иногда имеет свободу выбора методов ведения учета. Этот выбор закрепляют в приказе «Об учетной политике предприятия» сроком на один год и может изменяться в течение ряда лет. Правила разработки бухгалтерской отчетности не требуют отражения реальной рыночной стоимости тех или иных активов компании. В такой ситуации компании предпочитают использовать те методы бухгалтерского учета, которые позволяют минимизировать налоги.

Поскольку отечественное законодательство не предоставляет стандарты на составление финансовых документов по рыночной стоимости, то возможным вариантов является приведение отчетности к стандартам IAS или GAAP.

Оценка компании должна базироваться на реальных (очищенных от влияния инфляции) значениях используемых показателей. В условиях существенного изменения цен учетные значения стоимостных показателей значительно отличаются от их реальных значений. Следовательно, использование учетных данных требует их корректировки исходя из динамики цен, т.е. инфляции.

В теории финансового менеджмента существуют два альтернативных пути корректировки (очищения) показателей на влияние инфляции:

· прямая корректировка активов и денежных сумм на значения инфляционного фактора;

· учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством включения в процедуру дисконтирования инфляционного фактора.

В странах с развитой рыночной экономикой различия в значениях итоговых показателей при использовании указанных подходов минимальны. В странах с высокими темпами инфляции появляются заметные различия в значениях итоговых показателей в зависимости от того или иного подхода корректировки на инфляцию. При проведении оценки в России предпочтительнее использовать метод, основанный на прямой корректировке денежных сумм на значения инфляционного фактора.

В качестве значений инфляционных показателей исходя из сферы деятельности компании можно использовать: индекс цен предприятий-производителей; индекс потребительских цен; значения девальвации основной валюты; индекс цен, рассчитанный для конкретной компании.

Как уже отмечалось, оценщик должен изучить ретроспективную финансовую отчетность оцениваемой компании. Оценивая корпорации в России, чаще всего бывает необходимым осуществлять поквартальный анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности и как минимум за два года, предшествующие дате оценки. Если оцениваемое предприятие относят к сезонным, то анализ финансовой отчетности обязательно осуществляют на базе поквартальной отчетности как минимум за прошедшие два года.

На втором этапе следует откорректировать финансовую отчетность на возможные отклонения от правил ведения бухгалтерского учета, а также произвести различные нормализованные корректировки (см. табл. 1.3).

 

Таблица 1.3

Наиболее часто встречающиеся отклонения от правил ведения

бухгалтерского учета

Отклонения Интерпретация отклонения
1. Занижение безнадежной дебиторской задолженности   Собственники компаний с большим объемом продаж в кредит настроены оптимистично в отношении погашения дебиторской задолженности.
2. Неучтенные доходы Владельцы отдельных предприятий предпочитают не показывать в бухгалтерской отчетности часть продаж, осуществленных за наличный расчет.
3. Несписание устаревших или поврежденных материально-производственных запасов (МПЗ) Эта ошибка часто встречается у компаний с большими МПЗ обширной номенклатуры.
4. Отражение в финансовой отчетности устаревшего, поврежденного или ненужного оборудования Данная проблема чаще всего возникает у компаний с большими капвложениями в основной капитал, особенно если долго не проводилась инвентаризация. Для целей оценки в балансовом отчете следует отражать только активы и пассивы, необходимые для операционной деятельности. Следовательно, необходима корректировка на непроизводственные и избыточные активы и относящиеся к ним пассивы.
5. Кредиты филиалам и от филиалов Кредиты филиалам могут быть не связаны с производством. Кредиты от филиалов могут быть отнесены к статьям долгосрочной задолженности или собственному капиталу.
6. Компенсации владельцу или членам его семьи, превышающие или находящиеся ниже разумного уровня Прибыльные компании могут выплачивать часть своей чистой прибыли владельцам или членам их семей в качестве компенсации. Они могут числиться в компании как «мертвые души». Убыточные компании могут не доплачивать своим владельцам, чтобы снизить сумму убытка. Для целей оценки компенсации владельцам должны быть откорректированы до разумного уровня.
7. Доходы и расходы единовременного характера Данные доходы и расходы (например, расходы на переезд, прибыль или убыток от продажи капитальных активов и пр.) должны быть исключены из отчета.
8. Сомнительные договора Компании закрытого типа часто заключают договора либо не имеющие отношения к операционной деятельности, либо на завышенную сумму. Необходимо провести корректировку на доходы и расходы по таким договорам.

 

Если необходимо внести поправки в бухгалтерскую отчетность, то на третьем этапе целесообразно заново вычислить налог на прибыль. База для таких расчетов – откорректированная прибыль до налогообложения. На данном этапе рассчитывают откорректированную чистую прибыль.

В процессе оценки предприятия(бизнеса) возникает необходимость проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важную информацию об оцениваемой компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых для определения конечной стоимости бизнеса.

Для целей оценки бизнеса также необходимо учесть фактор риска. Существуют два подхода к трактовке элементов риска при проведении оценочной деятельности:

· осуществление понижающей корректировки ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы оценить данную неопределенность;

· учет риска путем использования повышенной ставки дисконта при оценке ожидаемого потока, чтобы отразить требуемую доходность как вознаграждение за риск.

На практике подход к учету риска путем использования высокой ставки дисконтирования является более часто применяемым.

Экономический смысл используемого повышения ставки дисконтирования состоит в поиске некоторого дополнительного дохода, превышающего безрисковую ставку, как компенсацию за риск владения этими активами. Данный подход представлен двумя наиболее распространенными моделями САРМ и кумулятивным методом, который будет проанализирован в дальнейшем.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды информации можно отнести к внешней и внутренней?

2. Что выражает инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки бизнеса?

3. Что понимают под нормализацией бухгалтерского баланса?

4. Какие корректировки актива баланса могут быть необходимы в процессе нормализации отчетности?

5. Какие корректировки пассива баланса могут быть действенными в процессе нормализации финансовой отчетности?

6. Приведите возможные нормализационные процедуры в отчете о прибылях и убытках.

7. Что понимают под приведением учетных показателей к единой базе?

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: